подшипники
КАЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ
ЧАСТЬ 1
Издание официальное
Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
19 8 9
Продолжение табл. 6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечания:
Z)wecos а
1. Коэффициент /с для промежуточных значений -определяют линей-
^pw
ной интерполяцией.
2. В таблице приведены значения /с для роликовых подшипников в таком исполнении, при котором контактное напряжение равномерно распределено вдоль наиболее нагруженной линии контакта ролика и дорожки качения.
3. Меньшие значения /с применяют для роликовых подшипников таких исполнений, при которых в месте контакта ролика и дорожки качения возникает большая концентрация напряжений. Такая концентрация напряжений может возникать на краях ролика при линейном контакте в подшипнике в случаях, когда ролики не имеют точного направления, а также когда длина роликов в 2,5 раза и более превышает их диаметр.
Таблица 7 Коэффициент /с для роликовых упорных и упорно-радиальных подшипников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание. Коэффициент /с для промежуточных значений —– или ^pw Dwccos а – — определяют линейной интерполяцией, flpw |
8. При расчете базовой динамической радиальной грузоподъемности и эквивалентной динамической радиальной нагрузки для двух одинаковых шариковых или роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, установленных рядом на одном валу широкими или узкими торцами друг к другу и образующих один подшипниковый узел, пару подшипников рассматривают как один радиально-упорный двухрядный подшипник. При этом коэффициенты X и Y при определении эквивалентной нагрузки роликовых подшипников принимают по табл. 10 для двухрядных подшипников.
Таблица 8 Коэффициенты X и У для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ 18855-82 |
ы
*о
00
Продолжение табл. 8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
28-55881 IOOJ |
Конструктивная
разновидность
подшипника
Относительная осевая нагрузка
для однорядного подши1ыика при
для двухрядного подшипника при
VFr
■<е
VFr
>е
VFr
<е
VFr
>е
35е.
36е
0.37
0.66
0.66
0.60
1.07
0,95
Радиально -упорный подшипник
40°
45°
0,35
0,57
0.55
0.57
0.93
1.14
0.33
0.50
0,47
0.54
0.81
1.34
Сферический
подшипник
0.40
0.40 ct$0
0.42 ctjca
0,65
0,65 ctf-a
1.5 t ga
—
For
Радиальный однорядный со съемным наружным кольцом
0,50
2.50
0.20
Примечания:
1. Допустимое максимальное значение относительной осевой нагрузки зависит от конструкции подшипника (зазора в подшипнике и глубины желоба дорожки качения).
2- Значения X. У и е для промежуточных значений относительной осевой нагрузки или для угла контакта а определяют линейной интерполяцией.
Коэффициенты X и Толя шариковых у порно-радиальных подшипников |
Fx Примечание. Значения < е для одинарных подшипников не применяют. |
Коэффициенты X и У для роликовых радиально-упорных подшипников |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Таблица 11 |
Коэффициенты X и У для роликовых упорно-радиальных подшипников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а Примечание. Значения -< е для роликовых упорно-радиальных оди- |
нарных подшипников не применяют.
9. Базовая динамическая радиальная грузоподъемность для двух или более одинаковых шариковых или роликовых радиально-упорных подшипников, установленных рядом на одном валу по схеме тандем и образующих общий подшипниковый узел, при равномерном распределении нагрузки равна динамической грузоподъемности одного однорядного подшипника, умноженной на число подшипников в степени 7/10 для шариковых и в степени 7/9 для роликовых подшипников, а при расчете эквивалентной динамической радиальной нагрузки используют коэффициенты X и Y для однорядного подшипника, причем значения Fa и FT принимают в качестве общей нагрузки, действующей на весь комплект.
Для шариковых радиально-упорных однорядных подшипников относительную осевую нагрузку (по табл. 8) определяют при условии, что / = 1, а значения Fa и Сог относятся только к одному подшипнику, несмотря на то, что значения Fr и Fa — общие нагрузки на весь комплект.
10. Базовая динамическая осевая грузоподъемность для двух или более одинаковых роликовых упорно-радиальных однорядных подшипников, установленных рядом на одном валу по схеме тандем и образующих общий подшипниковый узел, при равномерном распределении нагрузки должна быть равна динамической грузоподъемности одного однорядного подшипника, умноженной на число подшипников в степени 7/9.
11. Для определения базовой долговечности двух и более однорядных подшипников, работающих как один подшипниковый узел, применяют расчетные формулы, приведенные в табл. 3.
В этом случае грузоподъемность Сг(Са) определяют для всего комплекта и эквивалентную нагрузку Рт (Ра) определяют для действующей на него суммарной нагрузки.
12. Расчет скорректированной долговечности с учетом условий смазки, качества материала и повышенных требований к надежности приведен в приложении 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ I Справочное
ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ
I. Долговечность отдельного подшипника – число оборотов, которое одно из колец подшипника делает относительно другого кольца до начала усталостного разрушения материала на одном из колец или тел качения.
2 Надежность группы подшипников одного типоразмера, конструкции и технологии изготовления в одинаковых условиях эксплуатации – процент подшипников в данной группе, у которых предполагается достижение или превышение определенной долговечности.
3. Надежность отдельного подшипника качения – вероятность того, что подшипник достигнет или превысит определенную долговечность.
4. Базовая долговечность отдельного подшипника качения или группы идентичных подшипников качения, работающих в одинаковых условиях эксплуатации -долговечности при 90 %-ной надежности.
5. Базовая динамическая радиальная грузоподъемность – постоянная радиальная нагрузка, которую подшипник качения может воспринимать при базовой долговечности, составляющей один миллион оборотов. Для однорядных радиально-упорных подшипников радиальная грузоподъемность соответствует радиальной составляющей нагрузки, которая вызывает чисто радиальное относительное смещение колец.
6. Базовая динамическая осевая грузоподъемность – постоянная центральная осевая нагрузка, которую подшипник качения может воспринимать при базовой долговечности, составляющей один миллион оборотов.
7. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка – постоянная радиальная нагрузка под действием которой подшипник качения будет иметь такую же долговечность, как и в условиях действительной нагрузки.
8. Эквивалентная динамическая осевая нагрузка – постоянная центральная осевая нагрузка, под действием которой подшипник качения будет иметь такую же долговечность, как и в условиях действительной нагрузки.
9. Диаметр ролика для расчета грузоподъемности – по ГОСТ 18854-82.
10. Длина ролика для расчета грузоподъемности – по ГОСТ 18854-82.
II. Номинальный угол контакта – по ГОСТ 18854-82.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое
СКОРРЕКТИРОВАННАЯ РАСЧЕТНАЯ ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
1. Обычный критерий оценки эксплуатационных свойств подшипника – базовая долговечность, рассчитываемая по настоящему стандарту. Эта долговечность соответствует 90 %-ной надежности. Однако, в некоторых случаях использования подшипников желательно рассчитывать долговечность при других уровнях надежности.
УДК 621.822:006.354
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Сборник „Подшипники качения” ч. 1 содержит стандарты, утвержденные до 1 июня 1989 г.
В стандарты внесены все изменения, принятые до указанного срока.
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотрен* ных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно информационном указателе „Государственные стандарты СССР”.
-89
31304 П –
085 (02)
© Издательство стандартов, 1989
2. Скорректированную расчетную долговечность Ln в миллионах оборотов для надежности (100 — п) % определяют по формуле
^•п ~ а\ »
где ах – коэффициент долговечности при надежности, отличной от 90 %.
Значения коэффициента а, приведены в таблице настоящее приложения.
3. Базовая долговечность распространяется на обычные подшипниковые стали при нормальных условиях эксплуатации (правильной установке подшипника, правильном способе смазки, защите от проникания инородных тел, в случае, когда подшипник находится под действием нормальной на1рузки и не подвергается воздействию экстремальных температур). Если в некоторых случаях свойства материала и условия эксплуатации отличаются от обычных, то необходимо учесть их влияние при расчете долговечности.
4. Скорректированную расчетную долговечность /,|ва в миллионах оборотов для свойств материала и эксплуатационных условий, отличающихся от нормальных, определяют по формуле
^юа — »
где а7 – коэффициент долговечности, учитывающий особые свойства материала; aJ — коэффициент долговечности, учитывающий особые условия эксплуатации.
5. Скорректированную расчетную долговечность Lnа в миллионах оборотов для свойств материала и условий эксплуатации, отличающихся от нормальных, при (100-W) %-ной надежности определяют по формуле
^•na = а\ а7аj^io •
6. При расчете скорректированной расчетной долговечности и выборе размера подшипника следует учитывать:
максимальные допустимые отклонения подшипника; минимальную прочность и жесткость вала и корпуса.
Если скорректированная расчетная долговечность превышает Ll0, следует провести проверку влияния упомянутых факторов.
Коэффициента, |
|||||||||||||||||||||
|
7. Коэффициент а2 определяют по результатам испытаний и из опыта эксплуатации подшипников.
Значения коэффициента задает изготовитель подшипника.
8. Не следует изменять значения а2 (принимать значения, отличные от единицы) только на основе анализа новых марок сталей. Значения а}, превышающие единицу, могут быть использованы лишь для подшипников, изготовленных из специальных сталей или из сталей с особенно низким содержанием неметаллических включений.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
гост
18855-82 (CT СЭВ 2793-80)
Взамен ГОСТ 18855-73
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ
Расчет динамической грузоподъемности, эквивалентной динамической нагрузки и долговечности
Rolling bearings. Calculation of dynamic load ratings and life ratings
ОКП 64 0000
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25 июня 1982 г. № 2520 срок введения установлен
с 01.01.83
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на подшипники качения, размеры которых соответствуют ГОСТ 3478-79, а технические требования — ГОСТ 520-89, и устанавливает формулы и значения коэффициентов для расчета базовой динамической грузоподъемности, эквивалентной динамической нагрузки и долговечности.
Настоящий стандарт не распространяется на подшипники следующих конструктивных разновидностей:
1) шариковые с разъемными кольцами (с многоточечным контактом), шариковые чашечные и шариковые с канавкой для заполнения шариками;
2) роликовые двухрядные сферические, с игольчатыми роликами, с длинными и витыми роликами;
3) без колец в тех случаях, когда поверхность качения на валу или в корпусе не обладает свойствами, присущими дорожкам качения колец подшипников.
Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведены в приложении 1.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 2793-80.
В стандарте учтены требования международного стандарта ИСО 281/1-76.
2. В стандарте приняты следующие обозначения:
Ст — базовая динамическая радиальная грузоподъемность, N (кге);
Са — базовая динамическая осевая грузоподъемность, Ы(кгс);
Сог ~ базовая статическая радиальная грузоподъемность, Ы(кгс);
Dw — диаметр шарика, мм;
Перепечатка воспрещена
Z)we — диаметр ролика для расчета грузоподъемности, мм;
Издание официальное ★
Z)pw — диаметр окружности центров шариков или роликов, мм;
Lwe – длина ролика для расчета грузоподъемности, мм;
Fr – радиальная нагрузка на подшипник или радиальная составляющая нагрузки, действующей на подшипник, Ы(кгс);
Fa – осевая нагрузка на подшипник или осевая составляющая нагрузки, действующей на подшипник, N (кгс);
Рт — эквивалентная динамическая радиальная нагрузка, Ы(кгс); Ра – эквивалентная динамическая осевая нагрузка, N (кгс);
X – коэффициент радиальной нагрузки;
Y — коэффициент осевой нагрузки;
z – число тел качения в однорядном подшипнике, число тел качения в одном ряду многорядного подшипника при равном их количестве в каждом ряду;
/ — число рядов тел качения в подшипнике; а – номинальный угол контакта подшипника,…°;
L ю — базовая долговечность, миллионы оборотов;
е – предельное значение отношения Fa/Fr, обусловливающее выбор коэффициентов X и Y\ fc — коэффициент, зависящий от геометрии деталей подшипника, точности их изготовления и материала;
V — коэффициент вращения;
Со а “ базовая статическая осевая грузоподъемность, N(Krc);
3. Базовую динамическую радиальную грузоподъемность радиальных и радиально-упорных подшипников, базовую динамическую осевую грузоподъемность упорных и упорно-радиальных подшипников, эквивалентную динамическую радиальную и осевую нагрузки следует определять по расчетным формулам, приведенным в табл. 1 и 2.
Расчетные формулы действительны для подшипников, работающих при постоянных по величине и направлению (или приводимых к ним) нагрузках, при частоте вращения ниже предельной, отказ которых возникает из-за усталостного разрушения.
Динамическую грузоподъемность подшипников с радиусами желобов, отличающихся от указанных в примечании 2 к табл. 4 и 5, определяют расчетом контактных напряжений.
4. Базовую долговечность шариковых и роликовых подшипников рассчитывают по формулам, приведенным в табл. 3.
5. Значения коэффициента / должны быть не менее указанных в табл. 4-7.
6. Значения коэффициентов X и Y должны соответствовать указанным в табл. 8-11.
7. При расчете базовой динамической радиальной грузоподъемности для двух одинаковых шариковых радиальных однорядных подшипников, установленных рядом на одном валу и образующих один подшипниковый узел, пару подшипников рассматривают как один радиальный двухрядный подшипник.
& Таблица] |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ 18855 82 |
Конструктивная разовндиость подшипника |
Динамическая грузоподьсмность |
||
упорно-радиальный однорядный одинарный и двойной |
С, = fc(/.we cos tg а при а * 90е |
||
упорный и упорно-радиальный миогорядный |
С, в (jJ£wei + + , . . + zn£wen). – */* »/* f S . / \ . . i |
•Щ- |
|
C.„ ) _ |
Примечания:
1. В формулах для расчета С, для шариковых и роликовых упорных и упорно-радиальных подшипников г – число тел качения, воспринимающих осевую нагрузку в одном направлении. Если несколько роликов устанавливают по одну сторону оси подшипника так, что их оси совпадают, то эти ролики рассматривают как один ролик длиной Lравной сумме длин этих роликов.
2. Для шариковых и роликовых упорных и упорно-радиальных многорядных подшипников значения C4j , Ctj>. . ,jCan для рядом с числом тел качения гь г2 . . . zn (имеющих длины Lwtl. Z.wtJV . >T£wen роликовых подшипников) определяют по соответствующим формулам для однорядных подшипников.
Расчет эквивалентной динамической нагрузки |
||||||||||||
|
||||||||||||
равнению нагрузки; V = 1, 2 при неподвижном по отношению к направлению нагрузки внутреннем кольце. |
Расчет базовой долговечности
Таблица 3 |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Примечание. Формулы применимы для случаев, когда Рг (Р_) не превышает 0,5 Сх (0,5 Са). |
Коэффициент /с для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечания:
Ду cos а
1. Коэффициент /с для промежуточных значений -у — определяют линейной интерполяцией. pvN
2. Коэффициент /с действителен для радиальных и радиально-упорных подшипников, у которых радиус профиля желоба в поперечном сечении нс превышает 0,52 Z)w на внутреннем кольце и 0,53 Z)w – на наружном.
Таблица 5 Коэффициент/с для шариковых упорных и упорно-радиальных подшипников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечания:
Dw DwcosG
1. Коэффициент/с для промежуточных значений – , или
^pw ^pw
углов контакта а определяют линейной интерполяцией.
2. Коэффициент /с действителен для подшипников, у которых радиус профиля желоба нс превышает 0,54 Z>w.
Таблица 6 Коэффициент/с для роликовых радиальных и радиально-упорных подшипников |
||||||||||||||||||||||||
|
Приложение 1 (справочное) Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте
Приложение 2 (рекомендуемое) Скорректированная расчетная долговечность
стр. 1
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 15
стр. 16
стр. 17
стр. 18
стр. 19
стр. 20
стр. 21
стр. 22
стр. 23
стр. 24