Получите образец ТУ или ГОСТа за 3 минуты

Получите ТУ или ГОСТ на почту за 4 минуты

ГОСТ 24987-81

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР

ДОСКИ ПРИБОРНЫЕ
КАБИН САМОЛЕТОВ
С ДВУМЯ ЛЕТЧИКАМИ

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ И УСТАНОВКЕ
ПРИБОРНОЙ ДОСКИ БОРТИНЖЕНЕРА

ГОСТ 24987-81

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ДОСКИ ПРИБОРНЫЕ КАБИН САМОЛЕТОВ С ДВУМЯ ЛЕТЧИКАМИ

Требования к компоновке и установке приборной доски
бортинженера

Instrument boards for two pilot cockpits.

Requirements for
configuration and installation of flight engineer instrumentation board

ГОСТ
24987-81

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 октября
1981 г. № 4710 срок введения установлен

с 01.07.1982 г.

Настоящий стандарт устанавливает
требования к компоновке и установке средств контроля и управления на приборной
доске бортинженера самолетов с отдельным основным рабочим местом бортинженера.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. На приборной доске бортинженера
должны быть размещены индикаторы, сигнализаторы и органы управления силовой
установки и самолетных систем.

1.2. Средства контроля и управления,
устанавливаемые на приборной доске бортинженера, должны быть объединены в
следующие группы:

средства контроля основных и
вспомогательных параметров силовой установки, а также сигнализаторов
критических и предельно допустимых значений параметров силовой установки;

средства управления запуском двигателей и
сигнализации;

средства контроля и управления
вспомогательной силовой установки;

средства контроля и управления топливной
системы и системы нейтрального газа;

средства контроля и управления
гидравлической и воздушной систем;

средства контроля и управления системы
электроснабжения;

средства контроля и управления системы
кондиционирования;

средства контроля пилотажно-навигационных
параметров;

средства контроля и управления
кислородной системы;

средства контроля и управления
противопожарной системы;

средства контроля и управления
противообледенительной системы.

Средства контроля и управления, не
вошедшие в перечисленные группы, но размещаемые на приборной доске бортинженера,
должны также группироваться.

1.3. В зависимости от роли в процессе
деятельности бортинженера средства контроля и управления должны размещаться на
приборной доске по зонам, различающимся между собой удобством работы с рабочего
места бортинженера. Необходимо обеспечивать наиболее полное соответствие
средств контроля и управления по степени их важности и зон приборной доски по
удобству их обзора и досягаемости.

1.4.
На приборной доске бортинженера группы средств контроля и управления должны
быть расположены по зонам в соответствии с черт. 1.

Взаимное размещение зон на
приборной доске бортинженера

1 – зона размещения средств контроля основных
параметров силовой установки; – зона размещения средств контроля,
вспомогательных параметров силовой установки; 2 – зона размещения средств
контроля и управления запуском двигателей; 3 – зона размещения средств
контроля и управления вспомогательной силовой установки; 4 – зона
размещения средств контроля и управления топливной системы и системы
нейтрального газа; 5 – зона размещения средств контроля и управления
гидравлической и воздушной систем; 6 – зона размещения средств контроля
и управления системы электроснабжения, 7 – зона размещения средств
контроля и управления системы кондиционирования; 8 – зона размещения
средств контроля пилотажно-навигационных параметров; 9 – зона размещения
средств контроля и управления кислородной системы и щитка СПУ; 10 – зона
размещения средств контроля и управления противопожарной системы; 11 – зона
размещения средств контроля и управления противообледенительной системы; 12
– столик; 0 – резервная зона

Черт. 1

1.5. Зона размещения средств контроля
основных параметров двигателей должна располагаться по оси кресла бортинженера
с допускаемым отклонением не более ± 150 мм.

1.6. Зона размещения средств контроля и
управления запуском двигателей должна размещаться на столике бортинженера и
располагаться относительно зоны 3, как указано на черт. 1.

1.7. Размещение средств контроля и
управления при использовании многофункциональных электронных индикаторов
приведено в рекомендуемом приложении.

1.8. Границы зон показаны условно и могут
изменяться в зависимости от количества индикаторов, сигнализаторов и органов
управления каждой системы. В процессе компоновки площадь той или иной зоны
может быть увеличена за счет неиспользованных смежных зон при неизменном
взаимном расположении.

Примечания:

1. Взаимное размещение зон, за исключением 1, , 2
и 10 может быть изменено по решению макетной комиссии.

2. При отсутствии некоторых зон взаимное размещение их
должно быть неизменным.

1.9. При наличии в составе экипажа
бортрадиста средства контроля и управления системы электроснабжения следует
размещать на его рабочем месте.

1.10. При определении местоположения зон
на приборной доске, а также отдельных средств контроля и управления в группах
необходимо:

средства управления, часто используемые в
полете, размещать ниже плечевого пояса бортинженера, находящегося в основной
рабочей позе;

средства контроля
размещать по зонам обзора, указанным в таблице, в соответствии с частотой их
использования: в зоне А – наиболее часто используемые, в зоне Б
менее часто и в зоне В – редко используемые в полете.

Обозначение
зоны

Удобство
обзора зон

Вправо

Влево

Вверх

Вниз

А

Без поворота головы

10°

10°

10°

10°

Б

С поворотом глаз и, как исключение, головы

31

31

23

32

В

С поворотом головы и наклоном туловища

53

53

42

57

1.11. Средства контроля и
управления, используемые только при стоянке на земле, не должны размещаться на
приборной доске, либо их следует
размещать в наименее удобной зоне, не ухудшая расположения средств контроля и
управления, используемых в полете.

2. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ И
УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Средства контроля и управления в
пределах групп должны быть скомпонованы по признакам их одновременного
использования или принадлежности к одному из объектов (двигателю, каналу
системы).

2.2. Индикаторы с круглыми циферблатами,
контролирующие одинаковые параметры разных двигателей, должны быть размещены в
одном горизонтальном ряду в соответствии с расположением двигателей слева
направо.

2.3. Индикаторы с круглыми циферблатами,
контролирующие разные параметры одного двигателя, должны быть размещены в одном
вертикальном ряду в порядке значимости параметров.

2.4. Индикаторы с вертикальными шкалами
должны быть размещены в горизонтальных рядах в порядке значимости параметров.

2.5. Для контроля двигателей в полете с
помощью индикаторов с круговыми или вертикальными шкалами необходимо
использовать индикаторы, положение индексов которых создает мнемонический легко
воспринимаемый образ.

2.6. Сигнализаторы предельно допустимых
значений параметров должны быть сгруппированы по принадлежности к
соответствующему двигателю и размещены в верхней части зоны 1 (см. черт.
1).
Порядок расположения отдельных сигнализаторов в группах для каждого двигателя
должен быть одинаковым.

Допускается расположение этих
сигнализаторов в одном вертикальном ряду слева от вертикального ряда
индикаторов соответствующего двигателя.

2.7. Средства контроля и управления
топливной системы и системы нейтрального газа, гидросистемы, системы
кондиционирования, системы электроснабжения и противопожарной системы следует
компоновать в виде мнемонических схем.

Мнемоническая схема должна
соответствовать схеме работы контролируемой системы и отражать функциональную
взаимосвязь элементов системы.

Мнемоническую схему следует размещать на
приборной доске так, чтобы у бортинженера не нарушалось представление о
взаимном размещении агрегатов на самолете.

2.8. Группа средств контроля и управления
системы электроснабжения должна разделяться по признаку контроля и управления
систем переменного и постоянного тока.

2.9. Средства контроля
пилотажно-навигационных параметров должны быть размещены в одном вертикальном
ряду в следующей последовательности: вариометр, барометрический высотомер и
указатель приборной скорости.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ ПРИБОРНОЙ ДОСКИ

3.1. Панели приборной доски должны быть
установлены на рабочем месте бортинженера в соответствии с черт. 2.

Черт. 2

3.2. За приборной доской бортинженера
должно быть предусмотрено свободное пространство глубиной не менее 260 мм при
установке механических и электромеханических индикаторов и глубиной не менее
400 мм – для многофункциональных электронных индикаторов в местах их установки.

3.3. Конструкция приборной доски должна
обеспечивать легкий монтаж и демонтаж приборных панелей и отдельных
индикаторов.

3.4. На панелях приборной доски
бортинженера должны быть нанесены надписи с названием соответствующих
самолетных систем.

3.5. Вырезы под приборы в приборной
доске, освещение приборной доски, индикаторов и органов управления в ночных
условиях, надписи на приборной доске, металлизация приборной доски должны
выполняться по документации, утвержденной в установленном порядке.

3.6. Приборная доска должна быть
установлена таким образом, чтобы обеспечить считывание показаний индикаторов,
размещенных на ней, с необходимой
точностью в условиях эксплуатации при внешних механических воздействиях.

3.7. Приборную доску бортинженера
устанавливают за вторым летчиком у правого борта.

При размещении бортинженера между
летчиками за центральным пультом управления, лицом к направлению полета,
приборную доску устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ
19186-81.

3.8. Приборную доску бортинженера,
размещенную у правого борта, рекомендуется разворачивать на летчиков под углом
10 – 20° к борту самолета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуемое

Взаимное расположение зон и размещение средств
контроля и управления на
приборной доске бортинженера при использовании многофункциональных
электронных индикаторов

1 – зона размещения средств контроля основных
параметров силовой установки; – зона размещения контроля
вспомогательных параметров силовой установки; 2 – зона размещения
средств контроля и управления запуском двигателей; 3 – зона размещения
средств контроля и управления вспомогательной силовой установки; 4 – зона
размещения средств контроля и управления топливной системы и системы
нейтрального газа; 5 – зона размещения средств контроля и управления
гидравлической и воздушной систем; 6 – зона размещения средств контроля
и управления системы электроснабжения; 7 – зона размещения средств
контроля и управления системы кондиционирования; 8 – зона размещения
средств контроля пилотажно-навигационных параметров; 9 – зона размещения
средств контроля и управления кислородной системы; 10 – зона размещения
средств контроля и управления противопожарной системы; 11 – зона
размещения средств контроля и управления противообледенительной системы; 12
– зона размещения экранных индикаторов; 0 – резервная зона; 13 – столик

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие требования. 1

2. Требования к компоновке
средств контроля и управления. 3

3. Требования к установке
приборной доски. 4

Приложение. Взаимное расположение
зон и размещение средств контроля и управления на приборной доске
бортинженера при использовании многофункциональных электронных индикаторов. 5

 

1 Общие требования

2 Требования к компоновке средств контроля и управления

3 Требования к установке приборной доски

Приложение

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Николай Иванов

Эксперт по стандартизации и метрологии! Разрешительная и нормативная документация.

Оцените автора
Все-ГОСТЫ РУ
Добавить комментарий