Получите образец ТУ или ГОСТа за 3 минуты

Получите ТУ или ГОСТ на почту за 4 минуты

ГОСТ 24659-81

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

САМОЛЕТЫ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И
ПОСАДКИ

ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ
И МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА

ГОСТ 24659-81

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ
Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР

САМОЛЕТЫ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА
И ПОСАДКИ

Допустимые уровни шума на
местности и метод
определения уровней шума

Short take off and landing aircrafts.
Acceptable noise levels on the ground and method of
noise level determination

ГОСТ 24659-81

Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1981 г. № 1671 срок
введения установлен

с 01.01.1982 г.

Настоящий стандарт
распространяется на винтовые самолеты короткого взлета и посадки (СКВП) гражданской
авиации с максимальной взлетной массой более 5700 кг и с потребной длиной
взлетно-посадочной полосы (ВПП) не более 600 м.

Стандарт устанавливает
максимально допустимые уровни шума, создаваемого винтовыми СКВП гражданской
авиации на местности, и метод их определения.

Стандарт соответствует
стандарту ИКАО по шуму (Приложение 16 «Авиационный шум» к Чикагской конвенции о
международной гражданской авиации, третье издание, июль 1978 г.), МС ИСО 3891 и
рекомендации МЭК Р 561.

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

1.1. Шум, создаваемый СКВП,
выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума EPNL, измеряемых в ЕРNдБ,
установленных в ГОСТ 17229-78.

1.2.
Допустимые уровни шума устанавливают для контрольных точек, указанных в
таблице.

Этап полета

Контрольная точка

Взлет

Точка на линии, параллельной оси
взлетно-посадочной полосы (ВПП) или ее продолжению и удаленной от нее на
расстояние 300 м, в которой уровень шума при взлете самолета в режиме
короткого взлета посадки (КВП) является максимальным

Набор высоты

Точка на продолжении оси ВПП на расстоянии
1500 м от начала разбега

Заход на посадку

Точка на продолжении оси ВПП, расположенная
под траекторией снижения на посадку на расстоянии 900 м от посадочного торца
ВПП, и точка на линии, параллельной оси ВПП или ее продолжению и удаленной от
нее на расстояние 300 м, в которой уровень шума при посадке самолета в режиме
КВП является максимальным

1.3.
Максимальный уровень шума в каждой контрольной точке, определенный по ГОСТ 17229-78
и методикой летных испытаний (разд. 2), не должен превышать:

 EPNдБ – при 5700 кг £ т £ 17000 кг,

 EPNдБ – при т > 17000 кг,

где

т – максимальная взлетная масса
СКВП в кг;

т0 нормирующая константа,
равная 1 кг.

Примечание. Установленные настоящим стандартом максимально допустимые уровни шума
являются технической характеристикой СКВП. Допустимые уровни шума для
ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов и аэродромов установлены
в ГОСТ 22283-76.

1.4. Расчет максимально
допустимых уровней шума по приведенной формуле производят с округлением
конечного результата до 0,1 ЕРNдБ.

График зависимости
максимально допустимых уровней шума от взлетной массы СКВП приведен в
рекомендуемом приложении.

1.5. Допускается превышение
указанных в п.
1.3 максимально допустимых уровней шума в одной или двух контрольных
точках. При этом превышение в одной контрольной точке должно быть не больше 3
ЕРNдБ, а в двух контрольных точках не более 4 ЕРNдБ.

Любое превышение допустимых
уровней шума должно быть скомпенсировано соответствующим снижением уровней шума
в другой точке или точках.

2. МЕТОДИКА ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ

2.1. СКВП при взлете должен
иметь:

максимальную взлетную массу,
для которой производится сертификация по шуму;

частоту вращения вала
двигателя или винта (об/мин), режим мощности, воздушную скорость, градиент
набора высоты, пространственное положение и конфигурацию, соответствующие
значениям, установленным в требованиях по технике пилотирования для каждого
конкретного СКВП в режиме КВП.

2.2. СКВП при заходе на
посадку должен иметь:

максимальную посадочную
массу, для которой производится сертификация по шуму;

частоту вращения вала
двигателя или винта (об/мин), режим мощности, воздушную скорость, градиент
снижения, пространственное положение и конфигурацию, соответствующие значениям,
установленным в требованиях по технике пилотирования для каждого конкретного
СКВП в режиме КВП.

2.2.1. Режим реверса тяги
после посадки должен быть максимальным из указанных в установленных требованиях
по технике пилотирования.

2.3. Проведение акустических
измерений, обработка магнитных записей и расчет эффективных уровней воспринимаемого
шума – по ГОСТ 17229-78.

3. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИСПЫТАНИЙ

3.1. Результаты испытаний
оформляются в виде отчета, в котором должна быть представлена следующая
информация:

о СКВП и режимах его полета

тип СКВП и двигателей, бортовой
номер СКВП и заводские номера двигателей и винтов;

чертежи: три проекции СКВП с
указанием габаритных размеров, фотографии СКВП под ракурсом 3/4
спереди и 3/4 сзади;

масса и конфигурация СКВП
при каждом испытательном полете, включая положение закрылков и шасси;

режимы работы двигателей;

измеренные траектории
полета;

максимальные взлетная и
посадочная массы, для которых проведена сертификация СКВП;

об атмосферных условиях при
каждом полете:

температура и относительная
влажность окружающего воздуха;

скорость и направление
ветра;

атмосферное давление;

о контрольно-измерительной
аппаратуре:

перечень
контрольно-измерительной бортовой и наземной аппаратуры, использованной для
определения и анализа характеристик шума СКВП и метеорологических данных,
тарировочные характеристики, а также сведения о государственной или
ведомственной поверке аппаратуры;

о точках измерения шума

схема и описание
расположения точек измерения шума, характера земной поверхности и факторов,
влияющих на ослабление шума;

об уровнях шума:

измеренные и
скорректированные уровни звукового давления в 1/3
октавных полосах частот в каждой точке измерения при всех полетах СКВП и
рассчитанные по ним эффективные уровни воспринимаемого шума EPNL;

уровни шумового фона при
каждом измерении (РNдБ);

средние значения приведенных
к исходным условиям эффективных уровней воспринимаемого шума и соответствующие
им значения 90%-ных доверительных интервалов для каждой контрольной точки в
сопоставлении с допустимыми уровнями, установленными в разд. 1;

оценка погрешности
определяемых величин.

3.2. В случае соответствия
полученных средних значений эффективных уровней воспринимаемого шума
требованиям разд.
1 оформляют сертификат по результатам летных испытаний шума СКВП, в
котором указывают:

наименование органа,
выдавшего сертификат по шуму;

тип, бортовой и заводской
номера СКВП;

тип, модель и заводские
номера двигателей;

максимальные взлетную и
посадочные массы СКВП, для которых определены эффективные уровни
воспринимаемого шума;

определенные в соответствии
с настоящим стандартом средние значения эффективных уровней воспринимаемого
шума и значения 90%-го доверительного интервала для каждой контрольной точки в
сопоставлении с установленными в настоящем стандарте допустимыми уровнями.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое

ЗАВИСИМОСТЬ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ ШУМА
ОТ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ САМОЛЕТА

СОДЕРЖАНИЕ

1. Допустимые уровни
шума. 1

2. Методика летных испытаний. 2

Приложение Зависимость максимально допустимых уровней шума
от взлетной массы самолета. 3

 

1 Допустимые уровни шума

2 Методика летных испытаний

3 Оформление результатов испытаний

     о СКВП и режимах его полета

     об амосферных условиях при каждом полете

     о контрольно-измерительной аппаратуре

     о точках измерения шума

     об уровнях шума

Приложение (рекомендуемое) Зависимость максимально допустимых уровней шума от взлетной массы самолета

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Николай Иванов

Эксперт по стандартизации и метрологии! Разрешительная и нормативная документация.

Оцените автора
Все-ГОСТЫ РУ
Добавить комментарий