ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
ЦИКЛ ЖИЗНЕННЫЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Общие требования
Москва Стандартинформ 2009 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации
установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов
Российской Федерации – ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым
акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного
транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ)
2 ВНЕСЕН Управлением
технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
12 марта 2009 г. № 112-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном
указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок в ежемесячно издаваемых информационных
указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в
ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в
информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 2 2 Нормативные ссылки. 2 3 Термины, определения и 4 Общие требования к процессам.. 4 5 Типовые процессы, выполняемые |
ГОСТ Р 53336-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦИКЛ ЖИЗНЕННЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО Общие требования Live-cycle |
Дата введения – 2010–01–01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на железнодорожный
подвижной состав и устанавливает стадии жизненного цикла и общие требования к
процессам и содержанию работ, выполняемых на стадиях жизненного цикла.
Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке
нового (модернизированного) железнодорожного подвижного состава, поставке его
заказчикам и последующего технического сопровождения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты:
ГОСТ
Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство.
Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и
постановки продукции на производство
ГОСТ
Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения
ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования
ГОСТ
Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и
регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Основные положения
ГОСТ
Р 52944-2008 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и
определения
ГОСТ
2.051-2006 Единая система конструкторской документации. Электронные
документы. Общие положения
ГОСТ
2.052-2006 Единая система конструкторской документации. Электронная модель
изделия. Общие положения
ГОСТ
2.053-2006 Единая система конструкторской документации. Электронная
структура изделия. Общие положения
ГОСТ 2.102-68
Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность
конструкторских документов
ГОСТ
2.103-68 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки
ГОСТ
2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные
документы
ГОСТ
2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 3.1102-81 Единая
система технологической документации. Стадии разработки и виды документов
ГОСТ 12.0.003-74
Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные
факторы. Классификация
ГОСТ
12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества.
Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ
27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ
16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества
продукции. Основные термины и определения
ГОСТ
18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и
определения
ГОСТ
30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического
цикла. Основные положения
ГОСТ
30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности
отходов. Основные требования
Примечание –
При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные
стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем
стандарте применены термины по ГОСТ
Р 52944, ГОСТ
27.002, ГОСТ
18322 и ГОСТ
16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 интегрированная
логистическая поддержка: Совокупность технологий управления,
организационных, технических и программных решений, обеспечивающая сокращение
затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного
подвижного состава при соблюдении заданных требований в отношении его
готовности к использованию по назначению.
3.1.2 интегрированная
информационная среда: Совокупность распределенных баз данных различных автоматизированных
систем, содержащих сведения о железнодорожном подвижном составе с начала его
проектирования до утилизации, обеспечивающая корректность, актуальность,
сохранность и доступность данных субъектам производственно-хозяйственной
деятельности, участвующим в осуществлении жизненного цикла железнодорожного
подвижного состава.
Примечания
1 В общем случае сведения о
железнодорожном подвижном составе включают в себя конструкторскую (в том числе производственную,
эксплуатационную, ремонтную) документацию, технологическую и иную документацию
(технические требования, техническое задание, акты и протоколы испытаний,
патентный формуляр) на железнодорожный подвижной состав в форме электронных
документов, а также данные, характеризующие ресурс железнодорожного подвижного
состава, техническое состояние его составных частей, надежность, дислокацию,
загрузку, вид использования, затраты на эксплуатацию и ремонт.
2 К автоматизированным
системам относятся: автоматизированные системы конструкторского и
технологического проектирования, автоматизированные системы планирования и
управления предприятием, программные средства управления данными об изделии.
3.1.3 опытный
пробег: Пробег опытного образца железнодорожного подвижного состава,
выполняемый в процессе проведения предварительных испытаний с целью проверки
работоспособности опытного образца, взаимодействия в целом всех его агрегатов и
систем, реализации расчетных режимов работы в эксплуатационных условиях.
3.1.4 отход
составной части железнодорожного подвижного состава: Составная часть
железнодорожного подвижного состава, подлежащая списанию и предназначенная для
утилизации.
3.1.5 удаление
отходов составной части железнодорожного подвижного состава (на стадии утилизации):
Сбор, сортировка, транспортирование и переработка отходов с уничтожением и
(или) захоронением их способом специального хранения.
3.2 В настоящем
стандарте применены следующие сокращения:
КД –
конструкторская документация;
НИР –
научно-исследовательская работа;
ОКР –
опытно-конструкторская работа;
РД – ремонтные документы;
ТД – технологическая документация;
ТЗ – техническое задание;
ТО – техническое обслуживание;
ТП – технический проект;
ТТ – технические требования;
ТУ – технические условия;
ЭД – эксплуатационные документы;
ЭП – эскизный проект.
4 Общие требования к процессам
4.1 Жизненный цикл железнодорожного подвижного состава
должен состоять из следующих стадий:
– определение исходных требований;
– разработка;
– производство;
– эксплуатация;
– модернизация;
– утилизация.
4.1.1 Стадия «Определение исходных требований» включает в
себя процессы маркетинговых исследований заказчика и подрядчика (поставщика)
железнодорожного подвижного состава, формирования исходных технических
требований к нему, проведения конкурса (тендера) среди подрядчиков
(поставщиков) на разработку и (или) изготовление железнодорожного подвижного
состава, первоначального прогнозирования стоимости жизненного цикла
железнодорожного подвижного состава и разработки основных положений проекта
договора на создание железнодорожного подвижного состава.
Результатом работ, проведенных на данной стадии, является
определение возможности и целесообразности создания железнодорожного подвижного
состава по потребительским и коммерческим параметрам, разработка и утверждение
технических требований к конкретному типу (серии) железнодорожного подвижного
состава, выбор подрядчика (поставщика) железнодорожного подвижного состава.
4.1.2 Стадия «Разработка» включает в себя процессы
выполнения НИР по изысканию путей и принципов рационального создания нового
(модернизированного) железнодорожного подвижного состава для формирования ТЗ,
детального прогнозирования стоимости жизненного цикла железнодорожного
подвижного состава, выполнения ОКР по разработке и созданию опытных образцов
нового (модернизированного) железнодорожного подвижного состава, проведение их
испытаний.
Результатом работ на стадии «Разработка» является опытный
образец (партия) железнодорожного подвижного состава, утвержденная
конструкторская документация (в том числе эксплуатационные документы).
По требованию заказчика КД (в том числе ЭД и РД)
дополнительно может быть выполнена в форме электронных документов по ГОСТ
2.051 – ГОСТ
2.053.
4.1.3 Стадия «Производство» включает в себя подготовительные
процессы по обеспечению готовности предприятия к производству и выпуску
(поставке) в заданном объеме нового (модернизированного) железнодорожного
подвижного состава в соответствии с требованиями ТТ, ТЗ, КД, производственные
процессы его изготовления на стадии установившегося производства, а также
процесс прекращения производства (снятие с производства) железнодорожного
подвижного состава.
Результатом работ, проведенных на стадии «Производство»,
является выпуск нового (модернизированного) железнодорожного подвижного
состава.
4.1.4 Стадия «Эксплуатация» включает в себя процессы
принятия эксплуатирующей организацией (подразделением) железнодорожного
подвижного состава, ввода его в эксплуатируемый парк для непосредственного
использования в соответствии с назначением (в том числе и гарантийный срок),
поддержание парка железнодорожного подвижного состава в установленной степени
его готовности к использованию путем проведения комплекса мероприятий (в том
числе технического обслуживания и ремонта), направленных на обеспечение и (или)
восстановление работоспособности и исправности железнодорожного подвижного
состава.
Результатом работ на стадии «Эксплуатация» является
выполнение единицей железнодорожного подвижного состава своих функций по
обеспечению перевозочного процесса в соответствии с заданными к нему
требованиями.
4.1.5 Стадия
«Модернизация» характеризуется процессами, направленными на своевременную
замену части оборудования железнодорожного подвижного состава на новое для
улучшения его потребительских свойств. При модернизации возможно выполнение
работ, обеспечивающих продление срока службы железнодорожного подвижного
состава. Модернизация проводится в целях улучшения технико-экономических
показателей железнодорожного подвижного состава.
Результатом проведения работ на стадии «Модернизация»
является повышение технического уровня железнодорожного подвижного состава и
его составных частей.
Порядок проведения работ по модернизации железнодорожного
подвижного состава, осуществляемый изготовителем или специализированным
ремонтным предприятием, должен быть таким же, как и при разработке нового
железнодорожного подвижного состава согласно ГОСТ
Р 15.201.
4.1.6 На стадии
«Утилизация» проводят комплекс документированных организационно-технологических
мероприятий по списанию единицы железнодорожного подвижного состава, ликвидации
и удалению отходов составных частей железнодорожного подвижного состава с
составлением описи составных частей, подлежащих снятию с железнодорожного
подвижного состава и пригодных для повторного использования.
Результатом проведения работ на стадии «Утилизация» является
демонтированный комплект деталей и составных частей железнодорожного подвижного
состава, соответствующих требованиям нормативных документов для повторного
использования при ремонте других объектов железнодорожного транспорта, и (или)
уничтожение составных частей железнодорожного подвижного состава, выработавших
свой ресурс и непригодных для дальнейшего восстановления.
4.2 Соответствие
процессов жизненного цикла железнодорожного подвижного состава установленным в
ТУ требованиям должно обеспечиваться за счет:
– создания
интегрированной информационной среды и информационной поддержки жизненного
цикла железнодорожного подвижного состава при проектировании, производстве и
техническом сопровождении в эксплуатации;
– использования
макетных и опытных образцов железнодорожного подвижного состава и их составных
частей при контроле и подтверждении принимаемых конструкторско-технологических
решений, необходимых для реализации заданных требований к создаваемому или
модернизируемому железнодорожному подвижному составу, а также для подтверждения
соответствия железнодорожного подвижного состава утвержденной документации на
различных стадиях жизненного цикла;
– формирования
каталога параметров, подлежащих контролю при испытаниях, и методов контроля для
получения объективной и достоверной оценки состояния оборудования
железнодорожного подвижного состава;
– организации и
проведения испытаний железнодорожного подвижного состава согласно требованиям
соответствующих программ и методик;
– подтверждения
обязательных требований норм безопасности, регламентируемыми нормативными
документами в области сертификации железнодорожной техники;
– определения
показателей надежности железнодорожного подвижного состава и гарантийных
обязательств изготовителя;
– осуществления
правил перехода от выполненной работы одного вида на любой стадии жизненного
цикла к выполнению последующего вида работ на данной стадии, а также правил
перехода от одной стадии к следующей;
– системной
организации постпроизводственных процессов жизненного цикла железнодорожного
подвижного состава на основе интегрированной логистической поддержки;
– функционирования
систем менеджмента качества на предприятиях поставщика и предприятиях
(подразделениях) заказчика;
– регламентации
показателей безотказности, долговечности, сохраняемости, ремонтопригодности и
гарантийных сроков хранения запасных частей железнодорожного подвижного
состава;
– качественной
реализации системы ТО и ремонта железнодорожного подвижного состава;
– установления рациональных
значений параметров технического состояния железнодорожного подвижного состава
после ремонта;
– повышения квалификации персонала, выполняющего работы на
всех стадиях жизненного цикла железнодорожного подвижного состава;
– внедрения прогрессивных, экологически безопасных,
ресурсо-, энергосберегающих технологий.
5 Типовые процессы, выполняемые на стадиях
жизненного цикла железнодорожного подвижного состава
Состав и содержание работ, входящих в процессы жизненного
цикла железнодорожного подвижного состава, приведены в таблице 1.
Таблица 1 –
Типовые процессы, выполняемые на стадиях жизненного цикла железнодорожного
подвижного состава
Работы, |
Процессы последовательного выполнения работ по стадиям жизненного |
|
1 Определение исходных требований к железнодорожному подвижному |
||
1.1 Маркетинговые исследования |
Анализ подрядчиком (поставщиком) Проведение заказчиком Формирование заказчиком и |
|
1.2 Разработка заказчиком технических требований к железнодорожному |
Проведение исследовательских Формирование заказчиком ТТ Согласование ТТ с |
|
1.3 Организация заказчиком конкурса (тендера) для оценки |
Проведение конкурса (тендера) Выбор подрядчика Определение заказчиком |
|
2 Разработка железнодорожного подвижного состава |
||
2.1 Разработка подрядчиком (поставщиком) железнодорожного подвижного |
Формирование концепции Проведение патентных Теоретические и Детализированное Формирование ТЗ по Согласование и утверждение |
|
2.2 Заключение договора о создании железнодорожного подвижного состава |
Ведение переговоров сторон Подготовка подрядчиком Экспертиза пакета проектов |
|
2.3 ОКР по созданию (модернизации) нового железнодорожного подвижного |
Реализация требований, Разработка ЭП, ТП, рабочей Изготовление опытного Проведение приемо-сдаточных Проведение предварительных Корректировка КД по Виды и комплектность КД в Разработка поставщиком Проведение приемочных |
|
3 Производство |
||
3.1 Постановка железнодорожного подвижного состава на производство |
Подготовка и освоение – реализация – обеспечение требуемой – технологическая – аттестация испытательного – обеспечение контроля На этапе освоения – изготовление – проведение – проведение эксплуатационных – проведение – корректировка (при – утверждение КД и ТД с – определение соответствия железнодорожного |
|
3.2 Установившееся промышленное серийное производство железнодорожного |
Заключение договора между Реализация требований |
|
4 Эксплуатация |
||
4.1 Использование железнодорожного подвижного состава по назначению на |
Приемка (ввод) железнодорожного Оптимизация распределения Обеспечение Мониторинг Разработка и реализация Разработка РД на Разработка потребителем РД |
|
4.2 ТО и текущий ремонт |
Подготовка предприятий – обучение обслуживающего и – дооснащение предприятий – разработку ТД по ГОСТ 3.1102; – обеспечение ремонтного – разработку и – перспективное – формирование исходного При реализации системы Внедрение – оптимизации использования – мониторинга наличия – определения рациональных – формирования и – анализа технического – определения объема |
|
4.3 Средний ремонт, капитальный ремонт |
Подготовка предприятий, – планирование системы – создание системы качества – обучение персонала; – дооснащение предприятий – обеспечение РД и ТД; – разработку технологической – формирование исходного При выполнении среднего или |
|
5 Модернизация |
||
5.1 Проведение модернизации |
||
5.1.1 Разработка ТЗ на ОКР по модернизации железнодорожного подвижного |
Формирование ТЗ на ОКР по Утверждение ТЗ руководством В случае отсутствия Дальнейшие стадии |
|
5.2 Проведение модернизации железнодорожного подвижного состава по |
||
5.2.1 Разработка заказчиком железнодорожного подвижного состава |
Проведение комплекса Определение перечня |
|
5.2.2 Разработка поставщиком ТЗ на ОКР по модернизации поставщиком |
Исследование и анализ рынка Формирование ТЗ на Утверждение ТЗ поставщиком Дальнейшие стадии |
|
6 Утилизация |
||
6.1 Списание железнодорожного подвижного состава |
Изъятие железнодорожного Демонтаж составных частей Передача составных частей |
|
6.2 Утилизация составных частей железнодорожного подвижного состава |
Мероприятия по утилизации – оформление документации – формирование фонда – информационное – лицензирование – определение порядка – соблюдение правил |
|
6.3 Удаление отходов составной части железнодорожного подвижного |
Удаление отходов составной Утилизация безопасных Избавление от опасных Порядок обращения с Обеспечение безопасности Организация и контроль |
|
Ключевые слова: подвижной состав, жизненный цикл, стадия жизненного
цикла, технические требования, техническое задание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины, определения и сокращения
4 Общие требования к процессам
5 Типовые процессы, выполняемые на стадиях жизненного цикла железнодорожного подвижного состава
стр. 1
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12