ГОСТ 21140-88
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
ТАРА
СИСТЕМА РАЗМЕРОВ
ИПК
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТАРА Система Package. System of dimensions |
ГОСТ |
Дата введения 01.01.89
Настоящий стандарт распространяется на
тару прямоугольного и круглого сечения и устанавливает для нее единую систему
размеров, исходя из модуля 600´400 мм с учетом
номинальных размеров поддонов 1200´1000 мм и 1200´800 мм.
Стандарт следует применять при
проектировании и закупке по импорту тары, оборудования, связанного с размерами
тары, средств пакетирования, транспортного и складского оборудования.
Стандарт не распространяется на тару, для
которой в зависимости от специальных условий и технико-экономического
обоснования определены другие размеры.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Размеры транспортной и
потребительской тары должны быть увязаны между собой и с размерами средств
пакетирования, транспортного, складского оборудования.
1.2. Размеры тары, производимые от модуля
600´400 мм и обеспечивающие полное заполнение площади
поддонов 1200´1000 и 1200´800 мм,
являются предпочтительными.
2. РАЗМЕРЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ
2.1. Сочетания длины и ширины
транспортной тары прямоугольного сечения должны соответствовать указанным в
таблице.
При невозможности или нецелесообразности
применения размеров основного ряда сочетания длины и ширины транспортной тары
выбирают из дополнительного ряда размеров.
Размеры, мм
Наружный |
Размещение |
Размещение |
|||
Длина |
Ширина |
Номер |
Использование |
Номер |
Использование |
Основной |
|||||
1200 |
1000 |
1 |
100,0 |
– |
– |
800 |
– |
– |
1 |
100,0 |
|
500 |
2 |
100,0 |
– |
– |
|
400 |
– |
– |
2 |
100,0 |
|
333 |
3 |
100,0 |
– |
– |
|
250 |
4 |
100,0 |
– |
– |
|
200 |
5 |
100,0 |
4 |
100,0 |
|
1000 |
600 |
6 |
100,0 |
– |
– |
400 |
7 |
100,0 |
– |
– |
|
300 |
8 |
100,0 |
– |
– |
|
240 |
9 |
100,0 |
– |
– |
|
200 |
10, |
100,0 |
– |
– |
|
800 |
600 |
– |
– |
6 |
100,0 |
400 |
– |
– |
7, |
100,0 |
|
300 |
– |
– |
8 |
100,0 |
|
240 |
– |
– |
9 |
100,0 |
|
200 |
13 |
93,0 |
10 |
100,0 |
|
600 |
500 |
14 |
100,0 |
– |
– |
400 |
15 |
100,0 |
14 |
100,0 |
|
333 |
16 |
100,0 |
|
|
|
250 |
18 |
100,0 |
17 |
94,0 |
|
200 |
19, |
100,0 |
18 |
100,0 |
|
160 |
– |
– |
19 |
100,0 |
|
133 |
21 |
100,0 |
22 |
100,0 |
|
100 |
23, |
100,0 |
25, |
100,0 |
|
500 |
400 |
27 |
100,0 |
– |
– . |
300 |
28 |
100,0 |
29 |
94,0 |
|
240 |
30 |
100,0 |
– |
– |
|
200 |
31, |
100,0 |
– |
– |
|
500 |
150 |
33 |
100,0 |
34 |
94,0 |
120 |
35 |
100,0 |
– |
– |
|
100 |
36 |
100,0 |
37 |
94,0 |
|
400 |
400 |
– |
– |
27 |
100,0 |
300 |
38 |
100,0 |
28 |
100,0 |
|
250 |
39 |
100,0 |
40 |
94,0 |
|
240 |
41 |
96,0 |
30 |
100,0 |
|
200 |
42, |
100,0 |
31, |
100,0 |
|
150 |
46, |
100,0 |
33 |
100,0 |
|
120 |
48 |
96,0 |
35 |
100,0 |
|
100 |
49 |
100,0 |
36 |
100,0 |
|
300 |
250 |
50 |
100,0 |
51 |
94,0 |
200 |
52, |
100,0 |
50, |
100,0 |
|
160 |
55 |
96,0 |
52 |
100,0 |
|
133 |
56, |
100,0 |
58 |
100,0 |
|
100 |
59 |
100,0 |
60 |
100,0 |
|
250 |
240 |
61 |
100,0 |
62 |
94,0 |
200 |
63, |
100,0 |
65 |
99,0 |
|
150 |
66 |
100,0 |
67 |
98,0 |
|
240 |
200 |
68 |
100,0 |
61 |
100,0 |
200 |
200 |
69 |
100,0 |
63 |
100,0 |
160 |
70 |
96,0 |
69 |
100,0 |
|
150 |
71 |
100,0 |
66 |
100,0 |
|
133 |
72 |
100,0 |
73 |
100,0 |
|
120 |
74 |
100,0 |
75 |
100,0 |
|
100 |
76 |
100,0 |
77 |
100,0 |
|
Дополнительный |
|||||
1100 |
1000 |
78 |
92,0 |
– |
– |
800 |
– |
– |
78 |
92,0 |
|
500 |
79 |
92,0 |
– |
– |
|
400 |
– |
– |
79 |
92,0 |
|
333 |
80 |
92,0 |
– |
– |
|
200 |
– |
– |
81 |
92,0 |
|
900 |
600 |
82 |
90.0 |
– |
– |
400 |
83 |
90,0 |
– |
– |
|
300 |
84 |
90,0 |
– |
– |
|
200 |
85 |
90,0 |
– |
– |
|
720 |
600 |
– |
– |
82 |
– |
400 |
– |
– |
83 |
90,0 |
|
300 |
– |
– |
84 |
90,0 |
|
240 |
– |
– |
86 |
90,0 |
|
200 |
– |
– |
85 |
90,0 |
|
560 |
500 |
87 |
93,0 |
– |
– |
400 |
88 |
93,0 |
87 |
93,0 |
|
333 |
89 |
93,0 |
– |
– |
|
240 |
90 |
90,0 |
91 |
98,0 |
|
200 |
92 |
93,0 |
93 |
93,0 |
|
465 |
400 |
94 |
93,0 |
– |
– |
300 |
95 |
93,0 |
– |
– |
|
240 |
96 |
93,0 |
– |
– |
|
200 |
97 |
93,0 |
– |
– |
|
360 |
300 |
98 |
90,0 |
95 |
90,0 |
240 |
99 |
94,0 |
96 |
90,0 |
|
200 |
100 |
90,0 |
97 |
90,0 |
|
333 |
200 |
101 |
100,0 |
102 |
97,0 |
320 |
240 |
103 |
96,0 |
104 |
96,0 |
200 |
105 |
96,0 |
106 |
93,0 |
|
280 |
240 |
107 |
95,0 |
108 |
98,0 |
266 |
240 |
109 |
90,0 |
103 |
100,0 |
200 |
110 |
97,0 |
105 |
100,0 |
Примечание. Подчеркнутые сочетания размеров
являются предпочтительными.
2.2. Наружные диаметры транспортной тары
круглого сечения выбирают из следующего ряда размеров, мм:
1200, 1000, 800, 620, 600, 550,
500, 484, 435, 400, 370, 351, 320, 294, 277, 266, 246, 226,
219, 200
2.3. Внутренние размеры транспортной тары
устанавливаются, исходя из толщины ее стенок и с учетом величины деформации при
транспортировании и хранении продукции. Например, вибрация при
транспортировании, давление на ящики в штабеле и др.
2.4. При выборе высоты транспортной тары
следует исходить из основных принципов: минимального расхода тарного материала
и с учетом пакетных перевозок грузов (высота пакета).
Рекомендуемый ряд для выбора наружной
высоты транспортной тары, мм:
1200, 1150, 1100, 1050, 1000, 950 900,
850, 800, 775, 720 675, 620, 600, 560, 500, 465, 400, 360, 333, 320, 300, 280,
266, 250, 240.
2.5. Отклонения от размеров тары
устанавливаются в стандартах на конкретные виды тары.
2.6. Схемы размещения транспортной тары
на поддонах приведены в приложениях 1, 2.
3. РАЗМЕРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ТАРЫ
3.1. Порядок расчета размеров
потребительской тары, а также выбора транспортной тары для потребительской или
изделий заданных размеров даны в приложении 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
РАЗМЕЩЕНИЕ РЯДОВ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ
ПРЯМОУГОЛЬНОГО СЕЧЕНИЯ НА ПОДДОНАХ
1. Обозначения:
(I) – поддон размером 1200´1000
мм;
(II) – поддон размером 1200´800
мм.
2. Ряд тары в штабеле по высоте располагают с разворотом каждого
следующего слоя на 180°.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Рекомендуемое
РАЗМЕЩЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ КРУГЛОГО СЕЧЕНИЯ НА
ПОДДОНАХ
Размеры, мм
|
Наружный |
Количество |
Схема |
|||
|
1200´1000 |
1200´800 |
1200´1000 |
1200´800 |
||
|
при h не более 1000 1200 |
1 |
– |
В горизонтальном положении |
– |
|
|
» h » » 800 |
– |
1 |
|
|
|
|
при 1000 |
1 |
– |
В |
– |
|
|
» h » » 600 |
2 |
– |
|
|
|
|
при 800 |
1 |
1 |
В |
В |
|
|
» h » » 600 |
2 |
2 |
|
|
|
|
620, 600 |
– |
2 |
|||
|
550 |
3 |
– |
|
||
|
500 |
4 |
– |
|
||
484 |
– |
3 |
|
|
||
435 |
– |
4 |
|
|
||
400 |
– |
6 |
|
|
||
370 |
8 |
– |
|
|
||
351 |
– |
6 |
|
|
||
320 |
12 |
8 |
|
|||
294 |
– |
11 |
|
|
||
277 |
18 |
12 |
|
|||
266 |
– |
13 |
|
|
|
|
246 |
24 |
15 |
|
|||
226 |
23 |
18 |
|
|||
219 |
25 |
20 |
|
|||
200 |
30 |
24 |
|
|||
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Рекомендуемое
ПОРЯДОК РАСЧЕТА РАЗМЕРОВ ТАРЫ
1. Наружные размеры потребительской тары
должны быть увязаны с внутренними размерами транспортной тары с учетом
требований к количеству (массе) продукции и схеме укладок потребительской тары
в транспортную.
2. При определении размеров
потребительской тары основными являются ее теоретические наружные размеры.
Теоретические наружные размеры
потребительской тары включают ее внутренний размер, толщину стенок и их
деформацию после заполнения тары, размеры комплектующих деталей и зазоры,
необходимые для укладывания потребительской тары в трансфертную.
3. Теоретические наружные размеры
потребительской тары (l) вычисляют по формуле
(1) |
где А – внутренний размер транспортной тары для
рассчитываемого размера потребительской тары по длине, ширине, высоте, мм;
К – количество единиц потребительской тары в ряду для одного внутреннего
размера транспортной тары.
4. Внутренние размеры (L)
потребительской тары по длине, ширине, высоте, диаметру вычисляют по
формуле
(2) |
где l – теоретический наружный размер тары по длине,
ширине, высоте и диаметру, мм;
Dl –
суммарная величина деформации по длине, ширине, высоте и диаметру наполненной
тары, мм;
b – суммарная толщина двух стенок тары с учетом конструктивных
деталей, увеличивающих ее габаритные размеры (бортики, ручки и т. п.), мм;
c – величина зазора, необходимого для ручной или
механизированной укладки блока тары в ящик, мм;
f – суммарная толщина комплектующих деталей
(перегородок, прокладок и т. п.), мм;
k – количество единиц потребительской тары в ряду для
одного внутреннего размера транспортной тары.
Величины Dl и c
определяются экспериментально путем
опытных укладок.
5. В случае необходимости определения
(выбора) размеров транспортной тары по установленным параметрам потребительской
– (в мм) теоретические размеры потребительской тары вычисляют по формуле:
l = L + ∆l + b + + , |
(3) |
5.1. После определения теоретической
длины, ширины и высоты потребительской тары устанавливают количество ее единиц
(N) в транспортной таре по формуле
(4) |
где М – масса груза в единице транспортной
тары, кг;
тb – масса
брутто изделия (товара) в единице потребительской упаковки или масса изделия
при упаковывании без потребительской тары, кг;
т – масса комплектующих деталей и вспомогательных упаковочных средств в
единице транспортной тары, кг.
Величина М определяется в
зависимости от требований потребителя, способов проведения манипуляций с
транспортной тарой, требований к сохранности продукции и других факторов. Если
при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах предусмотрен ручной
труд, то необходимо учитывать ограничения по нормам переноски грузов,
установленных государственными документами.
5.2. С целью выбора транспортной тары
оптимальных размеров анализируются различные варианты укладывания
потребительской тары (изделий) в транспортную.
При необходимости анализа большого числа
вариантов работу целесообразно проводить с применением
электронно-вычислительных машин.
5.3. Внутренние размеры транспортной тары
(А) вычисляют (в мм) по формуле
A
= l ∙
k.
5.4. Наружные размеры транспортной тары
определяют с учетом толщины тарного материала и конструкции тары. При этом
полученные расчетным путем размеры транспортной тары увеличиваются до
ближайшего размера, приведенного в таблице, при условии обеспечения сохранности
продукции.
6. При необходимости производится
экспериментальная проверка полученных размеров потребительской и транспортной
тары.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР
по материально-техническому снабжению
РАЗРАБОТЧИКИ
В. А. Данилевский, канд. техн. наук, Г. М. Рудин, К. И.
Ионова, И. В. Бритова, Н. И. Королева, Л. В. Ушнурцева, Л. Г. Катана
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.88 № 3317
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 227-87
4. Стандарт соответствует международным стандартам ИСО
3384-91 и ИСО 3696-87
5. ВЗАМЕН ГОСТ 21140-75
6. Ограничение срока действия снято по протоколу №
7-95 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС 11-95)
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2005г.
1 Общие положения
2 Размеры транспортной тары
3 Размеры потребительской тары
Приложение 1 (рекомендуемое) Размещение рядов транспортной тары прямоугольного сечения на поддонах
Приложение 2 (рекомендуемое) Размещение транспортной тары круглого сечения на поддонах
Приложение 3 (рекомендуемое) Порядок расчета размеров тары
стр. 1
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 15