БЗ 9-88/619
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
ЛИНИИ АВТОМАТИЧЕСКИЕ РОТОРНЫЕ И РОТОРНО-КОНВЕЙЕРНЫЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ
ГОСТ 27792 — 88
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
УДК 658.52.011.56:65.011.46 (083.96).004.5 Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЛИНИИ АВТОМАТИЧЕСКИЕ РОТОРНЫЕ И РОТОРНО-КОНВЕЙЕРНЫЕ
Техническое обслуживание и ремонт
Rotary & rotary conveyor automatic lines. Maintenance
ГОСТ
27792—88
ОКСТУ 0028
Срок действия с 01.07.89
до 01.07.94
Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения и нормирования показателей технического обслуживания и ремонта автоматических роторных и роторно-конвейерных линий.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Организация и проведение технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р) автоматических роторных и роторно-конвейерных линий (далее—линий) предусматривают:
применение системы технического обслуживания и ремонта линий с учетом их специфики и условий эксплуатации;
учет фактически отработанного линией времени и планирование ремонтных работ с учетом этого времени;
контроль за соблюдением правил эксплуатации линий и качественного выполнения работ по их техническому обслуживанию и ремонту.
1.2, Организационно-технические мероприятия по подготовке и проведению технического обслуживания и ремонтов включают:
обеспечение конструкторской и ремонтной документацией на линию;
разработку технологических процессов на весь комплекс ремонтных работ;
разработку, изготовление и обеспечение универсальными и специальными средствами механизации, оснасткой;
Издание официальное
★
Перепечатка воспрещена
© Издательство стандартов, 1988
обеспечение необходимым по номенклатуре и объему комплектом запасных частей, комплектующими изделиями, материалами и т. д.
1.3. Основной задачей системы технического обслуживания и ремонта является сохранение работоспособности линий с заложенными техническими показателями при оптимальном сроке их службы и минимальных затратах.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИНИЙ
Классификация линий по группам в зависимости от конструктивного исполнения и технологического назначения должна соответствовать табл. 1.
Таблица 1
Номер группы |
||
Характеристика линии |
роторных линий |
роторно конвейерных линий |
Линия общего назначения, состоящая из технологических роторов с гидравлическим или гидромеханическим приводом исполнительных органов |
1 |
4 |
Линия, состоящая из технологических роторов с механическим приводом исполнительных органов, перерабатывающая пожаро- и взрывоопасные материалы или выполняющая контрольные операции |
2 |
5 |
Линия общего назначения, состоящая из технологических роторов с механическим приводом исполнительных органов |
3 |
6 |
3. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ЛИНИЙ
3.1. Работы по техническому обслуживанию и ремонту линий подразделяют на:
1- е техническое обслуживание (ТОi);
2- е техническое обслуживание (ТОг);
3- е техническое обслуживание (ТОз);
техническое обслуживание перед текущим ремонтом (ТО*); техническое обслуживание перед капитальным ремонтом (ТО„);
текущий ремонт (Рт); капитальный ремонт (Рк); неплановый ремонт (Ря).
3.2. Техническое обслуживание
3.2.1. Техническое обслуживание линий проводят с целью поддержания работоспособности и исключения или сокращения числа отказов и включает: ТОь ТОя, ТОз, ТОт, ТОк.
3.2.2. TOi может проводиться перед, после, в начале или в конце смены* Для специальных линий ТО! должно проводиться с периодичностью, определенной технологическим процессом и инструкцией по эксплуатации.
3.2.3. К работам по TOi относятся:
контроль и регулировка пусковых и управляющих устройств, блоков и механизмов;
контроль и регулировка инструментальных блоков;
пополнение или замена смазки, контроль и регулировка смазочных систем;
чистка линии;
чистка фильтров, маслоотстойников гидропривода, технологических емкостей;
контроль и регулировка электрооборудования;
обработка моющими растворами и дезинфекция деталей и сборочных единиц, предусмотренных технологическим процессом на конкретную линию;
контроль за соблюдением правил эксплуатации, безопасности и промсанитарии,
3.2.4. В Т02, кроме работ, предусмотренных ТОь должны входить:
контроль технического состояния и замена поврежденных и выработавших свой ресурс захватных органов;
контроль технического состояния деталей и сборочных единиц автоматов питания, питающих устройств, лотков, дозирующих устройств и их регулировка;
контроль крепления деталей стаканов, кулачков, копиров, кронштейнов, шкивов, звездочек, зубчатых колес, электродвигателей, редукторов, насосов и т. д.;
контроль и регулировка натяжения конвейерных устройств, транспортных лент и т. п.;
контроль и регулировка электропрерывателей, электромагнитов, синхронизаторов, датчиков и других элементов электроавтоматики;
смазка реек, ползунов, кулачков, подшипников скольжения, осей и роликов ползунов, осей ориентаторов роторов питания, звездочек, зубчатых колес;
контроль и регулировка предохранительных и разгрузочных клапанов гидросистем.
3.2.5. В ТОз, кроме работ, предусмотренных ТОг, должны входить:
контроль технического состояния и замена изношенных зубчатых колес, звездочек, собачек, губок, осей, ползунов, шпонок, роликов, реек, кулачков и т. п.;
частичная разборка инструментальных блоков и замена изношенных деталей;
контроль технического состояния и регулировка конвейерных устройств, составных частей главного привода линий, центрирование на совпадение позиций роторов;
частичная разборка фильтров и промывка их составных частей;
осмотр и контроль технического состояния устройств подачи технологических средств (помп, насосов, коммуникаций);
осмотр плоского гидравлического распределителя гидропривода, гидрокоммуникаций;
контроль наличия и пополнение смазки в редукторах.
3.3. Техническое обслуживание перед текущим или капитальным ремонтами
3.3.1. Техническое обслуживание перед текущим или капитальным ремонтами проводят с целью определения фактического технического состояния линии, сбора информации об износе и повреждении деталей и сборочных единиц.
3.3.2. В ТОт, кроме работ, предусмотренных ТО2, должны входить:
контроль технического состояния сборочных единиц и деталей линии, подлежащих ремонту с составлением дефектной ведомости;
определение потребного количества и составление перечня материалов и запасных частей для ремонта линии;
составление перечня необходимой для ремонта оснастки.
3.3.3. В ТОк, кроме работ, предусмотренных ТОт, должны входить:
определение объема и вида работ по ремонту, восстановлению и изготовлению наиболее трудоемких корпусных и базовых деталей и сборочных единиц.
3.4. Текущий ремонт
В Рт, кроме работ, предусмотренных Т03, должны входить:
частичная разборка питающих, транспортных и технологических роторов и автоматов питания, ремонт изношенных и поврежденных деталей и сборочных единиц;
полная разборка и ремонт инструментальных блоков, шпиндельных головок, механической части запоминателей, синхронизаторов и других сборочных единиц электроавтоматики;
контроль технического состояния муфт и редукторов;
замена или пополнение смазки в опорных подшипниковых узлах роторов;
контроль технического состояния поршневой группы и уплотнительных элементов гидропривода.
3.5. Капитальный ремонт
В работы по Рк должны входить:
полная разборка и дефектация автомата питания, питателя, технологических и транспортных роторов, гидропривода и главного привода линии, конвейерных устройств, устройств подачи технологических средств и других механизмов линии;
контроль технического состояния и восстановление или замена корпусных и базовых деталей (блоков цилиндров, барабанов, валов, блокодержателей и т. п.);
разборка, чистка и ремонт или замена редукторов, муфт, фильтров, теплообменников, клапанов, вентилей, поршней, штоков и других сборочных единиц;
контроль технического состояния и ремонт электрооборудования, средств автоматики и управления, высокочастотного оборудования;
контроль технического состояния и ремонт гидрокоммуникаций;
ремонт ограждений, блокировочных и предохранительных устройств;
полная чистка, промывка и окраска линии;
пуско-наладочные работы, обкатка линии на холостом ходу и под нагрузкой;
сдача линии с оформлением приемо-сдаточного акта.
3.6. Неплановый ремонт
3.6.1. При выполнении Рн составляется аварийный акт.
3.6.2. Трудоемкость неплановых ремонтов линий должна составлять не более 15—20% среднегодовой трудоемкости всех видов технического обслуживания и плановых ремонтов.
3.7. Техническое обслуживание и ремонт линий проводят по документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602—68.
4. СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЛИНИИ
Структура технического обслуживания и ремонта линий между капитальными ремонтами должна соответствовать табл. 2.
Таблица 2
Группа линий |
Структура работ |
Количество работ ме>кду капитальными ремонтами |
||||
ТО а |
Т03 |
тот |
ток |
|||
1; 2 |
Рк-*Г(Т02-Т03) X11 —ТОт—РТ]Х4— — (Т02—ТОз) X 11 —то„ – Р„ |
55 |
55 |
4 |
1 |
4 |
3 |
Рк-*1(Т02—ТО*)Х11—ТОт—Р,]Х5— — (Т02—ТОз) X11 —ТОк – Ри |
66 |
66 |
5 |
5 |
|
4; 5 |
рн – [(Т02—Т03) Х5—ТОт—РТ]Х9— — (ТО2—ТОз) X 5—ТОк -*• Рк |
50 |
50 |
9 |
9 |
|
6 |
Рк – [(Ю2—ТОз) Х5—ТОт—РТ]Х11 — — (ТО2—ТОз) X 5—ТОк -» Р„ |
60 |
60 |
11 |
11 |
5. ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕМОНТА
5.1. Периодичность технического обслуживания и ремонта при работе линии с установленным коэффициентом технического использования должна соответствовать табл. 3.
Таблица 3
Группа линий |
Периодичность |
|||
технического обслуживания, ч |
текущего ремонта, ч |
капитального ремонта, ч |
||
то2 |
ТОэ |
|||
1; 2 |
150 |
300 |
3600 |
18000 |
3 |
21600 |
|||
4; 5 |
1800 |
18000 |
||
6 |
21600 |
5*2. Продолжительность выполнения технического обслуживания и ремонта зависит от категории сложности линии, количественного состава и квалификации персонала ремонтных служб, разработки и реализации организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение качества, сокращение сроков и трудоемкости ремонтных работ.
6, КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ РЕМОНТА
6.L Категория сложности ремонта линии представляет собой сумму категорий сложности ремонта ее составляющих сбороч-ных единиц, определяемых отдельно для механической и элек-три ческой частей линии.
6.2. Категорию сложности ремонта механической части линии (RM) в ЕРС определяют как сумму категорий сложности ее составляющих сборочных единиц по формуле
RM=£Rp • оц о2 * ft-l-£RT‘ • /fc-|-ERa– ct2 *A£-|-ERk* ct2 • ^“hRn>
где Rp — категория сложности ремонта технологических роторов;
RT — категория сложности ремонта транспортных роторов;
Ra—категория сложности ремонта автоматов питания;
RK—категория сложности ремонта конвейерных устройств;
Rn—категория сложности ремонта главного привода линии;
«1 — коэффициент, учитывающий число позиций только технологических роторов, категории сложностей ремонта которых приведены в табл. 4 и 5;
(Х2— коэффициент, учитывающий однотипность сборочных единиц;
п — число однотипных сборочных единиц, шт.
6.3. Категория сложности ремонта технологических роторов с механическим, гидравлическим и гидромеханическим приводами исполнительных органов должна соответствовать табл. 4.
Таблица 4
Тип привода исполнительных органов технологического ротора |
Категория сложности ремонта /?р» ЕРС |
|||||||||
Технологическое усилие ротора, кН |
||||||||||
До 5 |
Св. 5 ДО 10 |
Св. 10 до 20 |
Св. 20 до 40 |
Св 40 ДО 60 |
Св 60 До 90 |
Св. 90 до 150 |
Св. 150 до 200 |
о о см и и |
||
Меха ничес кий |
одно сторон ний |
2,0 |
3,0 |
4а0 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
двух сторон ний |
2,5 |
4,0 |
5,0 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Продолжение табл. 4
Тип привода исполнительных органов технологического ротора |
Категория сложности ремонта /?р, ЕРС |
|||||||||
Технологическое усилие ротора, кН |
||||||||||
ю о сг |
ю® Д о U ftf |
2о « о а § |
5 § |
3 § |
§ О сэ Д о и <=г |
8S Д о |
§8 сч а о и й |
о о <м и О |
||
Механический с наклонной шайбой |
одно сторон ний |
— |
— |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
— |
— |
— |
двух сторон ний |
— |
— |
6,0 |
7,0 |
8,0 |
9,0 |
— |
■— |
— |
|
Гидрав личес кий |
одно сторон ний |
— |
— |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
8,0 |
9,0 |
11,0 |
двух сторон ний |
— |
— |
4,5 |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
10,0 |
11,0 |
13,0 |
|
Гидро механи ческий |
одно сторон ний |
— |
— |
3,0 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
7,0 |
9,0 |
двух сторон ний |
— |
— |
3,5 |
3,5 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
8,0 |
10,0 |
6.4. Категория сложности ремонта Rp в ЕРС технологических роторов для обработки резанием Rp, ЕРС:
для технологического ротора с приводом предметов производства — 5,0;
для технологического ротора с приводом инструмента—7,0;
для технологического ротора с приводом инструмента и предмета производства — 9,0.
6.5. Категория сложности ремонта Rp в ЕРС прочих технологических роторов с начальным диаметром:
до 300 включ. — 1,5;
св. 300 до 600 » — 2,0;
» 600 » 900 » — 2,5;
» 900 — 3,0.
6.6. Категория сложности ремонта транспортных роторов должна соответствовать табл. 5.
Таблица 5
Конструктивное исполнение транспортного ротора |
Категория сложности ремонта RT , ЕРС |
|||
Число позиций ротора, шт. |
||||
До 9 |
Св. 9 до 12 |
Св. 12 до 18 |
Св. 18 |
|
Транспортные роторы без поворотных и с поворотными захватными органами, не изменяющие высоты траектории потока |
1,0 |
1,2 |
1,5 |
2,0 |
Транспортные роторы с плавающими захватными органами и с поворотными захватными органами, изменяющие высоту траектории потока |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
6.7. Категория сложности ремонта автоматов питания должна соответствовать табл. 6.
Таблица 6
Категория сложности ремонта Ra, ЕРС |
||
Тип автомата питания |
Привод |
|
индивидуальный |
от главного привода линии |
|
Дисковый с шибером |
2,5 |
2,0 |
Дисковый без шибера с диаметром диска, мм: |
1,8 |
|
до 300 включ. |
1,2 |
|
св, 300 » 600 » |
2,5 |
1,5 |
» 600 |
3,5 |
2,5 |
Вибрационный с диаметром бункера, мм: |
0,8 |
|
до 200 включ. |
— |
|
св, 200 » 500 » |
1,5 |
— |
» 500 |
2,5 |
6.8. Категория сложности ремонта RK конвейерных устройств на 100 звеньев для шага в мм:
до 31,75 включ. св. 31,75 » 50,80 »
> 50,80 » 101,60 >
» 101,60
— 0,3
— 0,6
– 1,5
— 2,2.
6.9. Категория сложности ремонта Rn главного привода линии
на 10 кинематических пар при числе редукторов:
1 — 0,8
2 — 1,0
3 — 1,2
св. 3 до 5 включ. — 1,5:
>5 — 2,0.
6.10. Коэффициент ось учитывающий число позиций технологически х роторов с односторонним приводом исполнительных орга-
но»: |
до |
6 |
– 1,0; |
св. 6 |
» |
12 |
~ 1,15; |
» 12 |
» |
18 |
– 1,20; |
» 18 |
— 1,25. |
Коэффициент ось учитывающий число позиций технологических роторов с двухсторонним приводом исполнительных органов для числа позиций ротора:
до 6 —1,1;
св. 6 » 12 — 1,20;
» 12 » 18 — 1,25;
>18 — 1,30.
6.11. Коэффициент 02, учитывающий число однотипных сборочных единиц в линии:
1 — 1,0;
2 — 0,95;
3 — 0,9;
св. 3 до 5 — 0,8;
» 5 » 10 — 0,75;
>10 — 0,65.
6.12. Электрооборудование и составные части электроавтоматики, установленные непосредственно на линии или вынесенные на отдельный пульт управления, характеризуются большим диапазоном ресурса работы, разнообразием технических требований по их обслуживанию, проверке, регулировке, а также высоким уровнем ремонтопригодности.
Расчет категории сложности ремонта электрической части (Ra) в ЕРС может быть определен путем сравнения с аналогичной линией или ориентировочно по формуле:
R3==£RirfR2+R3+R4*->
т
где Ri — категория сложности ремонта электродвигателей;
R2 — категория сложности ремонта электрошкафов и пультов управления, определяется по формуле
R2=tfZRli-f0,08«1,
где к—’Коэффициент, учитывающий число электрошкафов и пультов управления в линии:
/с = 0,1 — при числе электрошкафов и пультов управления свыше 2;
/с = 0,3— при числе электрошкафов и пультов управления не более 2;
п\—число установленных в электрошкафах и в пультах управления магнитных пускателей, пакетных выключателей, переключателей, рубильников, предохранителей, реле всех назначений, кнопочных станций, сигнальной арматуры, выпрямителей трансформаторов и т. п.;
0,08 — коэффициент, установленный эмпирически;
R3— категория сложности ремонта электроаппаратуры;
R4 — категория сложности ремонта высокочастотного генератора;
т —число линий, обслуживаемых высокочастотным генератором, шт.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ИСПОЛНИТЕЛИ
Л. Н. Кошкин, д-р техн. наук; Н. В. Волков, канд. техн. наук (руководитель темы); Е. Ф. Кузнецов; В. В. Дудкин
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 03.08.88 № 2831
3. Срок проверки — 1992 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 2а602—68 |
3,7 |
Сдано в наб. Тир. 10 000
Редактор В. М. Лысенкина Технический редактор М. И, Максимова Корректор Р. Н. Корчагина
15.08.88 Подп. в печ. 29.09.88 1,0 уел. п. л. 1,0 уел. кр.-отт. 0,71 уч.-изд. л.
Цена 5 коп.
О ид та «Знак Почета» Издательство стандартов, 133840. Москва, ГСП, Навогпрешенкмсий пер., 3 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер., 6. Зак. 2712