ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
<Ш>
ГОСТР
22.3.09—
2014/
ИСО 22320:2011
АЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
МЕНЕДЖМЕНТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Требования к реагированию на инциденты
ISO 22320:2011
Societal security — Emergency management — Requirements for incident response
(IDT)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2015
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2014 г. № 457-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22320:2011 «Гражданская защита — Менеджмент чрезвычайных ситуаций — Требования к реагированию на инциденты» (ISO 22320:2011 «Societal security — Emergency management — Requirements for incident response»).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов и документов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации. сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» . В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Стандартинформ. 2015
Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011
Содержание
1 Область применения……………………………………………1
2 Нормативные ссылки…………………………………………..1
3 Термины и определения…………………………………………2
4 Требования к командованию и управлению………………………………3
4.1 Общие положения………………………………………….3
4.2 Система командования и управления……………………………….3
4.3 Человеческий фактор………………………………………..5
5 Требования к оперативной информации………………………………..6
5.1 Общие положения………………………………………….6
5.2 Оперативный информационный процесс……………………………..6
5.3 Характеристики оперативного информационного процесса…………………..8
6 Требования к сотрудничеству и координации……………………………..8
6.1 Общие положения………………………………………….8
6.2 Сотрудничество……………………………………………8
6.3 Координация……………………………………………..8
6.4 Информационный обмен……………………………………..10
6.5 Человеческий фактор……………………………………….10
Приложение А (справочное) Примеры………………………………….11
Приложение В (обязательное) Характеристики оперативного информационного процесса…….14
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов
и документов национальным стандартам Российской Федерации…………16
Библиография………………………………………………..17
Алфавитный указатель терминов на русском языке…………………………..18
Алфавитный указатель терминов на английском языке…………………………18
III
Введение
В последние годы произошло множество бедствий, террористических актов и других крупных чрезвычайных ситуаций, которые показали важность эффективного реагирования для спасения жизни людей, снижения наносимого ущерба, а также обеспечения минимально необходимого уровня непрерывности жизнеобеспечивающих социальных функций. К таким функциям относятся оказание медицинской помощи, спасение людей, обеспечение населения водой и продовольствием, электроэнергией и топливом. Если в прошлом реагирование на инциденты осуществлялось на уровне отдельной страны, региона или организации, то сегодня и в будущем необходим межгосударственный и межорганизационный подход. Эта необходимость обусловлена взаимосвязями и взаимозависимостью органов власти, неправительственных, коммерческих и промышленных организаций во всем мире.
Настоящий стандарт позволяет государственным и частным организациям, осуществляющим реагирование на инциденты, расширить свои возможности по ликвидации всех видов чрезвычайных ситуаций (например, кризисов, техногенных аварий и природных бедствий). Многочисленные функции реагирования на инциденты распределены между организациями и учреждениями, причем частный сектор и государство имеют разные уровни ответственности. Таким образом, всем участвующим сторонам требуется руководство по подготовке и осуществлению эффективного реагирования на инциденты. Настоящий международный стандарт устанавливает минимальные требования, позволяющие участвующим организациям обеспечить наибольшую эффективность совместных действий.
Для эффективного реагирования на инцидент необходимо структурированное командование и управление, а также координация и сотрудничество для обеспечения согласованного взаимодействия, осуществления процессов командования и эффективного информационного обмена между организациями. ведомствами и другими сторонами, участвующими в реагировании.
Межорганизационная, межрегиональная или межгосударственная помощь в реагировании на инциденты должна соответствовать потребностям пострадавшего населения и быть культурно приемлемой. Поэтому крайне важно участие общественности в разработке и осуществлении мер реагирования на инцидент. От участвующих организаций требуется способность действовать сообща независимо от географических и административных границ.
Требования к информации, а также требования к процессу и структуре управления информацией позволяют разработать технические решения, которые обеспечат максимальную способность к взаимодействию в соответствии с потребностями в обмене информацией в ходе реагирования на инциденты.
Эффективную программу по обеспечению готовности к инцидентам и управлению непрерывностью деятельности можно реализовать с помощью ISO/PAS 22399 и регулярного проведения многосторонних учений.
Настоящий стандарт может использоваться отдельно или совместно с другими стандартами, разработанными ИСОГГК 223 «Г ражданская защита».
IV
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях МЕНЕДЖМЕНТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Требования к реагированию на инциденты
Safety in emergencies. Management in emergencies. Requirements for incident response
Дата введения — 2015—04—01
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит минимальные требования к эффективному реагированию на инцидент. а также основы командования и управления, оперативного информирования, координации и сотрудничества в рамках организации, осуществляющей реагирование на инцидент. В нем рассматриваются организационные структуры и процедуры командования и управления, поддержка принятия решений, их прослеживаемость, управление информацией, а также оперативная совместимость.
В стандарте установлены требования к оперативной информации для реагирования на инциденты. которые определяют процессы, методы работы, сбора и управления данными в целях получения своевременной, существенной и точной информации. Стандарт поддерживает процесс командования и управления, а также координацию и сотрудничество как внутри самой организации, так и вне ее. с другими участвующими сторонами, и устанавливает требования к координации и взаимодействию между организациями.
Настоящий стандарт применим к любым организациям (частным, общественным, государственным или некоммерческим), участвующим в обеспечении готовности к инцидентам или реагировании на инциденты на международном, национальном, региональном или местном уровне, в том числе коргани-зациям, которые:
a) занимаются предупреждением инцидентов и обеспечением устойчивости к ним.
b) осуществляют руководство реагированием на инциденты,
в) разрабатывают нормативные документы и планы по командованию и управлению.
c) развивают межведомственную/межорганизационную координацию и сотрудничество в области реагирования на инциденты.
d) разрабатывают информационные и коммуникационные системы для реагирования на инциденты.
e) проводят исследования в области реагирования на инциденты и разрабатывают модели данных для обеспечения взаимодействия.
f) изучают влияние человеческого фактора в реагировании на инциденты.
д) отвечают за связи и взаимодействие с населением.
2 Нормативные ссылки
Необходимыми для применения данного документа являются следующие ссылочные документы. Датированные ссылки относятся только к указанному изданию. Недатированные ссылки относятся к последнему изданию ссылочного документа (включая все его изменения).
ИСО 22300 Гражданская защита — Терминология (ISO 22300. Societal secunty — Terminology)
Издание официальное
3 Термины и определения
Применительно к настоящему документу используются термины и определения, данные в ISO 22300. а также приведенные ниже.
3.1 командование и управление (command and control): Деятельность, включающая в себя принятие решений, направленных на достижение поставленных целей, оценку ситуации, планирование, обеспечение выполнения решений и контроль результата.
Примечание — Этот процесс непрерывно воспроизводится.
3.2 система командования и управления (command and control system): Система, которая обеспечивает эффективное управление всеми имеющимися силами и средствами в процессе обеспечения готовности к инциденту и реагированию на него, непрерывного функционирования и/или восстановления.
3.3 сотрудничество (cooperation): Процесс совместной работы или совместных действий ради общих интересов и ценностей, осуществляемый на основе соглашения.
Примечание — Организации заключают соглашения или иным образом договариваются о предоставлении своих ресурсов для реагирования на инциденты, но сохраняют независимость своей внутренней иерархической структуры.
3.4 координация (coordination): Способ осуществления различными организациями (государственными или частными) или подразделениями одной и той же организации совместной работы или деятельности, направленной на достижение общей цели.
Примечания
1 Координация позволяет взаимоувязать усилия участвующих в реагировании сторон (включая общественные. частные организации, правительственные органы), обеспечив согласованное реагирование на инцидент для достижения общей цели, и координировать действия посредством прозрачного информационного обмена в части деятельности по реагированию на инцидент.
2 Все организации участвуют в этом процессе для того, чтобы согласовать общую цель реагировании на инцидент, а также принять и реализовать план действий с помощью данного процесса выработки решений на основе консенсуса.
3.5 менеджмент чрезвычайных ситуаций (emergency management): Общий подход к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Примечание — Как правило, для предотвращения событий, дестабилизирующих и/или нарушающих деятельность, для обеспечения ютовности к ним. реагирования и последующего восстановления в менеджменте чрезвычайных ситуаций используют тот же подход, что и в менеджменте риска.
3.6 командование при инциденте (incident command): Часть организационной структуры реагирования на инцидент.
Примечание — Командование при инциденте — это процесс, осуществляемый в командных структурах. развертываемых при реагировании на инцидент.
3.7 готовность к инциденту (incident preparedness): Деятельность по подготовке к реагированию на инцидент.
3.8 реагирование на инцидент (incident response): Действия, направленные на устранение причин надвигающейся опасности и/или уменьшение последствий потенциально дестабилизирующих или деструктивных событий, а также на восстановление нормальной обстановки.
3.9 информация (information): Данные, обработанные, систематизированные и представленные в виде, пригодном для осмысления.
3.10 оперативная информация (operational information): Информация, рассматриваемая и анализируемая в определенном контексте для обеспечения понимания обстановки и ее возможного развития.
3.11 организация (organization): Группа лиц и необходимых средств с распределением ответственности. полномочий и взаимоотношений.
Примеры — Компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, индивидуальный предприниматель, ассоциация, агентство, а также их подразделения и объединения.
Примечания
1 Распределение, как правило, бывает упорядоченным.
2 Организация может быть государственной или частной.
ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011
3 Данное определение действительно для стандартов качества системы управления. В Руководстве ИСО/МЭК 2 термин «организация» определен иначе.
(ISO 9000:2005, определение 3.3.1]
4 Организация может быть постоянно действующей или временной, созданной специально для выполнения конкретной ограниченной задачи.
4 Требования к командованию и управлению
4.1 Общие положения
Основными задачами командования и управления являются:
a) постановка и актуализация целей и задач реагирования на инциденты:
b) определение служебных функций, обязанностей и взаимоотношений:
c) установление правил, ограничений, графиков и планов;
d) обеспечение соблюдения правовых норм и защиты гражданской ответственности:
e) мониторинг, оценка и доклад обстановки и ее развития;
f) регистрация ключевых решений и оснований для их принятия;
д) управление силами и средствами;
h) распространение информации;
i) принятие и доведение решений;
j) контроль выполнения принятых решений.
Если в реагировании на инциденты участвуют несколько организаций или различные подразделения одной организации. то:
– необходимо добиваться согласия между участвующими организациями в отношении общих целей,
– структуры и процессы должны обеспечивать возможность принятия оперативных решений на возможно более низком уровне, а возможность координации и поддержки — на самом высоком необходимом уровне,
– полномочия и ресурсы должны соответствовать поставленной задаче, а также
– организации должны поддерживать участие населения в разработке и осуществлении мер реагирования на инциденты.
4.2 Система командования и управления
4.2.1 Общие положения
Главная задача системы командования и управления состоит в том. чтобы обеспечить организации возможность осуществлять эффективное реагирование на инциденты как самостоятельно, так и совместно со всеми другими привлеченными сторонами, чтобы поддерживать все меры по спасению жизни людей и ограничению негативных последствий.
Для реагирования на инцидент организация должна создать систему командования и управления, соответствующую применимым законодательным и нормативным актам, а также требованиям данного международного стандарта.
Наряду с созданием системы командования и управления, организация должна как можно скорее определить командные цепочки как внутри самой организации, так в отношениях с другими организациями. ответственными за реагирование на инцидент, а также привлеченными сторонами (например, назначение руководителя работ по ликвидации инцидента) по следующим направлениям:
a) единое понимание общей цели;
b) единая оперативная картина;
c) отношения с другими организациями, которые не входят в командную цепочку;
d) назначение лиц, наделенных соответствующими делегированными полномочиями, ответственными за руководство.
Все эти вопросы должны учитываться при планировании и проведении учений.
Система командования и управления должна быть:
– масштабируемой в зависимости от типа инцидента и организаций, участвующих в реагировании;
– адаптируемой для любого типа инцидентов;
– позволяющей объединять усилия различных экстренных служб и привлеченных сторон;
– легко приспосабливаемой к развитию инцидента и результатам принятых мер реагирования.
Чтобы система командования и управления могла выполнять эти задачи, она должна включать в
себя:
– структуру командования и управления;
3
– процесс командования и управления;
– необходимые ресурсы для введения в действие организационной структуры и процесса командования и управления.
Организационная структура и процессы системы командования и управления должны быть определены в соответствующих документах.
Примечание — Количество, должности и должностные обязанности лиц. участвующих в организации командования и управления, могут различаться в зависимости от масштабов инцидента.
4.2.2 Должности и должностные обязанности
Одна из должностей в организации — руководитель работ по ликвидации инцидента . На него возлагается общая ответственность за командование и управление в рамках данной организации. В обязанности руководителя работ по ликвидации инцидента входит следующее:
– инициирование и координация всех мер реагирования на инцидент, а также ответственность за эти меры;
– создание организационной структуры;
– рассмотрение процессов начала, развития и прекращения действий;
– определение и выполнение юридических и иных обязательств.
Структура командования и управления должна быть организована таким образом, чтобы руководитель работ по ликвидации инцидента мог делегировать полномочия.
4.2.3 Структура командования и управления
Структура командования и управления подразделяется на различные уровни (например, тактический. оперативный, стратегический и нормативный уровни), где принимаются решения разного типа и в разные сроки. См. пример в таблице А. 1.
4.2.4 Уровни реагирования на инцидент
В соответствии с заранее заданной структурой стратегического итактического командования организация должна установить шкалу для
ИНЦИДЕНТ
J
д
Исполнение
решений
Обратная связь и реагирование’
гР>
Сбор и обмен информацией*
Принятие |
Анализ |
|
и доведение |
и прогноз |
|
решений |
обстановки* |
• С ограниченной потребностью в координации действий вне организации.
оценки степени тяжести инцидентов.
Это необходимо для того, чтобы в возможно кратчайшие сроки обеспечить соответствующий уровень командования и управления. Пример приведен в таблице А.2.
4.2.5 Процесс командования и управления
Организация должна разработать процесс командования и управления, который является непрерывным и включает следующие виды деятельности;
– наблюдение;
– сбор, обработку и обмен информацией;
• оценку обстановки, включая прогноз;
– планирование;
– принятие решений и доведение принятых решений;
– выполнение решений;
• получение обратной связи и
меры реагирования.
Процесс командования и управления не должен сводиться лишь к деятельности руководителя работ по ликвидации инцидента, а должен охватывать всех лиц, входящих в группу командования при инциденте, на всех
Рисунок 1 – Пример процесса командования и управления в моно- unnBHQY пт|»т„„,иыпгти иерахической организации с ограниченной потребностью в коорди-
нации
ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011
Пример процесса командования и управления при инциденте, затрагивающем организацию(и) с единой иерархией командования, представлен на рисунке 1.
Примечание — Принципы командовании и управления, координации и сотрудничества применимы ко всем ортанизациям — как с моно-, так и сполииерархической структурой. Принципы координации и сотрудничества особенно важны для командования и управления полииерархических структур.
Ключевые роли и обязанности в рамках процесса командования и управления должны соответствовать масштабам инцидента и включать, по меньшей мере, спедующие функции:
a) управление кадрами, административная деятельность и управление финансами;
b) обеспечение ситуационной осведомленности и прогнозирования;
c) оперативная деятельность (планирование, принятие решений, регистрация и выполнение);
d) логистика;
e) связь со средствами массовой информации;
f) обеспечение связи и передачи информации;
д) обеспечение связи и взаимодействия (например, между реагирующими организациями и неправительственными организациями);
h) предупреждение и оповещение (т. е. информирование населения);
i) обеспечение безопасности (например, обеспечение охраны труда и безопасности персонала на месте выполнения работ).
4.2.6 Принятие решений
Процесс принятия решений должен быть настолько понятным и прозрачным, насколько это возможно. В необходимых случаях информация о принятых решениях должна распространяться внутри самой организации, доводиться до других организаций, участвующих в реагировании, а также до населения.
4.2.7 Силы и средства командования и управления
Организация должна обеспечить соответствующие помещения и технические средства для принятия решений и использования оборудования, а также наладить обеспечение необходимыми силами и средствами. Для этого может потребоваться создание командного пункта.
Командный пункт, из которого ведется командование и управление, может быть мобильным или стационарным. При необходимости могут создаваться подчиненные командные пункты на месте инцидента или за пределами зоны инцидента.
4.3 Человеческий фактор
Крайне важно уделять внимание роли человека в реагировании на инцидент для того, чтобы организации могли действовать и решать поставленные задачи без сбоев, связанных с ограниченностью человеческих возможностей. Реагирование на инциденты должно осуществляться с учетом культурных особенностей пострадавшего населения и его потребностей.
Организация должна учитывать человеческий фактор и принимать соответствующие меры, в том числе такие как:
– распределение рабочей нагрузки;
– охрана здоровья и техника безопасности;
– ротация персонала:
– разработка понятных интерфейсов «человек—машина» с защитой от случайных ошибок.
При задании и проектировании структур, процессов и оборудования для осуществления командования и управления (особенно тех. которые предназначены для использования несколькими организациями или странами), необходимо учитывать имеющиеся различия между пользователями, например, в уровне квалификации, культурных традициях, языковых знаниях и рабочих протоколах.
Все участники должны быть в состоянии в любой момент времени знать свое место и роль в общей оперативной структуре и иметь соответствующую квалификацию для управления находящимися в их распоряжении средствами, что достигается путем проведения тренировок и учений.
При проектировании интерфейсов «человек—машина» следует в первую очередь учитывать квалификацию, особенности, недостатки, умения и навыки исполнителя, а также требования, вытекающие из постановки задачи. В тех случаях, когда электронные и/или механические системы являются частью структуры командования и управления, человек-оператор должен иметь приоритет в системе «человек—машина», если не предусмотрено иное.
Должны быть предусмотрены надлежащие меры для снятия психоэмоционального напряжения, испытываемого каждым исполнителем.
5
5 Требования к оперативной информации
5.1 Общие положения
Для эффективного управления реагированием на инцидент, необходимо иметь оперативную информацию. Она помогает в формировании ситуационной осведомленности, организации сил и средств и управлении действиями. Оперативную информацию получают в результате обработки информации (см. рисунок 2) об инциденте, его месте и действиях по реагированию на инцидент. Оперативная информация может быть динамической, о развитии инцидента, и статической, о месте инцидента, т. е зданиях, объектах инфраструктуры и населении.
Примечание — Эти виды деятельности могут осуществляться одновременно.
5.2.2 Планирование и руководство
Планирование и подготовка оперативной информации должны быть частью процесса командования и управления (см. пункт 4.2.5).
Эта работа должна включать следующие направления:
a) осуществление руководства и постановка общих задач для проведенияопераций по реагированию:
b) постановка ключевых вопросов для эффективного принятия решений:
c) лланирование сбора информации с указанием методов сбора, характера и представления результатов:
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Требования к командованию и управлению
4.1 Общие положения
4.2 Система командования и управления
4.3 Человеческий фактор
5 Требования к оперативной информации
5.1 Общие положения
5.2 Оперативный информационный процесс
5.3 Характеристики оперативного информационного процесса
6 Требования к сотрудничеству и координации
6.1 Общие положения
6.2 Сотрудничество
6.3 Координация
6.4 Информационный обмен
6.5 Человеческий фактор
Приложение А (справочное) Примеры
Приложение В (обязательное) Характеристики оперативного информационного процесса
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов и документов национальным стандартам Российской Федерации
Библиография
Алфавитный указатель терминов на русском языке
Алфавитный указатель терминов на английском языке
стр. 1
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 15
стр. 16
стр. 17
стр. 18
стр. 19
стр. 20
стр. 21
стр. 22
стр. 23
стр. 24