ГОСТ Р 51206-2004 Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО
ПОТЕХНИЧЕСКОМУРЕГУЛИРОВАНИЮИМЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
51206-2004

АВТОТРАНСПОРТНЫЕСРЕДСТВА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХВЕЩЕСТВ
ВВОЗДУХЕПАССАЖИРСКОГОПОМЕЩЕНИЯ
ИКАБИНЫ

НОРМЫИМЕТОДЫИСПЫТАНИЙ

Москва

ИПКИздательствостандартов

2005

Предисловие

Задачи, основныепринципыиправилапроведенияработпогосударственнойстандартизациив РоссийскойФедерацииустановленыГОСТ Р 1.0-92«ГосударственнаясистемастандартизацииРоссийскойФедерации. Основныеположения»иГОСТ Р 1.2-92«ГосударственнаясистемастандартизацииРоссийскойФедерации. Порядокразработкигосударственныхстандартов»

Сведенияостандарте

1 РАЗРАБОТАНФедеральнымгосударственнымунитарнымпредприятием«Научно-исследовательскийцентрпоиспытаниямидоводкеавтомототехники» (ФГУПНИЦИАМТ) Министерствапромышленности, наукиитехнологииРоссийскойФедерации

2 ВНЕСЕНТехническимкомитетомпостандартизацииТК 315 «Эксплуатацияавтомобильного транспортаиавтотранспортныеуслуги»

3 УТВЕРЖДЕНИВВЕДЕНВДЕЙСТВИЕПриказомФедеральногоагентствапотехническому регулированиюиметрологииот 15 декабря 2004 г. № 110-ст

4 НастоящийстандартсоответствуеттребованиямгигиеническихнормативовГН 2.1.6.1338-03«Предельнодопустимыеконцентрации (ПДК) загрязняющихвеществватмосферномвоздухенаселенныхмест. Гигиеническиенормативы», ГН 2.1.6.1339-03«Ориентировочныебезопасныеуровнивоздействия (ОБУВ) загрязняющихвеществватмосферномвоздухенаселенныхмест. Гигиенические нормативы»

5 ВЗАМЕНГОСТ Р 51206-98

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 2

2 Нормативные ссылки. 2

3 Термины и определения, обозначения и сокращения. 3

4 Общие требования. 4

4.1 Нормы.. 4

5 Методы испытаний. 4

5.1 Определение ЗВ в пробах воздуха. 4

5.2 Объект испытаний. 5

6 Требования безопасности. 5

Приложение А Техническое описание конструктивных параметров, влияющих на содержание ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС.. 5

Приложение Б Метод испытаний по определению содержания ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС.. 7

Библиография. 13

ГОСТ Р 51206-2004

НАЦИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Автотранспортныесредства

СОДЕРЖАНИЕЗАГРЯЗНЯЮЩИХВЕЩЕСТВВВОЗДУХЕ ПАССАЖИРСКОГОПОМЕЩЕНИЯИКАБИНЫ

Нормыиметодыиспытаний

Motor vehicles. Content of pollutants in the air of passenger compartment and cabin. Norms and test methods

Датавведения- 2006-01-01

1 Область применения

Настоящийстандартраспространяетсянаавтотранспортныесредства (далее-АТС) категорий М, N1)сдвигателямивнутреннегосгорания, имеющиемаксимальнуюрасчетнуюскоростьнеменее 50 км/ч.

1)Определение категорий — всоответствии сГОСТ Р 52051.

Стандартустанавливаеттребованияксодержаниюзагрязняющих (вредных) веществввоздухе пассажирскогопомещенияикабины, образующихсяприсгораниитопливавдвигателеииспарении топливаисмазокизсистемавтомобиля.

Стандартнераспространяетсянатранспортныесредства, непредназначенныедляпередвижения подорогамобщегопользования (карьерныесамосвалы, сельскохозяйственныеилесохозяйственные тракторыидр.).

2 Нормативные ссылки

Внастоящемстандартеиспользованынормативныессылкинаследующиестандарты:

ГОСТ 12.1.007-76Системастандартовбезопасноститруда. Вредныевещества. Классификация иобщиетребованиябезопасности

ГОСТ 17.2.6.02-85Охранаприроды. Атмосфера. Газоанализаторыавтоматическиедляконтроля загрязненияатмосферы. Общиетехническиетребования

ГОСТ Р 41.85-99 (ПравилаЕЭКООН№ 85) Единообразныепредписания, касающиесяофициальногоутверждениядвигателейвнутреннегосгоранияилисистемэлектротяги, предназначенныхдля приведениявдвижениемеханическихтранспортныхсредствкатегорийМиN, вотношенииизмерения полезноймощностиимаксимальной 30-минутноймощностисистемэлектротяги

ГОСТ Р 51980-2002Транспортныесредства. Маркировка. Общиетехническиетребования

ГОСТ Р 52051-2003Механическиетранспортныесредстваиприцепы. Классификацияиопределения

Примечание — Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартовпо указателю «Национальные стандарты», составленному посостоянию на 1 января текущего года, и посоответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Еслиссылочный документ заменен (изменен), топри пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Еслиссылочный документ отменен беззамены, тоположение, вкотором данассылка нанего, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения, обозначения и сокращения

Внастоящемстандартепримененыследующиетерминыссоответствующимиопределениями:

3.1 загрязняющее (вредное) вещество (ЗВ): Химическоеилибиологическоевеществолибо смесьтакихвеществ, которыесодержатсяватмосферномвоздухеивопределенныхконцентрациях оказываютвредноевоздействиеназдоровьечеловекаиокружающуюприроднуюсреду [1].

3.2 ориентировочныйбезопасныйуровеньвоздействияЗВватмосферномвоздухенаселенныхмест (ОБУВ): Временныйгигиеническийнормативмаксимальногосодержания ЗВватмосферном воздухепассажирскогопомещенияикабиныАТС, утвержденныйвустановленномпорядке.

3.3 предельнодопустимаямаксимальнаяразоваяконцентрация ЗВ(ПДКмр): Концентрация, неоказывающаяпрямогоиликосвенногонеблагоприятноговоздействиянанастоящиеилибудущие поколения, неснижающаяработоспособностьчеловека, неухудшающаяегосамочувствиеисанитарно-бытовыеусловиявтечениевсейжизни.

3.4 фоновоезагрязнение: Содержание ЗВватмосферномвоздухе, создаваемоевсемиисточникамиихобразования, заисключениемиспытуемогоАТС.

3.5 классыопасности ЗВ(всоответствиистребованиямиГОСТ 12.1.007):

1 -чрезвычайноопасные,

2 -высокоопасные,

3 -умеренноопасные,

4 -малоопасные.

3.5.1 углеводородыалифатическиепредельные(С210):Углеводороды, относящиесяк классуопасности 4.

3.5.2 оксидуглерода (СО): Газ, относящийсякклассуопасности 4.

3.5.3 оксидазота (NO): Продукт, относящийсякклассуопасности 3.

3.5.4 диоксидазота (NO2): Продукт, относящийсякклассуопасности 2 поГН 2.1.6.1338 [2].

3.5.5 формальдегид (СН2О): Альдегиднасыщенногоряда, относящийсякклассуопасности 2.

3.5.6 метан (СН4): Начальныйуглеводородалифатическогоряда, относящийсякклассуопасности 4.

3.6 экспресс-анализ: Анализ, совмещающийодновременныйотборпробибыстрыйанализ ЗВ спомощьюавтоматическихпереносныхгазоанализаторов, соответствующихтребованиям ГОСТ 17.2.6.02.

3.7 тип АТС в отношении нормируемого настоящим стандартом содержания ЗВ в пассажирском помещении, кабине: АТС с конструктивными параметрами (отраженными в техническом описании), обеспечивающими эквивалентное содержание ЗВ в воздухе пассажирских помещений и кабин АТС.

3.8 снаряженнаямассаАТС: МассаАТС, полностьюзаправленного (топливом, маслами, охлаждающейжидкостьюипр.), укомплектованногозапаснымколесом, инструментоми т.п., сводителем, но безгрузаи/илипассажиров.

3.9 полнаямассаАТС: МассаснаряженногоАТС, массагрузапогрузоподъемностиипассажиров (почислумест).

3.10 максимальнаямощностьдвигателя: МощностьдвигателяпоГОСТ Р 41.85.

3.11 отборпроб: Отборпробвоздухааспирационнымметодомсцельюегоколичественного химическогоанализавлабораторныхусловиях.

3.12 концентрация ЗВ: Массоваяконцентрация ЗВ, выраженнаявмиллиграммахнаметрвкубе (мг/м3).

4 Общие требования

4.1 Нормы

4.1.1 Номенклатура ЗВ, подлежащихопределению, иихпредельнодопустимыеконцентрации Содержание ЗВввоздухепассажирскогопомещенияикабиныАТСнедолжнопревышатьпредельнодопустимыхмаксимальныхразовыхконцентраций (ПДКмр), установленныхГН 2.1.6.1338 [2] иГН 2.1.6.1339 [3].

Перечень ЗВ, подлежащихопределению, приведенвтаблице 1.

Таблица 1-Номенклатураипредельнодопустимоесодержание ЗВвпассажирскомпомещенииикабинеАТС

Загрязняющее вещество

Гигиенический норматив, мг/м3

Загрязняющее вещество

Гигиенический норматив, мг/м3

Оксид углерода СО

5,000

Метан СН4

50,000

Диоксид азота NО2

0,085

Предельные алифатические углеводороды С2 — С10

50,000

Оксид азота NO

0,400

Формальдегид СН2О

0,035

4.1.2 Номенклатура ЗВвзависимостиоттипадвигателяиприменяемогомоторноготоплива:

— С210, СО, NO, NO2-дляАТСсдвигателямисискровымзажиганием, работающихна бензинеи (или) СНГ (сжиженномнефтяномгазе);

— СО, NO, NO2, CH2O -дляАТСсдвигателямисвоспламенениемотсжатия (дизелиигазодизели);

— СН4, СО, NO, NO2-дляАТСсдвигателямисискровымзажиганием, работающихнаКПГ (компримированномприродномгазе).

5 Методы испытаний

5.1 Определение ЗВ в пробах воздуха

5.1.1 Содержание ЗВвпробахвоздуха, отобранныхвпассажирскомпомещенииикабинеАТС, определяютвдорожных (экспресс-анализ) илабораторныхусловияхспомощьюгазоанализаторов, работающихнаосновеметодов, приведенныхв 5.1.2, иимеющиххарактеристики, указанныевдополнении 1 кприложениюБ.

5.1.2 Методы определения

1) Приопределенииоксидауглерода (СО) применяютследующиеметоды:

— газовуюхроматографиюсиспользованиемпламенно-ионизационногодетектора (ПИД) после конверсиивметан;

— оптико-акустическуюинфракраснуюспектроскопию;

— электрохимическоедетектирование.

2) Приопределенииметана (СН4) иалифатическихуглеводородовпредельногоряда (С210), применяютгазовуюхроматографиюсПИДинасадочнымииликапиллярнымиколонками.

3) Приопределениидиоксидаиоксидаазота (NO2и NO) применяютхемилюминесценцию, гетерогеннуюхемилюминесценцию.

4) Приопределенииформальдегида (СН2О) применяют:

— высокоэффективнуюжидкостнуюхроматографиюсультрафиолетовымдетектором;

— газовуюхроматографиюсПИДинасадочнымииликапиллярнымиколонками. Допускаетсяприменятьдругиеметодыанализа, обеспечивающиетребуемыеизбирательностьи точностьизмеренийнормируемых ЗВ.

5.2 Объект испытаний

5.2.1 Припроведениииспытанийвцеляхсертификацииустанавливаютпонятие«типаАТСв отношениинормируемогонастоящимстандартомсодержания ЗВвпассажирскомпомещении, кабине» согласно 3.7.

5.2.2 АТСпринадлежаткодномутипувотношениинормируемогонастоящимстандартомсодержания ЗВвпассажирскомпомещении (кабине), еслионинеимеютразличийпоследующимхарактеристикам:

— категория;

— предприятие-изготовительАТС;

— типдвигателя (рабочийпроцесс, используемоетопливо);

— рабочийобъемдвигателя (различиенеболеечемна 25 %);

— конструкциякабины (дляАТСкатегории N -взависимостиотрасположениядвигателяидр.);

— конструкциякузова (дляАТСкатегорийМ2, М3);

— расположениевыпускнойтрубыпоотношениюккузову (кабине) АТС;

— наличие (отсутствие) системыочисткивоздухавкабине, пассажирскомпомещенииАТС.

5.2.3 Параметрыитехническиехарактеристики, определяющиетипАТС, должныбытьуказаныв техническомописанииипредставленызаявителемвтрехэкземплярах.

ФорматехническогоописанияпредставленавприложенииА.

5.2.4 Припроведениииспытанийдругихвидов, оценивающихконструкциюиспытуемогоАТСпо параметрам, нормируемымнастоящимстандартом, заявительпредставляетзаявку, вкоторойприводит характеристикииспытуемогообразцаАТСсогласнопункту 1 дополнения 2 приложенияБ.

5.2.5 АТСкатегорииМ1испытываютсполовинойполноймассыгруза, нонеменее 180 кг, категории N -сполноймассойгруза.

5.2.6 АТСкатегорийМ2, М3испытываютвснаряженномсостоянии.

5.2.7 ИспытанияпроводятвсоответствиисприложениемБ.

6 Требования безопасности

Припроведениидорожныхиспытанийследуетсоблюдатьтребования [4] иинструкциипоохране труда, действующиеворганизации, проводящейиспытания.

Приложение А

(обязательное)

Техническое описание конструктивных параметров, влияющих на содержание ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС

А.1 Заводскаяилиторговаямарка ___________________________________________

А.1.1 Тип (модель) АТС____________________________________________________

А.1.2 Категория ___________________________________________________________

А.1.3 Идентификационныйномер (VIN) ______________________________________

А.1.4 КодОКП (ТНВЭД) -дляимпортируемыхАТС ___________________________

А.1.5 Наименованиеиадреспредприятия-изготовителя _________________________

А.2 Техническиехарактеристики(см. таблицу)

ТаблицаА.1

Параметр

Модификация АТС

1

2

3

А.2.1 Кузов (кабина):

— масса в снаряженном состоянии, кг

— полная масса, кг

АТС категории М:

— серия кузова (для АТС категории М1)*

— расположение двигателя

— объем кузова (для АТС категории М1-одно-, двух-, трехобъемный)

— исполнение верха (для АТС категорииМ1— жесткий, мягкий)

— тип кузова (для АТС категорий М2, М3— автобус, автобусныйприцеп, полуприцеп, сочлененный, этажный)

АТС категорий М, N:

— количество дверей, окон, люков, форточек

АТС категорииN:

— тип кабины (совмещенность с кузовом)

— расположение двигателя

А.2.2 Двигатель:

— модель или обозначение

— тип (вотношении рабочего процесса)

— рабочий объем, см3 (л)

— максимальная мощность, кВт, причастоте вращения, мин-1

— минимальная частота холостого хода, установленная изготовителем, мин-1

— применяемое топливо (тип, марка, обозначение стандарта)

А.2.3 Система питания ивыпуска:

— система питания (описание)

— топливный бак (количество, расположение, материал, вместимость)

— наливная горловина (конструкция, способее герметизации)

— система выпуска (описание)

— дополнительные устройства для снижения токсичности (назначение, модуль, марка)

А.2.4 Системы вентиляции иотопления:

— наличие (отсутствие) системы очистки воздуха вкабине, пассажирском помещении (модель, производитель, наличие элементов фильтров, ихтипы, краткое описание)

— наличие (отсутствие) системы кондиционирования (модель, производитель, наличие фильтров, ихтипы)

— наличие (отсутствие) газосигнализатора или управляющего газосигнализаторавкабине, пассажирском помещении (тип, определяемое ЗВ, верхний порог срабатывания газосигнализатора)

— краткое описание, принцип работы системы вентиляции

— материал уплотнения окон, дверей, люков

— наименование, типсистемы отопления

— тип отопителя (основной, дополнительный, резервный)

— тип теплообменника (воздушный, жидкостный, электрический)

* Серия кабины (кузова) для АТС категории М1 определяется кодами согласно ГОСТ Р 52051-2003:

АА -кузов типа «седан»;

АВ -кузов типа «хэтчбэк»;

АС -кузов типа «унибас» (универсал);

AD — кузов типа «купе»;

АЕ -кузов типа «кабриолет».

Коды транспортных средств специального назначения для АТС категории М1:

SA — жилой прицеп (трейлер);

SB — бронированный автомобиль;

SC — скорая помощь;

SD — катафалк.

А.3 Схемы, чертежи (максимальныйформатА4)

А.3.1 ОбщийвидАТС (суказаниемгабаритныхразмеров) ______________________

А.3.2 Схемавнутреннегоустройствакузова (пассажирскогопомещения), кабинысуказаниемрасположенияместводителя, пассажиров _____________________________ ________________________________________________________________

А.3.3 Схемакузова, кабинысуказаниемместрасположениядверей, окон, форточек, вентиляционных люков, внутренних перегородок _______________________________ ________________________________________________________________

А.3.4 Чертежиэлементовгерметизацииокон, дверей, люковсуказаниемматериалов, изкоторыхониизготовлены __________________________________________________

А.3.5 Схеманаправленияпотоковвоздуханавходевпассажирскоепомещение (кабину) АТСприестественнойипринудительнойвентиляциисуказаниемместа (мест) расположениявентилятора(ов) принудительной вентиляции _________________

А.3.6 Схемасистемыотоплениясуказаниемпотоковнагретоговоздуханавыходеизсистемыотопления, типа(ов) отопителя(ей) иихмаркировка______________________

А.3.7 Схемасистемыочисткивоздухавкабине, пассажирскомпомещениисуказаниемприменяемых фильтров_____________________________________________

А.3.8 Схемарасположениятопливногобака(ов) относительнокузова (кабины) АТСисистемыгерметизацииналивнойгорловины___________________________________

А.3.9 Схемарасположениявыхлопнойтрубыиеесрезаотносительнокузова, кабиныАТС_______________________________________________________________________

А.3.10 Схемаместзаборавоздухавотопитель(и) суказаниеммествыпускаегоотработавшихгазов (вслучаеиспользованиянезависимогоотопителя) ______________

А.4 ОписаниемаркировкиАТС

А.4.1 Месторасположенияиформазнакасоответствия _________________________

А.4.2 Месторасположениятабличкиизготовителя _____________________________

А.4.3 Месторасположенияидентификационногономера (VIN)___________________

А.4.4 СтруктураисодержаниеидентификационногономераАТСпоГОСТ Р 51980-2002 ______________________________________________________________________

Примечание- Техническое описание действительно, если каждый его лист заверен представителем изготовителяи скреплен подписью ипечатью технической службы.

Приложение Б

(обязательное)

Метод испытаний по определению содержания ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС

Б.1 Введение

Внастоящемприложенииописываетсяметодпроведенияиспытанийпоопределениюсодержания ЗВв воздухепассажирскихпомещенийикабиндляАТСвсехкатегорий, указанныхвразделе 1.

Б.2 Условия проведения испытаний

Б.2.1 ИспытанияАТСпроводятнадорогахствердымпокрытиемиуклоном, непревышающим (2,0 ± 0,5) %.

Б.2.2 В воздухе пассажирского помещения и кабины АТС определяют ЗВ при следующих условиях:

— окна, двери, форточки, вентиляционныелюкизакрыты;

— системакондиционированиявыключена;

— системавнутреннейрециркуляциивыключена;

— принудительнаявентиляциявключена;

— системаотоплениявыключена.

Б.2.3 ПриналичиинаиспытуемомАТСнезависимойотопительнойустановкипроводятдополнительное испытаниесвключеннымиотоплениемипринудительнойвентиляциейнадвухрежимахсогласноБ.3.

Б.2.4 ПриналичиинаиспытуемомАТСсистемыочисткивоздуха (СОВ) проводятиспытаниясвключенной СОВнадвухрежимахсогласноБ.3.

Б.2.5 ПриналичиинаиспытуемомАТСлюка(ов) вкрышекабины (кузова) проводятдополнительноеиспытаниесоткрытымлюком(ами) придвижениисоскоростью 50 км/чсогласноБ.3.

Б.2.6 МетеорологическиеусловияприпроведениииспытанийприведенывтаблицеБ.1.

ТаблицаБ.1 -Параметрыизначенияметеорологическихусловий

Параметр

Значение

Параметр

Значение

Температура наружного воздуха, °С

От -20 до +30

Скорость ветра, м/с

Не более 5

Относительная влажность воздуха, %

Не более 90

Атмосферное давление, кПа

Фактическое при испытаниях

Б.3 Режимы испытаний

ИспытаниепроводятвдвухрежимахработыАТС:

I -установившийсярежимдвижениясоскоростью (50 ± 5) км/ч.

ДляАТСсмеханическойкоробкойпередачвыбираютвысшуюпередачу, обеспечивающуюустойчивоедвижение;

II -холостойход.

ДлянеподвижногоАТС-режимприработедвигателясминимальноустойчивойчастотойвращенияколенчатоговаладвигателя, предписаннойизготовителем.

Б.4 Проведениеиспытаний

Б.4.1 Подготовкакиспытаниям

Б.4.1.1 ПроводятидентификациюпредставленногодляиспытанияАТС, проверяютегосоответствиетехническомуописаниюсогласноприложениюА.

Б.4.1.2 Проводятвизуальнуюоценкусостояниявнутреннихивнешнихповерхностейкузова (кабины), уплотненийстекол, люков, дверейивыпускноготрактаАТС.

Б.4.1.2.1 КиспытаниямдопускаютАТСбезвыявленныхотклоненийотхарактеристик, заявленныхвтехническомописании.

Б.4.1.3 Заправляюттопливный(е) бак(и) до 90 % вместимости.

Б.4.1.4 Закрываютокна, двери, вентиляционныелюкиАТС. ВыдерживаютАТСнеменее 6 чвзакрытомпомещениипритемпературевоздуха, отличающейсяоттемпературывоздухавовремяиспытанийнеболеечемна 5 °С.

Б.4.2 Испытаниеврежиме I

ИспытаниеАТСпроводятвдорожныхусловияхвсоответствиисБ.2вследующейпоследовательности.

Б.4.2.1 Включаютдвигатель. АТСиззакрытогопомещенияперемещаютнадорогу. ОстанавливаютАТСна стоянке, всторонеотпроезжейчасти, выключаютдвигатель, открываютокна, двери, вентиляционныелюки, проветриваютпассажирскоепомещениеикабину. Через (5 ± 1) минзакрываютокна, двериивентиляционныелюки.

Б.4.2.2 Включаютдвигатель, начинаютдвижениепомаршруту. Устанавливаютскоростьдвижения (50 ± 5) км/ч согласноБ.3, арежимработысистемвентиляциииотопления-всоответствиисБ.2.2.

Б.4.2.3 Через (20 ± 5) мин от начала цикла, не прерывая движения, проводят экспресс-анализ и (или) отбор проб воздуха в пассажирском помещении и (или) кабине АТС в точках, указанных на рисунке 1.

Б.4.2.3.1 Пробыотбираютсогласно 3.2 дополнения1, экспресс-анализвоздухапроводятсогласно 3.3 дополнения1кприложениюБ.

Б.4.3Испытаниеврежиме II

ИспытаниеАТСпроводятнаоткрытойстоянкенепосредственнопослеиспытанияврежимеI.

Б.4.3.1 Передначаломиспытанийпроводятэкспресс-анализ ЗВватмосферномвоздухевзонеиспытанийв радиусе 5 — 10 мотиспытуемогоАТС.

Б.4.3.1.1 Экспресс-анализ ЗВпроводятвсоответствиис 3.3 дополнения1кприложениюБ.

Б.4.3.1.2 Испытанияначинают, есликонцентрации ЗВ, измеренныевзонепроведенияиспытаний, непревышают 0,5 ПДКмрдляатмосферноговоздуханаселенныхмест.

Б.4.3.2 УстанавливаютАТСтакимобразом, чтобынаправлениепотокаотработавшихгазовбылоориентированопротивветра.

Б.4.3.3 ВключаютдвигательАТС, устанавливаютрежимегоработысогласноБ.3, обеспечиваютусловия испытанийирежимыработысистемвентиляциииотоплениявсоответствиисБ.2.

Б.4.3.4 Через (20 ± 5) мин после выхода на режим, не выключая двигатель, проводят экспресс-анализ ЗВ и (или) отбор проб воздуха в пассажирском помещении и кабине АТС в точках, указанных на рисунке 1.

Б.4.3.4.1 Пробыотбираютсогласно 3.2 дополнения1, экспресс-анализвоздухапроводятсогласно 3.3 дополнения1кприложениюБ.

Б.4.3.5 Заканчиваютэкспресс-анализ ЗВиотборпробвоздуха, отключаютэлектропитаниеЭПУигазоанализаторов.

Б.4.3.6 Передаютваналитическуюлабораториюпробывоздуха, отобранныеприиспытанияхврежимахI и II, дляихпоследующейобработкииколичественногоанализа ЗВ.

Б.5 Оформлениерезультатовиспытаний

Б.5.1 Порезультатампроведенныхиспытанийоформляютпротоколвсоответствиисдополнением2кприложениюБ.

Б.5.2 Результатыиспытанийпризнаютположительными, еслизарегистрированныезначенияизмеренийкаждогоизнормируемых ЗВ непревышаютустановленныхзначенийПДКмрсогласно 4.1 вовсехточкахизмерений.

Дополнение 1

(кприложениюБ)

Процедураотборапробипроведенияизмерений ЗВ

1Отбор проб воздуха

1.1 Устройствадляотборапробвоздуха

Пробывоздухаотбираютаспирационнымспособом. Системаотборапробвключаетвсебяэлектрические пробоотборныеустройства (ЭПУ), пипеткиилипоглотительныеемкости, концентраторы, гибкиетрубки (шланги).

1.2 ВкачествеЭПУиспользуютпереносныеодно- имногоканальныеприборы (электроаспираторы) по ГОСТ 17.2.6.02соскоростямиотборапробвоздухаот 0,1 до 2,0 дм3/мин.

1.3 Пробывоздухаотбираютвпоглотительныеемкости (далее-емкости) вместимостьюот 0,2 до 0,6 дм3, изготовленныеизинертныхматериалов (стекло, фторопласт, полиамид), иликонцентраторы-металлическиеили стеклянныепатроны, наполненныеадсорбирующимиматериалами (активированныйуголь, силикагель, оксидалюминияидр.).

1.4 Гибкиешлангидолжныбытьизготовленыизэластичныхинертныхматериалов (силиконоваярезинаи др.), неимеющихтрещиниразрывов.

2Измерение ЗВвпробахвоздуха

2.1 Измерение ЗВввоздухепассажирскогопомещенияикабиныАТСпроводятспомощьюпереносныхили стационарныхгазоанализаторов, работающихнаосновеметодов, указанныхв 4.2, прошедшихметрологическую аттестациюивнесенныхвГосударственныйРеестрРФвкачестветипасредствизмерений.

2.1.1 Количественноеизмерение ЗВпроводятсогласнометодикамвыполненияизмерений (МВИ), утвержденныхГосстандартомРФвустановленномпорядке.

2.1.2 СредстваизмеренийиМВИдолжныобеспечиватьизбирательноеизмерение ЗВвприсутствиисопутствующихкомпонентовнауровненеменее 0,5ПДКмр.

3Процедураотборапробвоздухаи (или) экспресс-анализа ЗВ

3.1 Местаотборапробвоздухаи (или) экспресс-анализа ЗВ

3.1.1 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ на месте водителя, в пассажирском помещении и кабине АТС категорий М1 и N отбирают на высоте (1,0 ± 0,1) м от пола (точка 1, рисунок 1).

1-точкаотборапробдляАТСкатегорийМ, N; 1, 2, 4 — точки отбора проб для АТС категорий М2, М3; 3 -точкаотборапроб дляАТСкатегорииМ3 (сочлененный)

Рисунок 1 -Точкиотборапробвоздухаиэкспресс-анализа ЗВнаместеводителяипассажирскихместахАТС

3.1.2 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине АТС категорий М2, М3 отбирают в кабине на месте водителя и пассажирском помещении во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу их движения, на высоте (1,0 ± 0,1) м от пола (точки 1, 2, 4 на рисунке 1).

3.1.3 ПрииспытаниидвухэтажныхАТСкатегорийМ2, М3пробывоздухаи (или) экспресс-анализ ЗВнапервом этажеотбираютнавторомэтаже-вовторомипоследнемрядахсиденийслевойстороныпоходуегодвижения.

3.1.4 Пробывоздухаи (или) экспресс-анализ ЗВвпассажирскомпомещенииикабинесочлененныхАТС категорииМ3отбираютвместах, указанныхв 3.1.2, идополнительно-вместесочлененияввертикальнойплоскостисимметрии, навысоте (1,5 ± 0,1) мотуровняпола (точка 3 нарисунке 1).

3.1.5 Пробывоздухаи (или) экспресс-анализ ЗВвпассажирскомпомещенииАТСкатегории М1типа«кабриолет»отбираютвсоответствиис 3.1.1 приустановленном (и) мягком(й) верхе(крыше).

3.2Последовательность отбора проб

3.2.1 ВключаютЭПУ.

3.2.2 Пропускаютчерезпоглотительнуюемкостьиликонцентраторвоздухаобъемом, равнымих 10 — 15-кратнойвместимости.

3.2.2.1 Вкаждойточкеизмеренияпоследовательноотбираютнеменеетрехпробвоздуха.

3.2.3 ПозавершенииотборапробвоздухавыключаютЭПУ, герметичнозакрываютзажимнымиустройствами входивыходемкостейиликонцентраторовимаркируютотобранныепробы.

3.3Последовательность выполнения экспресс-анализа ЗВ

3.3.1 Включаютгазоанализаторыпередначаломиспытания.

3.3.2 Прогреваютгазоанализаторыивыводятихнарабочийрежимвтечение 15 — 20 мин. Режимпрогрева газоанализаторовможетсовпадатьсначаломвыполнениярежимовиспытаний.

3.3.3 Переводятгазоанализаторыврежимизмеренияирегистрируютрезультатысодержания ЗВвовремя выполнениярежимовиспытанийсогласноБ.4.2.3и Б.4.3.4.

3.3.4 Втечение 5 — 7 минрегистрируютнеменеепятипоказанийгазоанализаторовпокаждомуизопределяемых ЗВ.

3.3.5 Заокончательныйрезультатизмеренияпокаждомуизопределяемых ЗВпринимаютнаибольшее, по абсолютнойвеличине, значение.

Дополнение 2

(кприложениюБ)

ФормапротоколаиспытанийАТС

Наименованиеиспытательногоцентра

(отдела, лаборатории)_______________________

Номераттестатаобаккредитации

(номерсвидетельстваобаттестации)__________

датавыдачи_______________________________

ПРОТОКОЛ№ ________________

испытанийАТС___________________________

насоответствиетребованиям ГОСТ Р 51206-2004

1 Объектиспытаний_________________________________________________________

1.1 Марка, модельАТС_______________________________________________________

1.2 ТипАТС________________________________________________________________

1.3 Категория_______________________________________________________________

1.4 Пробег________________км_______________________________________________

1.5 Шасси, номер____________________________________________________________

1.6 Двигатель, номер_________________________________________________________

1.7 ГодвыпускаАТС ________________________________________________________

1.8 Наименованиеиадреспредприятия-изготовления_____________________________

1.9 Контракт (договор), номер_________________________________________________

1.10 ЗаявленныенаиспытанияАТС____________________________________________*

* Прилагаетсятолько при испытаниях вцелях сертификации.

1.11 Краткаятехническаяхарактеристикаобъектаиспытаний ______________________

1.11.1 МассаснаряженногоАТС_______кг

1.11.2 Кузов (кабина)

— сериякузова (дляАТСкатегорииМ)__________________________________________

— количествомест (втомчислеспальныхдляАТСкатегории N)____________________

— количестводверей (боковых, задних)__________________________________________

— количествоопускныхокон, люков____________________________________________

1.11.3 Двигатель:

— модель, обозначение _______________________________________________________

— рабочийобъем__________________см3 (л)

— максимальнаямощность________кВтпричастотевращения_______________мин-1

— минимальнаячастотахолостогохода, установленнаяизготовителем________мин-1

— применяемоетопливо, обозначениестандарта__________________________________

— топливныйбак, количество, расположение, материал, вместимость_______________ л.

1.11.4 Системаотопления (типтеплообменника), типнезависимогоотопителя (приналичии).

1.12 Техническоеописаниезаявленного(ых) транспортного(ых) средства (средств) приведеновприложении кнастоящемупротоколу*.

2Условияпроведенияиспытанийисредстваизмерений

Испытанияпроводилисьвсоответствиис_______________________________________

2.1 Условияиспытаний:

— датапроведенияиспытаний__________________________________________________

— атмосферноедавление__________________кПа

— относительнаявлажностьвоздуха_________ %

— температуранаружноговоздуха______________°С

— температуравоздухавнутрипассажирскогопомещения (кабины) _______________°С

— скоростьветра__________________м×с-1

— местопроведенияиспытаний, характеристикадорожногопокрытия________________

— техническиеисполнители ___________________________________________________

2.2 Приборыисредстваизмерений, применяемыеприиспытаниях:

— наименованиеиназначение _________________________________________________

— погрешностьизмерения (инструментальная, относительная) _____________________

— диапазонизмерений________________________________________________________

— заводскойномер___________________________________________________________

— номерсвидетельстваоповерке, датаповерки __________________________________

3Результатыиспытаний

3.1 Массовыеконцентрации ЗВ ватмосферномвоздухевзонепроведенияиспытанийприведенывтаблице 1.

Таблица 1

Наименование ЗВ

Погрешность МВИ, %

Обозначение МВИ

Фактическое содержание

ПДКмр, мг/м3

Оксид углерода (СО)

5,000

Метан (СН4)

50,000

Предельные алифатические углеводороды (С2 — С10)

50,000

Оксид азота (NO)

0,400

Диоксид азота (NO2)

0,085

Формальдегид (СН2О)

0,035

3.2 Массовыеконцентрации ЗВ ввоздухепассажирскогопомещения (кабины), АТСприведенывтаблице 2.

Таблица 2

Наименование ЗВ

Обозначение МВИ

Погрешность МВИ, %

Режимы испытаний

ПДKмр, мг/м3

Холостой ход

Скорость 50 км/ч

Фактическое содержание

Фактическое содержание

Номера точек отбора

Номера точек отбора

1

2

3

4

1

2

3

4

Оксид углерода (СО)

5,000

Метан (СН4)

50,000

Предельные алифатические углеводороды (С2 — С10)

50,000

Оксид азота (NO)

0,400

Диоксид азота (NО2)

0,085

Формальдегид (СН2О)

0,030

4 Заключение

4.1Заключение при проведении испытаний в целях сертификации

При экспертизе установлена полнота и правильность оформления технической документации, идентичность объектаиспытаний техническому описанию.

Экспертиза технической документации показывает, что конструктивные отличия заявленных объектов испытаний (перечень или отсутствие отличий) незначительно влияют на оцениваемые показатели, поэтому результаты испытаний могут быть распространены на транспортные средства__________________________*.

* Обязателен в случае распространения результатов испытаний на типоразмерный ряд АТС.

Заявленное(ые) на испытания транспортное(ые) средство(а)________________________представляет(ют) тип АТС в отношении содержания ЗВ (СО, С2 — С10, СН4, NO, NO2, CH2O) в воздушном объеме пассажирского помещения (кабины) и удовлетворяет требованиям ГН 2.1.6.1338-03 [2] и ГН 2.1.6.1339-03 [3].

4.2Заключениеприпроведениииспытанийдругихвидов (связанныхсоценкойконструкциииспытуемогоАТС)

Представленное на испытания АТС______________________ соответствует (не соответствует) требованиямГН 2.1.6.1338-03 [2] и ГН 2.1.6.1339-03 [3] в отношении содержания вредных веществ (СО, С2 — С10, СН4, NO, NO2, CH2O) в воздушном объеме пассажирского помещения (кабины).

Протокол испытаний может быть воспроизведен только полностью и с письменного разрешения организации, проводящей испытания.

Дата__________________

Руководитель отдела (лаборатории, сектора)______________ _________________

личнаяподпись расшифровкаподписи

Зав. отделом сертификации и стандартизации_____________ ________________

личнаяподпись расшифровкаподписи

М.П.

Библиография

[1] Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ

[2] ГН 2.1.6.1338-03«Предельнодопустимыеконцентрации (ПДК) загрязняющихвеществватмосферном воздухенаселенныхмест. Гигиеническиенормативы»

[3] ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»

[4] Правила дорожного движения Российской Федерации, введенные в действие с 01.07.1994 г., с изменениями и дополнениями, утвержденными в 1998 — 2002 гг.

Ключевыеслова:автотранспортныесредства, воздухпассажирскихпомещенийикабин, методирежимы испытаний, типтранспортногосредства, загрязняющиевещества, предельногодопустимыемаксимальныеразовыеконцентрации, массовыеконцентрации, отборпробвоздуха, методыанализа

Николай Иванов

Эксперт по стандартизации и метрологии! Разрешительная и нормативная документация.

Оцените автора
Добавить комментарий