Получите образец ТУ или ГОСТа за 3 минуты

Получите ТУ или ГОСТ на почту за 4 минуты

ГОСТ Р 22.3.09-2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

<Ш>

ГОСТР

22.3.09—

2014/

ИСО 22320:2011

АЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

МЕНЕДЖМЕНТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Требования к реагированию на инциденты

ISO 22320:2011

Societal security — Emergency management — Requirements for incident response

(IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2014 г. № 457-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22320:2011 «Гражданская защита — Менеджмент чрезвычайных ситуаций — Требования к реагированию на инциденты» (ISO 22320:2011 «Societal security — Emergency management — Requirements for incident response»).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов и документов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации. сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» . В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Стандартинформ. 2015

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011

Содержание

1    Область применения……………………………………………1

2    Нормативные ссылки…………………………………………..1

3    Термины и определения…………………………………………2

4    Требования к командованию и управлению………………………………3

4.1    Общие положения………………………………………….3

4.2    Система командования и управления……………………………….3

4.3    Человеческий фактор………………………………………..5

5    Требования к оперативной информации………………………………..6

5.1    Общие положения………………………………………….6

5.2    Оперативный информационный процесс……………………………..6

5.3    Характеристики оперативного информационного процесса…………………..8

6    Требования к сотрудничеству и координации……………………………..8

6.1    Общие положения………………………………………….8

6.2    Сотрудничество……………………………………………8

6.3    Координация……………………………………………..8

6.4    Информационный обмен……………………………………..10

6.5    Человеческий фактор……………………………………….10

Приложение А (справочное) Примеры………………………………….11

Приложение В (обязательное) Характеристики оперативного информационного процесса…….14

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

и документов национальным стандартам Российской Федерации…………16

Библиография………………………………………………..17

Алфавитный указатель терминов на русском языке…………………………..18

Алфавитный указатель терминов на английском языке…………………………18

III

Введение

В последние годы произошло множество бедствий, террористических актов и других крупных чрезвычайных ситуаций, которые показали важность эффективного реагирования для спасения жизни людей, снижения наносимого ущерба, а также обеспечения минимально необходимого уровня непрерывности жизнеобеспечивающих социальных функций. К таким функциям относятся оказание медицинской помощи, спасение людей, обеспечение населения водой и продовольствием, электроэнергией и топливом. Если в прошлом реагирование на инциденты осуществлялось на уровне отдельной страны, региона или организации, то сегодня и в будущем необходим межгосударственный и межорганизационный подход. Эта необходимость обусловлена взаимосвязями и взаимозависимостью органов власти, неправительственных, коммерческих и промышленных организаций во всем мире.

Настоящий стандарт позволяет государственным и частным организациям, осуществляющим реагирование на инциденты, расширить свои возможности по ликвидации всех видов чрезвычайных ситуаций (например, кризисов, техногенных аварий и природных бедствий). Многочисленные функции реагирования на инциденты распределены между организациями и учреждениями, причем частный сектор и государство имеют разные уровни ответственности. Таким образом, всем участвующим сторонам требуется руководство по подготовке и осуществлению эффективного реагирования на инциденты. Настоящий международный стандарт устанавливает минимальные требования, позволяющие участвующим организациям обеспечить наибольшую эффективность совместных действий.

Для эффективного реагирования на инцидент необходимо структурированное командование и управление, а также координация и сотрудничество для обеспечения согласованного взаимодействия, осуществления процессов командования и эффективного информационного обмена между организациями. ведомствами и другими сторонами, участвующими в реагировании.

Межорганизационная, межрегиональная или межгосударственная помощь в реагировании на инциденты должна соответствовать потребностям пострадавшего населения и быть культурно приемлемой. Поэтому крайне важно участие общественности в разработке и осуществлении мер реагирования на инцидент. От участвующих организаций требуется способность действовать сообща независимо от географических и административных границ.

Требования к информации, а также требования к процессу и структуре управления информацией позволяют разработать технические решения, которые обеспечат максимальную способность к взаимодействию в соответствии с потребностями в обмене информацией в ходе реагирования на инциденты.

Эффективную программу по обеспечению готовности к инцидентам и управлению непрерывностью деятельности можно реализовать с помощью ISO/PAS 22399 и регулярного проведения многосторонних учений.

Настоящий стандарт может использоваться отдельно или совместно с другими стандартами, разработанными ИСОГГК 223 «Г ражданская защита».

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях МЕНЕДЖМЕНТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Требования к реагированию на инциденты

Safety in emergencies. Management in emergencies. Requirements for incident response

Дата введения — 2015—04—01

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит минимальные требования к эффективному реагированию на инцидент. а также основы командования и управления, оперативного информирования, координации и сотрудничества в рамках организации, осуществляющей реагирование на инцидент. В нем рассматриваются организационные структуры и процедуры командования и управления, поддержка принятия решений, их прослеживаемость, управление информацией, а также оперативная совместимость.

В стандарте установлены требования к оперативной информации для реагирования на инциденты. которые определяют процессы, методы работы, сбора и управления данными в целях получения своевременной, существенной и точной информации. Стандарт поддерживает процесс командования и управления, а также координацию и сотрудничество как внутри самой организации, так и вне ее. с другими участвующими сторонами, и устанавливает требования к координации и взаимодействию между организациями.

Настоящий стандарт применим к любым организациям (частным, общественным, государственным или некоммерческим), участвующим в обеспечении готовности к инцидентам или реагировании на инциденты на международном, национальном, региональном или местном уровне, в том числе коргани-зациям, которые:

a)    занимаются предупреждением инцидентов и обеспечением устойчивости к ним.

b)    осуществляют руководство реагированием на инциденты,

в) разрабатывают нормативные документы и планы по командованию и управлению.

c)    развивают межведомственную/межорганизационную координацию и сотрудничество в области реагирования на инциденты.

d)    разрабатывают информационные и коммуникационные системы для реагирования на инциденты.

e)    проводят исследования в области реагирования на инциденты и разрабатывают модели данных для обеспечения взаимодействия.

f)    изучают влияние человеческого фактора в реагировании на инциденты.

д) отвечают за связи и взаимодействие с населением.

2 Нормативные ссылки

Необходимыми для применения данного документа являются следующие ссылочные документы. Датированные ссылки относятся только к указанному изданию. Недатированные ссылки относятся к последнему изданию ссылочного документа (включая все его изменения).

ИСО 22300 Гражданская защита — Терминология (ISO 22300. Societal secunty — Terminology)

Издание официальное

3 Термины и определения

Применительно к настоящему документу используются термины и определения, данные в ISO 22300. а также приведенные ниже.

3.1    командование и управление (command and control): Деятельность, включающая в себя принятие решений, направленных на достижение поставленных целей, оценку ситуации, планирование, обеспечение выполнения решений и контроль результата.

Примечание — Этот процесс непрерывно воспроизводится.

3.2    система командования и управления (command and control system): Система, которая обеспечивает эффективное управление всеми имеющимися силами и средствами в процессе обеспечения готовности к инциденту и реагированию на него, непрерывного функционирования и/или восстановления.

3.3    сотрудничество (cooperation): Процесс совместной работы или совместных действий ради общих интересов и ценностей, осуществляемый на основе соглашения.

Примечание — Организации заключают соглашения или иным образом договариваются о предоставлении своих ресурсов для реагирования на инциденты, но сохраняют независимость своей внутренней иерархической структуры.

3.4    координация (coordination): Способ осуществления различными организациями (государственными или частными) или подразделениями одной и той же организации совместной работы или деятельности, направленной на достижение общей цели.

Примечания

1    Координация позволяет взаимоувязать усилия участвующих в реагировании сторон (включая общественные. частные организации, правительственные органы), обеспечив согласованное реагирование на инцидент для достижения общей цели, и координировать действия посредством прозрачного информационного обмена в части деятельности по реагированию на инцидент.

2    Все организации участвуют в этом процессе для того, чтобы согласовать общую цель реагировании на инцидент, а также принять и реализовать план действий с помощью данного процесса выработки решений на основе консенсуса.

3.5    менеджмент чрезвычайных ситуаций (emergency management): Общий подход к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Примечание — Как правило, для предотвращения событий, дестабилизирующих и/или нарушающих деятельность, для обеспечения ютовности к ним. реагирования и последующего восстановления в менеджменте чрезвычайных ситуаций используют тот же подход, что и в менеджменте риска.

3.6    командование при инциденте (incident command): Часть организационной структуры реагирования на инцидент.

Примечание — Командование при инциденте — это процесс, осуществляемый в командных структурах. развертываемых при реагировании на инцидент.

3.7    готовность к инциденту (incident preparedness): Деятельность по подготовке к реагированию на инцидент.

3.8    реагирование на инцидент (incident response): Действия, направленные на устранение причин надвигающейся опасности и/или уменьшение последствий потенциально дестабилизирующих или деструктивных событий, а также на восстановление нормальной обстановки.

3.9    информация (information): Данные, обработанные, систематизированные и представленные в виде, пригодном для осмысления.

3.10    оперативная информация (operational information): Информация, рассматриваемая и анализируемая в определенном контексте для обеспечения понимания обстановки и ее возможного развития.

3.11    организация (organization): Группа лиц и необходимых средств с распределением ответственности. полномочий и взаимоотношений.

Примеры — Компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, индивидуальный предприниматель, ассоциация, агентство, а также их подразделения и объединения.

Примечания

1    Распределение, как правило, бывает упорядоченным.

2    Организация может быть государственной или частной.

ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011

3    Данное определение действительно для стандартов качества системы управления. В Руководстве ИСО/МЭК 2 термин «организация» определен иначе.

(ISO 9000:2005, определение 3.3.1]

4    Организация может быть постоянно действующей или временной, созданной специально для выполнения конкретной ограниченной задачи.

4 Требования к командованию и управлению

4.1    Общие положения

Основными задачами командования и управления являются:

a)    постановка и актуализация целей и задач реагирования на инциденты:

b)    определение служебных функций, обязанностей и взаимоотношений:

c)    установление правил, ограничений, графиков и планов;

d)    обеспечение соблюдения правовых норм и защиты гражданской ответственности:

e)    мониторинг, оценка и доклад обстановки и ее развития;

f)    регистрация ключевых решений и оснований для их принятия;

д) управление силами и средствами;

h)    распространение информации;

i)    принятие и доведение решений;

j)    контроль выполнения принятых решений.

Если в реагировании на инциденты участвуют несколько организаций или различные подразделения одной организации. то:

–    необходимо добиваться согласия между участвующими организациями в отношении общих целей,

–    структуры и процессы должны обеспечивать возможность принятия оперативных решений на возможно более низком уровне, а возможность координации и поддержки — на самом высоком необходимом уровне,

–    полномочия и ресурсы должны соответствовать поставленной задаче, а также

–    организации должны поддерживать участие населения в разработке и осуществлении мер реагирования на инциденты.

4.2    Система командования и управления

4.2.1 Общие положения

Главная задача системы командования и управления состоит в том. чтобы обеспечить организации возможность осуществлять эффективное реагирование на инциденты как самостоятельно, так и совместно со всеми другими привлеченными сторонами, чтобы поддерживать все меры по спасению жизни людей и ограничению негативных последствий.

Для реагирования на инцидент организация должна создать систему командования и управления, соответствующую применимым законодательным и нормативным актам, а также требованиям данного международного стандарта.

Наряду с созданием системы командования и управления, организация должна как можно скорее определить командные цепочки как внутри самой организации, так в отношениях с другими организациями. ответственными за реагирование на инцидент, а также привлеченными сторонами (например, назначение руководителя работ по ликвидации инцидента) по следующим направлениям:

a)    единое понимание общей цели;

b)    единая оперативная картина;

c)    отношения с другими организациями, которые не входят в командную цепочку;

d)    назначение лиц, наделенных соответствующими делегированными полномочиями, ответственными за руководство.

Все эти вопросы должны учитываться при планировании и проведении учений.

Система командования и управления должна быть:

–    масштабируемой в зависимости от типа инцидента и организаций, участвующих в реагировании;

–    адаптируемой для любого типа инцидентов;

–    позволяющей объединять усилия различных экстренных служб и привлеченных сторон;

–    легко приспосабливаемой к развитию инцидента и результатам принятых мер реагирования.

Чтобы система командования и управления могла выполнять эти задачи, она должна включать в

себя:

– структуру командования и управления;

3

–    процесс командования и управления;

–    необходимые ресурсы для введения в действие организационной структуры и процесса командования и управления.

Организационная структура и процессы системы командования и управления должны быть определены в соответствующих документах.

Примечание — Количество, должности и должностные обязанности лиц. участвующих в организации командования и управления, могут различаться в зависимости от масштабов инцидента.

4.2.2    Должности и должностные обязанности

Одна из должностей в организации — руководитель работ по ликвидации инцидента . На него возлагается общая ответственность за командование и управление в рамках данной организации. В обязанности руководителя работ по ликвидации инцидента входит следующее:

–    инициирование и координация всех мер реагирования на инцидент, а также ответственность за эти меры;

–    создание организационной структуры;

–    рассмотрение процессов начала, развития и прекращения действий;

–    определение и выполнение юридических и иных обязательств.

Структура командования и управления должна быть организована таким образом, чтобы руководитель работ по ликвидации инцидента мог делегировать полномочия.

4.2.3    Структура командования и управления

Структура командования и управления подразделяется на различные уровни (например, тактический. оперативный, стратегический и нормативный уровни), где принимаются решения разного типа и в разные сроки. См. пример в таблице А. 1.

4.2.4 Уровни реагирования на инцидент

В соответствии с заранее заданной структурой стратегического итактического командования организация должна установить шкалу для

ИНЦИДЕНТ

J

д

Исполнение

решений

Обратная связь и реагирование’

гР>

Сбор и обмен информацией*

Принятие

Анализ

и доведение

и прогноз

решений

обстановки*

• С ограниченной потребностью в координации действий вне организации.

оценки степени тяжести инцидентов.

Это необходимо для того, чтобы в возможно кратчайшие сроки обеспечить соответствующий уровень командования и управления. Пример приведен в таблице А.2.

4.2.5 Процесс командования и управления

Организация должна разработать процесс командования и управления, который является непрерывным и включает следующие виды деятельности;

–    наблюдение;

–    сбор, обработку и обмен информацией;

• оценку обстановки, включая прогноз;

–    планирование;

–    принятие решений и доведение принятых решений;

–    выполнение решений;

• получение обратной связи и

меры реагирования.

Процесс командования и управления не должен сводиться лишь к деятельности руководителя работ по ликвидации инцидента, а должен охватывать всех лиц, входящих в группу командования при инциденте, на всех

Рисунок 1 – Пример процесса командования и управления в моно- unnBHQY пт|»т„„,иыпгти иерахической организации с ограниченной потребностью в коорди-

нации

ГОСТ Р 22.3.09-2014/ИСО 22320:2011

Пример процесса командования и управления при инциденте, затрагивающем организацию(и) с единой иерархией командования, представлен на рисунке 1.

Примечание — Принципы командовании и управления, координации и сотрудничества применимы ко всем ортанизациям — как с моно-, так и сполииерархической структурой. Принципы координации и сотрудничества особенно важны для командования и управления полииерархических структур.

Ключевые роли и обязанности в рамках процесса командования и управления должны соответствовать масштабам инцидента и включать, по меньшей мере, спедующие функции:

a)    управление кадрами, административная деятельность и управление финансами;

b)    обеспечение ситуационной осведомленности и прогнозирования;

c)    оперативная деятельность (планирование, принятие решений, регистрация и выполнение);

d)    логистика;

e)    связь со средствами массовой информации;

f)    обеспечение связи и передачи информации;

д) обеспечение связи и взаимодействия (например, между реагирующими организациями и неправительственными организациями);

h)    предупреждение и оповещение (т. е. информирование населения);

i)    обеспечение безопасности (например, обеспечение охраны труда и безопасности персонала на месте выполнения работ).

4.2.6    Принятие решений

Процесс принятия решений должен быть настолько понятным и прозрачным, насколько это возможно. В необходимых случаях информация о принятых решениях должна распространяться внутри самой организации, доводиться до других организаций, участвующих в реагировании, а также до населения.

4.2.7    Силы и средства командования и управления

Организация должна обеспечить соответствующие помещения и технические средства для принятия решений и использования оборудования, а также наладить обеспечение необходимыми силами и средствами. Для этого может потребоваться создание командного пункта.

Командный пункт, из которого ведется командование и управление, может быть мобильным или стационарным. При необходимости могут создаваться подчиненные командные пункты на месте инцидента или за пределами зоны инцидента.

4.3 Человеческий фактор

Крайне важно уделять внимание роли человека в реагировании на инцидент для того, чтобы организации могли действовать и решать поставленные задачи без сбоев, связанных с ограниченностью человеческих возможностей. Реагирование на инциденты должно осуществляться с учетом культурных особенностей пострадавшего населения и его потребностей.

Организация должна учитывать человеческий фактор и принимать соответствующие меры, в том числе такие как:

–    распределение рабочей нагрузки;

–    охрана здоровья и техника безопасности;

–    ротация персонала:

–    разработка понятных интерфейсов «человек—машина» с защитой от случайных ошибок.

При задании и проектировании структур, процессов и оборудования для осуществления командования и управления (особенно тех. которые предназначены для использования несколькими организациями или странами), необходимо учитывать имеющиеся различия между пользователями, например, в уровне квалификации, культурных традициях, языковых знаниях и рабочих протоколах.

Все участники должны быть в состоянии в любой момент времени знать свое место и роль в общей оперативной структуре и иметь соответствующую квалификацию для управления находящимися в их распоряжении средствами, что достигается путем проведения тренировок и учений.

При проектировании интерфейсов «человек—машина» следует в первую очередь учитывать квалификацию, особенности, недостатки, умения и навыки исполнителя, а также требования, вытекающие из постановки задачи. В тех случаях, когда электронные и/или механические системы являются частью структуры командования и управления, человек-оператор должен иметь приоритет в системе «человек—машина», если не предусмотрено иное.

Должны быть предусмотрены надлежащие меры для снятия психоэмоционального напряжения, испытываемого каждым исполнителем.

5

5 Требования к оперативной информации

5.1 Общие положения

Для эффективного управления реагированием на инцидент, необходимо иметь оперативную информацию. Она помогает в формировании ситуационной осведомленности, организации сил и средств и управлении действиями. Оперативную информацию получают в результате обработки информации (см. рисунок 2) об инциденте, его месте и действиях по реагированию на инцидент. Оперативная информация может быть динамической, о развитии инцидента, и статической, о месте инцидента, т. е зданиях, объектах инфраструктуры и населении.

Примечание — Эти виды деятельности могут осуществляться одновременно.

5.2.2 Планирование и руководство

Планирование и подготовка оперативной информации должны быть частью процесса командования и управления (см. пункт 4.2.5).

Эта работа должна включать следующие направления:

a)    осуществление руководства и постановка общих задач для проведенияопераций по реагированию:

b)    постановка ключевых вопросов для эффективного принятия решений:

c)    лланирование сбора информации с указанием методов сбора, характера и представления результатов:

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к командованию и управлению

     4.1 Общие положения

     4.2 Система командования и управления

     4.3 Человеческий фактор

5 Требования к оперативной информации

     5.1 Общие положения

     5.2 Оперативный информационный процесс

     5.3 Характеристики оперативного информационного процесса

6 Требования к сотрудничеству и координации

     6.1 Общие положения

     6.2 Сотрудничество

     6.3 Координация

     6.4 Информационный обмен

     6.5 Человеческий фактор

Приложение А (справочное) Примеры

Приложение В (обязательное) Характеристики оперативного информационного процесса

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов и документов национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

Алфавитный указатель терминов на русском языке

Алфавитный указатель терминов на английском языке

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Николай Иванов

Эксперт по стандартизации и метрологии! Разрешительная и нормативная документация.

Оцените автора
Все-ГОСТЫ РУ
Добавить комментарий