МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
ГОСТ
ISO 4000-1 — 2013
ШИНЫ И ОБОДЬЯ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Часть 1 Шины (метрические серии)
(ISO 4000-1:2010, ЮТ)
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2014 |
Предисловие
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «ВНИЦСМВ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык указанного в пункте 4 стандарта
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. №44-2013)
За принятие проголосовали: |
|||||||||||||||
|
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 4000-1:2010 Passenger car tyres and rims. Part 1: Tyres (metric series) [Шины для легковых автомобилей и ободья. Часть 1. Шины (метрические серии)]
Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TS 31 «Шины, диски и клапаны», подкомитетом SC3 «Шины для легковых автомобилей и ободья».
Перевод с английского языка (ел).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.
Степень соответствия – идентичная (ЮТ)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1873-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 4000-1-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ГОСТ ISO 4000-1-2013
Значение коэффициента с приведено в таблице 4.
6.4.2 Минимальный наружный диаметр при эксплуатации D0 min, мм, вычисляют по формуле
Do^=D,+2Hd. (10)
Значение коэффициента d приведено в таблице 4.
6.5 Диапазон рекомендуемой ширины обода
Диапазон рекомендуемой ширины обода для шин с номинальным отношением высоты профиля к его ширине 35 и более рассчитывают как произведение номинальной ширины профиля SN и коэффициента, приведенного в таблице 5, разделенное на 25,4. Полученное значение округляют до ближайших 0,5 кода ширины обода.
Для шин с номинальным отношением высоты профиля к его ширине 30 и менее диапазон рекомендуемой ширины обода ± 0,5.
Максимальная ширина профиля шины в эксплуатации Wmsx и минимальная ширина профиля Smjn будут изменяться на 40 % изменения ширины кода обода, умноженной на 25,4 и округленной до ближайшего целого числа в миллиметрах.
Размеры в миллиметрах |
||||||||||||||||||||
|
Таблица 5 – Рекомендуемая ширина обода шин для легковых автомобилей
7 Метод определения размеров шины
Процедура измерения размеров шины следующая:
a) перед измерением шину монтируют на рекомендуемый обод, накачивают до рекомендуемого внутреннего давления, не превышающего установленного в таблице 6, и выдерживают не менее 24 ч при нормальной комнатной температуре;
b) доводят давление в шине до первоначального значения;
d) наружный диаметр шины определяют делением максимального значения длины окружности на число тг=3,1416. Таблица 6-Рекомендуемое давление для измерения размеров шин_ |
||||||||
|
c) замеряют ширину профиля и общую ширину шины в шести равноудаленных точках по окружности шины. За ширину профиля и общую ширину шины принимают среднеарифметическое значение результатов измерений;
8 Внутреннее давление в шине
Рабочее давление в шине в холодном состоянии должно быть согласовано между изготовителями шины и автомобиля с учетом максимальной нагрузки (приложение С), условий эксплуатации – максимальной скорости, угла развала, положения шины на автомобиле, конструкции и характеристик автомобиля.
Если нет других указаний изготовителя, рекомендуется ограничить внутреннее давление радиальных шин в холодном состоянии при нормальной эксплуатации до 350 кПа для всех размеров шин со стандартной нагрузкой, смонтированных на ободьях, обозначенных кодом, независимо от символа категории скорости (таблица 3).
При эксплуатации шин на нормальных дорогах давление в шине должно быть не менее 140 кПа при скорости 160 км/ч и менее и не менее 180 кПа при скорости более 160 км/ч.
При специальном применении шины необходима консультация с изготовителем шины.
7
Примечание – Давление в шине в холодном состоянии – давление при температуре окружающей среды, при этом не учитывают повышение давления, связанное с эксплуатацией шины.
9 Нагрузки
Допустимые нагрузки шин для легковых автомобилей приведены в приложении В.
Примечание – Обозначения шин, не включенных в приложение В, необходимо согласовать с национальным органом по стандартизации. Допустимые нагрузки при различных значениях внутреннего давления приведены в приложении С.
10 Выбор размеров шин
При выборе шин для автомобиля максимальная нагрузка автомобиля на шину не должна превышать максимальную нагрузку, соответствующую индексу нагрузки шины. Максимальная нагрузка автомобиля на шину – нагрузка на отдельную шину, которую определяют, исходя из ее доли на каждой оси от массы максимально нагруженного автомобиля, деленной на количество шин на оси.
Нормальная нагрузка автомобиля на шину не должна превышать 88 % максимально допустимой нагрузки на шину. Нормальная нагрузка автомобиля на шину – нагрузка на отдельную шину, которую определяют распределением (таблица 7), исходя из ее доли на каждой оси от суммы собственной массы полностью нагруженного и заправленного автомобиля, массы вспомогательного оборудования и нормальной массы людей, находящихся в автомобиле, деленной на количество шин на оси. Определения масс приведены ниже.
В отдельных случаях в соответствии с законодательными нормативными актами нормальная нагрузка автомобиля на шину не должна превышать 94 % номинальной нагрузки при рекомендуемом изготовителем автомобиля внутреннем давлении в шине в холодном состоянии. При этом нагрузка на шину (при соответствующих условиях нагружения автомобиля) не должна превышать значение, соответствующее индексу нагрузки при указанном внутреннем давлении в шине.
Установленное количество сидячих мест в автомобиле |
Количество людей в автомобиле |
Распределение людей в автомобиле |
От 2 до 4 вкпюч. |
Два |
Два впереди |
Св. 5 и более |
Три |
Два – впереди, один – на втором сиденье |
Таблица 7 – Пассажирская нагрузка и распределение людей, находящихся в автомобиле, для нормальной нагрузки автомобиля при различном установленном количестве сидячих мест_
Максимальная масса автомобиля включает в себя:
a) собственную массу нагруженного и заправленного автомобиля;
b) массу вспомогательного оборудования;
c) грузоподъемность автомобиля;
d) массу производственных опций.
Собственная масса полностью нагруженного и заправленного автомобиля – масса автомобиля со стандартной комплектацией, включая массу максимальных объемов топлива, масла и охлаждающей жидкости и, при наличии, массу кондиционера и дополнительного, не входящего в стандартную комплектацию, двигателя.
Масса вспомогательного оборудования – совокупная масса (кроме стандартных деталей, которые могут быть заменены) автоматической коробки передач, гидроусилителя руля, усилителя тормозов, электрических стеклоподъемников, электропривода сидений, радиоаппаратуры, обогревателей, установленных на заводе (или не установленных).
Нормальная масса людей, находящихся в автомобиле, равна произведению 68 кг на количество людей в автомобиле, в соответствии с таблицей 7. Если территориальными нормативными актами предусмотрена масса багажа, находящегося в багажнике, ее берут из расчета 7 кг на одного человека. Распределение людей, находящихся в автомобиле, приведено в таблице 7.
Грузоподъемность автомобиля – сумма расчетной массы груза и багажного груза плюс 68 кг, умноженные на установленное количество сидячих мест.
Масса производственных опций – дополнительная масса, получаемая при замене установленного стандартного оборудования оборудованием, превышающим стандартное более чем на 2,3 кг, которое ранее не учитывалось в собственной массе полностью нагруженного и заправленного автомобиля или в массе вспомогательного оборудования, включая сверхмощную тормозную систему, выравниватель хода автомобиля, багажник на крыше автомобиля, мощный аккумулятор и специальную отделку.
ГОСТ ISO 4000-1-2013
11 Угол развала
Угол развала оказывает влияние на эксплуатационные характеристики шин, особенно в тяжелых дорожных условиях.
Для низкопрофильных шин увеличение угла развала на 2° снижает эксплуатационные характеристики шин, например пробег, происходит неравномерный износ и др. Дополнительную информацию можно получить у изготовителя шин.
Рекомендуется угол развала не более 4° с учетом предельного отклонения.
Для автомобилей со скоростью свыше 270 км/ч рекомендуемый угол развала не должен превышать 3° с учетом предельного отклонения.
Угол развала на легковом автомобиле не должен превышать значения, установленного для различных значений H/S, приведенных в таблице 8.
Таблица 8 – Максимальный угол развала для различных H/S_
H/S |
Максимальный угол развала, градус, при скорости |
|
до 270 км/ч включительно |
более 270 км/ч |
|
От 80 до 50 включ. |
4 |
3 |
От 45 до 30 включ. |
4 |
3 |
От 25 до 20 включ. |
2 |
2 |
Единственным способом компенсирования угла развала является увеличение внутреннего давления как показано ниже.
Это применимо к шинам для всех скоростей. Должно соблюдаться максимальное давление 350 кПа. Компенсирование угла развала не используют, если расчетное давление для данного размера превышает максимальное.
Коэффициент развала Ks для угла развала у (таблица 9) вычисляют по формулам – для H/S не менее 50
К
S
1
(1,1 – 0,05 X у)1‘25 ’
(11)
– для H/S от 45 до 30
К.
_1_
(1,165 – 0,0825 X у)1‘25
(12)
Таблица 9 – Компенсация угла развала по коэффициенту развала |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Для шин с H/S от 25 до 20 включ. следует обратиться к изготовителю шин. |
Приложение А (обязательное)
Размеры проектируемых шин (метрические серии)
В таблицах А.1-А.9 приведены указания относительно размеров проектируемой шины (метрические серии), монтируемой на ободьях с углом наклона полки 5° (с кодовым обозначением) с номинальным диаметром обода, выраженным двухцифровым кодом, в зависимости от номинального отношения H/S.
Таблица А.1 – Размеры шин при H/S от 95 до 75 включительно (K~i=0,7; K2=0J)_
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций, для новых конструкций не утверждены. |
10
ГОСТ ISO 4000-1-2013
Таблица А.2 – Размеры шин при H/S, равном 75 (K~i=0,7; /С2=0,75) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций, для новых конструкций не утверждены. |
Таблица А.З – Размеры шин при H/S, равном 65 и 60 (^=0,7; К7=0,75) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
11
Окончание таблицы А.З |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица А.4 – Размеры шин при H/S, равном 55 и 50 (^=0,7; К2=0,8) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций, для новых конструкций не утверждены. |
Таблица А.5 – Размеры шин при H/S, равном 45 (^=0,85; /<2=0,85) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ГОСТ ISO 4000-1-2013
Окончание таблицы А. 5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций, для новых конструкций не утверждены. |
Таблица А.6 – Размеры шин при H/S, равном 40 и 35 (^=0,85; К2=0,9) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций, для новых конструкций не утверждены. |
13
Таблица А.7 – Размеры шин при H/S, равном 30 (/6=0,85; К2=0,9) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций, для новых конструкций не утверждены._ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций, для новых конструкций не утверждены. |
Таблица А.9 – Размеры шин при H/S, равном 20 (^=0,85; /С2=0,92) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ободья, не входящие в ассортимент, применяемый для ранее разработанных конструкций, для новых конструкций не утверждены. |
15
Приложение В (обязательное)
Индексы нагрузки шин для легковых автомобилей
В таблице В.1 приведены индексы нагрузки шин, сгруппированных по номинальному диаметру обода и номинальному отношению высоты профиля к его ширине со стандартным внутренним давлением 250 кПа при стандартной нагрузке и со стандартным внутренним давлением 290 кПа при более высоком индексе нагрузки.
В таблице В.2 приведены индексы нагрузки для запасных шин временного использования типа Т со стандартным внутренним давлением 420 кПа.
В таблице В.З приведены индексы нагрузки для шин типа Р с малой нагрузкой (LL) со стандартным внутренним давлением 250 кПа.
16
ГОСТ ISO 4000-1-2013
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2014
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
III
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 55 5] 5] 68 —OJ— —о]— —о]— 65 “55“ —5“ —5“ —5“ —5“ 69 “55“ —5“ —Г —Г —5“ 71 76 80 “55“ “55“ “55“ “55“ “55“ 73 77 81 “55“ “55“ “Б5“ 97“ “55“ 71 75 Серия 80 |
125
135
145
155
165
175
185
195
205
215
225
235
245
255
265
275
285
81
85
89
92
95
98
100
102
105
108
110
113
115
85
89
93
96
99
102
104
106
108
116
114
116
116
93
97
100
101
104
107
109
112
114
116
97
101
104
105 107 110 113
115
116 116
697
72
76
—OJ—
—о]—
—о]—
—о]—
—о]—
69
73
77
—гг —гг —гг ~93~
70
75
79
83
“55“
74
79
83
87
“55“
100
103
106
108
116
113
116
116
104
106
109
112
114
116
116
116
99
“55“
103
“55“
107
110
112
115
““55“
ТТб
111
113
116
116
“55“
ТТб
94
“55“
“55“
“55“
106
“55~
ТйГ
114
116
116
116
98
55“
55“
55“
Тт
5}“
ТГ5
116
116
116
116
76 80 84 88 92 95 99 102 105 108 110 113
115
116 116 116 116
80
84
88
92
96
99
103
105
108
111
114
116
116
116
116
Серия 75
125
~Т35~
145
155
165
175
185
195
205
215
225
63
~67~
72
76
80
84
87
90
94
97
99
67
71
76
80
84
88
91
94
98
101
103
64
~69~
74
77
81
85
89
92
95
98
100
68
т
78
81
85
89
93
96
99
102
104
66
И
75_
79
83
“55“
“55“
“55“
“5Г
“5Г
70 68 72
75
79
83
87
“55“
“55“
“55“
“55“
“55“
72
76
80
85
88
92
“55“
“55“
“55“
76
80
84
89
92
96
“55“
“55“
“55“
69 73
73
78
82
86
89
93
96
99
“55“
77
82
86
90
93
97
100
103
55“
70
~75
79
83
87
91
94
97
100
102
105
74
79
83
87
91
95
98
101
104
106
109
72
~76~
80
85
89
92
95
99
101
104
107
76
80
84
89
93
96
99
103
104 107 110
ГОСТ ISO 4000-1-2013
ГОСТ ISO 4000-1-2013
Содержание
1 Область применения 1
2 Нормативные ссылки 1
3 Термины и определения 1
4 Обозначение 1
5 Маркировка 5
6 Размеры 5
7 Метод определения размеров шины 7
8 Внутреннее давление в шине 7
9 Нагрузки 8
10 Выбор размеров шин 8
11 Угол развала 9
Приложение А (обязательное) Размеры проектируемых шин (метрические серии 10
Приложение В (обязательное) Индексы нагрузки шин для легковых автомобилей 16
Приложение С (рекомендуемое) Минимальные внутренние давления в шинах при
средних нагрузках 29
Приложение D (справочное) Другие маркировки размеров шин 35
Библиография 36
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных
стандартов ссылочным международным стандартам 37
IV
ГОСТ ISO 4000-1-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ШИНЫ И ОБОДЬЯ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Часть 1 Шины (метрические серии)
Passenger car tyres and rims. Part 1. Tyres (metric series)
Дата введения – 2015 – 01 – 01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на шины для легковых автомобилей (метрические серии) и устанавливает их обозначения, размеры, номинальные нагрузки и маркировку.
2 Нормативные ссылки
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения):
ISO 3877-1 Tyres, valves and tubes – List of equivalent terms – Part 1: Tyres (Шины, вентили и камеры. Перечень эквивалентных терминов. Часть 1. Шины)
ISO 4223-1 Definitions of some terms used in the tyre industry – Part 1: Pneumatic tyres (Определения некоторых терминов, применяемых в шинной промышленности. Часть 1. Пневматические шины)
ISO 16992 Passenger car tyres – Spare unit substitutive equipment (SUSE) [Шины для легковых автомобилей. Оборудование для замены запаски (SUSE)]
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ISO 4223-1 и ISO 3877-1 \ а также следующий термин с соответствующим определением.
3.1 защитное устройство обода (rim protector): приспособление в нижней части боковины шины, предназначенное для защиты обода от повреждений (например, выступающие по окружности резиновые ребра).
4 Обозначение
4.1 Размер и конструкция
4.1.1 Характеристики
Код номинального диаметра обода
Характеристики шин указывают следующим образом:
Номинальная ширина Номинальное отношение Код конструкции профиля высоты профиля к его шины
ширине
4.1.2 Номинальная ширина профиля
Номинальная ширина профиля должна быть выражена в миллиметрах и быть кратной 0 или 5.
Для шин, монтируемых на ободья с углом наклона полки 5°, номинальная ширина профиля должна оканчиваться на 5.
4.1.3 Номинальное отношение высоты профиля к его ширине
Номинальное отношение высоты профиля к его ширине (H/S) должно быть кратным 5 и выражено в процентах.
1 В ISO 3877-1 приведены также другие термины с эквивалентными определениями на других языках,
используемые в этой области._
Издание официальное
4.1.4 Коды конструкции шин
Коды конструкции шин должны быть следующими:
В – диагонально-опоясанная;
D – диагональная;
R – радиальная.
Радиальные шины, предназначенные для автомобилей с максимальной скоростью более 240 км/ч, могут иметь маркировку в размерных и конструкционных характеристиках с кодом ZR вместо кода конструкции R (см. 4.2).
В размерных и конструкционных характеристиках шин, предназначенных для оснащения автомобилей с максимальной скоростью более 300 км/ч, используют код ZR и указывают в скобках индекс нагрузки и категорию скорости Y при эксплуатации шин со скоростью до 300 км/ч.
Пример:
235/45 ZR 17 (97Y)
Для обозначения максимальной скорости и нагрузки шины для автомобилей с максимальной скоростью свыше 300 км/ч необходима консультация с изготовителем.
Использование другого кода (например, для нового типа конструкции) необходимо согласовать в установленном порядке.
4.1.5 Коды номинального диаметра обода
Коды номинального диаметра обода для шин, монтируемых на ободья с углом наклона полки 5°, приведены в таблице 1. Таблица 1- Коды номинального диаметра обода_ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для шин, которым необходимы ободья новой конструкции, код номинального диаметра обода должен соответствовать номинальному диаметру обода (Dr), выраженному целым числом в миллиметрах. |
4.2 Эксплуатационные характеристики
4.2.1 Обозначение эксплуатационных характеристик включает индекс нагрузки и символ скорости.
Для шин, эксплуатируемых на автомобилях с максимальной скоростью более 300 км/ч, эксплуатационные характеристики не установлены. Максимальную скорость и нагрузку таких шин согласовывают с изготовителем.
4.2.2 Индекс нагрузки Индекс нагрузки LI – обозначение максимальной нагрузки на шину, соответствующее условиям эксплуатации, установленным изготовителем для одинарной шины, в соответствии с таблицей 2. Таблица 2 – Индекс нагрузки (LI) и соответствующая нагрузка на шину (TLCC) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2.3 Категории скорости |
3
Категорию скорости присваивают шине в соответствии с максимальной скоростью, для которой она предназначена. Скорость каждой категории обозначают буквенным символом в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3 – Обозначение категорий скорости |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4.3 Другие эксплуатационные характеристики
4.3.1 Бескамерные шины обозначают маркировкой «TUBELESS».
4.3.2 Шины, предназначенные для больших нагрузок и внутреннего давления по сравнению со стандартной версией, обозначают маркировками «REINFORCED» или «EXTRA LOAD».
4.3.3 Шины, предназначенные для меньших нагрузок по сравнению со стандартной версией, обозначают маркировкой «LL» или «LIGHT LOAD» недалеко от обозначения размера на боковых сторонах шин.
4.3.4 На специальные запасные шины высокого давления временного использования непосредственно перед обозначением размера шины наносят маркировку «Т».
4.3.5 При необходимости можно добавлять особую маркировку, обозначающую:
тип транспортного средства, для которого предназначена шина; для легковых автомобилей используют символ «Р» (4.3.6);
для обозначения определенного типа запасных шин временного использования используют маркировку «TEMPORARY USE ONLY»;
диагонально-опоясанную конструкцию шины обозначают маркировкой «BIAS-
BELTED»;
радиальную конструкцию шины обозначают маркировкой «RADIAL»;
– направление установки;
– направление вращения;
– тип рисунка протектора;
– другие характеристики.
4.3.6 Дополнительную маркировку «Р» используют для уточнения определения типа шины. Она должна быть расположена таким образом, чтобы не вызывать путаницы за счет близости к любой маркировке условий эксплуатации.
4.3.7 Дополнительную маркировку «F» добавляют после обозначения конструкции для обозначения беспрокольной шины самонесущего типа, соответствующей ISO 16992.
Пример: 235/45 RF17.
4
ГОСТ ISO 4000-1-2013
5 Маркировка
Маркировка шины должна содержать:
a) размер и конструкцию;
b) эксплуатационные характеристики (4.1.4 и 4.2 – для особых случаев);
c) другие эксплуатационные характеристики.
Маркировку нагрузки и эксплуатационных характеристик располагают отдельно, но рядом с обозначением размера и конструкции.
Место расположения маркировки, касающееся других эксплуатационных характеристик (4.3), точно не определено.
Примеры маркировки:
1 Бескамерная шина номинальной шириной профиля 165, номинальным отношением высоты профиля к его ширине 80, радиальной конструкции, с кодом номинального диаметра обода 15, индексом нагрузки 87 (соответствующим 545 кг) и символом категории скорости Н (соответствующей 210 км/ч):
165/80 R 15 87 Н TUBELESS
Примечание-В приложении D приведены другие возможные маркировки размеров шин.
6 Размеры
6.1 Округление значений
Размеры шин, полученные по формулам, округляют до 1 мм (ISO 31-0), за исключением 6.2.1 и 6.2.2.
6.2 Расчет размеров шины новой конструкции
6.2.1 Ширину теоретического обода Rtи, мм, вычисляют по формуле
R,
th – ,
(1)
Ki – отношение ширины обода к ширине профиля шины;
Sn – номинальная ширина профиля шины, мм.
Для шин, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5° (с кодовым обозначением) с номинальным диаметром обода, выраженным кодом из двух цифр, /С| = 0,7 для шин номинальным отношением высоты профиля к его ширине от 50 до 95 включительно; К? =0,85, если это отношение составляет от 20 до 45.
Примечание- Значение К-\ для других шин и ободьев будут определены при пересмотре настоящего стандарта.
6.2.2 Ширину измерительного обода Rmc вычисляют по формуле
где
R„
K2SH
25,4
(2)
где К2 – отношение ширины обода к ширине профиля шины.
Rmc округляют до ближайших 0,5 ширины кода обода.
Для шин, монтируемых на глубокие ободья с коническими посадочными полками с углом наклона 5° с номинальным диаметром обода, выраженным двухцифровым кодом, К2 равно:
0,7 – для номинального отношения высоты профиля к его ширине от 95 до 75;
0,75 |
» |
» |
» |
от 70 до 60; |
0,8 |
» |
» |
» |
от 55 до 50; |
0,85 |
» |
» |
» |
45; |
0,9 |
» |
» |
» |
от 40 до 30; |
0,92 |
» |
» |
» |
от 20 до 25. |
Примечание- Значение К2 для других шин и ободьев будут определены при пересмотре настоящего стандарта.
6.2.3 Ширину профиля шины новой конструкции S вычисляют, используя SN. мм, по формуле
S = + 0,4(25,4/?mc – /?th), (3)
Пример 265/40 R17.
К,=0,85 (см. 6.2.1) и К2=0,9 (см. 6.2.2).
5
/?th = K^SN = 265 x 085 = 225,25 мм.
/? = x _ g 30 (округляют до 9,5).
mo 25,4 25,4
25,4 x Rmc = 25,4 x 9,5 = 241,3 мм.
S = SN + 0,4(25,4/?mc – /?th) = 265 + 0,4(241,3 – 225,25) = 271,42 (округляют до 271).
6.2.4 Высота профиля шины новой конструкции Н
Высоту профиля шины новой конструкции вычисляют по формуле
н
SN
H/S
100
6.2.5 Наружный диаметр шины новой конструкции D0 Наружный диаметр шины новой конструкции D0, мм, вычисляют по формуле
D0=Dr+2H
(4)
(5)
Для этих шин, используя код номинального диаметра обода, следует применять соответствующие значения Dr, приведенные в таблице 1.
6.2.6 Рекомендации
Общие указания относительно проектных размеров метрических серий шин для легковых автомобилей, монтируемых на ободья с посадочными полками с углом наклона 5° (с кодовым обозначением), приведены в приложении А.
6.3 Расчет максимальных наружных размеров при эксплуатации шин, смонтированных на измерительные ободья
6.3.1 Общие требования
Расчет предназначен для автомобилестроителей при проектировании зазоров между шиной и автомобилем. Эти размеры используют с коэффициентами, приведенными в таблице 4, соответствующими высоте и ширине профиля конструируемой шины.
Таблица 4-Коэффициенты для расчета размеров шин
Размеры в миллиметрах |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
а) Максимальная ширина профиля включает в себя надписи, декоративные элементы, защитные ребра или полосы и не включает защиту обода. |
6.3.2 Максимальная ширина профиля шины при эксплуатации Wmay.
Максимальная ширина профиля шины W^, мм, равна большему из двух следующих значений: а) произведения ширины профиля конструируемой шины S и соответствующего коэффициента а (таблица 4)
(6)
b) ширины профиля конструируемой шины S, увеличенной на 8 мм.
Wmax=S + 8. (7)
6.3.3 Максимальный наружный диаметр шины при эксплуатации D0 max
Максимальный наружный диаметр шины при эксплуатации D0 max, мм, вычисляют по формуле
Dn
Dr+2Hb.
(8)
Значение коэффициента b приведено в таблице 4.
6.4 Расчет минимальных размеров радиальных шин, смонтированных на измерительные ободья
6.4.1 Минимальную ширину профиля Smin, мм, вычисляют по формуле
Smr– S С.
(9)
6
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Обозначение
5 Маркировка
6 Размеры
7 Метод определения размеров шины
8 Внутреннее давление в шине
9 Нагрузки
10 Выбор размеров шин
11 Угол развала
Приложение А (обязательное) Размеры проектируемых шин (метрические серии
Приложение В (обязательное) Индексы нагрузки шин для легковых автомобилей
Приложение С (рекомендуемое) Минимальные внутренние давления в шинах при средних нагрузках
Приложение D (справочное) Другие маркировки размеров шин
Библиография
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам
стр. 1
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 15
стр. 16
стр. 17
стр. 18
стр. 19
стр. 20
стр. 21
стр. 22
стр. 23
стр. 24
стр. 25
стр. 26
стр. 27
стр. 28
стр. 29
стр. 30