ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫМ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТР
53620-
2009
Информационно-коммуникационные технологии
в образовании
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫ
Общие положения
Издание официальное
Москва
Стандартииформ
2011
ГОСТ Р 53620—2009
Предисловие
Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 г. «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения».
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» {Специализи-рованный центр новых информационных технологий)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 956-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ. 2011
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ Р 53620—2009
Содержание
1 Область применения……………………………………………1
2 Нормативные ссылки…………………………………………..1
3 Термины и определения…………………………………………2
4 Общие положения…………………………………………….3
4.1 Функциональное назначение…………………………………….3
4.2 Классификация……………………………………………3
4.3 Метаданные……………………………………………..4
4.4 Комплекс свойств…………………………………………..4
in
ГОСТ Р 53620—2009
Введение
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно* коммуникационные техно* логин в образовании».
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования обусловливает развитие образовательных технологий, появление новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга пользователей к электронным образовательным ресурсам преимущественно на основе сети Интернет.
Данный стандарт устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР). широко используемым в информационно-образовательных средах: автоматизированные системы управления образовательными учреждениями всех уровней образования, системы управления обучением, образовательные порталы, хранилища ЭОР. электронные библиотеки идр.
IV
ГОСТ Р 53620—2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Общие положения
Information and communication technologies in education.
Electronic learning resources. General regulations
Дате введения — 2011—01—01
1 Область применения
Данный стандарт устанавливает общие требования х электронным образовательным ресурсам (ЭОР). широко используемым в сфере образования для реализации процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Настоящий стандарт предназначен для использования:
• организациями, разрабатывающими и поставляющими информационно-образовательные среды и ЭОР:
• организациями, выполняющими функции оператора информационно-образовательных сред:
• организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основе дистанционных образовательных технологий и ЭОР;
• организациями-заказниками ЭОР;
• индивидуальными пользователями для эффективного поиска и выбора ЭОР. необходимых для обеспечения их образовательных потребностей;
• органами по сертификации и испытательными лабораториями в целях подтверждения соответствия.
2 Нормативные ссылки
8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52653—2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения
ГОСТ Р 52657—2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов
ГОСТ Р 53625—2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119—2000 Информационные технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование
ГОСТ Р ИСО 9241 -3—2003 Эргономические требования при выполнении офисных работе использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации
ГОСТ Р ИСО 9241 -8—2007 Эргономические требования при выполнении офисных работе использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам
ГОСТ 7.83—2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
Издание официальное
1
ГОСТ Р 53620—2009
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
Внастоящемстандартвлрименвны термины лоГОСТР52653.ГОСТР52657.атакже приведенные ниже термины с соответствующими определениями:
3.1 информационно-образовательная среда; ИОС: Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.
Примечание — Информационно-образовательные среды в обобщенном виде представляют собой различные виды информационных систем, обеспечивающих реализацию процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.
3.2
электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них
[ГОСТ Р 52653—2006. статья 12. подраздел 3.2)
Примечания
1 Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения ЭОР определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных ИОС.
2 ЭОР. прошедший редакционно-издательскую обработку, имеющий выходные сведения и предназначенный для распространения в неизменном виде, является электронным изданием (ГОСТ Р 7.83).
3.3 систематизация ЭОР; Деятельность, направленная на обеспечение эффективного применения ЭОР в интересах системы образования.
Примечания
1. Эффективность применения ЭОР может рассматриваться в рамках функционирования российской системы образования в целом, ее региональных или корпоративных компонентов, конкретных информационно-образовательных сред или образовательных учреждений.
2. Систематизация ЭОР должна выполняться с учетом их идентификации и рубрикации {ГОСТ Р 52657. подразделы 3.1 и 3.2).
3.4 качество ЭОР: Степень соответствия совокупности характеристик, присущих ЭОР. требованиям.
Примечание — Характеристики качестве, присущие ЭОР как виду продукции, должны соответствовать требованиям.
3.5 электронный учебно-методический комплекс; ЭУМК: Структурированная совокупность ЭОР. содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.
Примечания
1 Структура и образовательный контент ЭУМК определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами.
2 ЭУМК могут создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, в также для реализации образовательных прогрвмм в целом.
3.6 метаданные ЭОР: Структурированные данные, предназначенные для описания характеристик ЭОР.
П р и м е ч а н и е — Определение и использование базовой информационной модели метаданных ЭОР обеспечивает интероперабельность информационно-образовательных сред в сфере образования.
2
ГОСТ Р 53620—2009
3.7 профиль метаданных ЭОР: Согласованная совокупность стандартов и нормативно-технических документов, регламентирующих создание, представление, обработку, хранение и использование метаданных ЭОР в информационно-образовательных средах.
3.8 жизненный цикл ЭОР: Сведения о текущем состоянии ЭОР и субъектах, внесших вклад в его создание и развитие.
Примечание — Сведения о жизненном цикле ЭОР являются одним из элементов базовой информационной модели, характеризующей свойства ЭОР
4 Общие положения
4.1 Функциональное назначение
4.1.1 ЭОР является основополагающим компонентом ИОС. ориентированным на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения: электронное обучение, мобильное обучение, сетевое обучение, автономное обучение, смешанное обучение, совместное обучение.
4.1.2 Структура, предметное содержание и метаданные ЭОР должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и требованиям, обусловленным спецификой функционирования в ИОС.
4.1.3 Функциональные возможности применения ЭОР в образовательном процессе в значительной степени определяются их дидактическими свойствами, такими как интерактивность, коммуникативность. возможность представления учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, применением компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, а также автоматизация различных видов учебных работ.
4.1.4 Применение ЭОР в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать:
• организацию самостоятельной когнитивной деятельности учащихся:
• организацию индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;
• организацию групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технопогий.
4.1.5 Функциональная структура ЭУМК и входящихввгосоставфункциональныхэлемвнтов(ЭОР) должны соответствовать их назначению в образовательном процессе и специфике уровней образования и изучаемых дисциплин (предметов).
Примечание — Типовая структура ЭУМК по дисциплине для обеспечения изучения дисциплин образовательной программы высшего профессионального образования включает следующие основные системные элементы:
а) учебная программе по изучаемой дисциплине;
б) электронный курс лекций,
в) электронный учебник:
г) лабораторный практикум удаленного доступа;
д) учебные пакеты прикладных программ;
е) система контроля знаний.
4.1.6 Структура ЭОР может быть представлена в виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания (фрагменты текста, графические иллюстрации. элементы гипермедиа, программы). Размещение совместно используемых объектов содержания е сетевых депозитариях обеспечивает их многократное применение для создания новых ЭОР методом агрегации.
4.2 Классификация
4.2.1 ЭОР могут быть классифицированы по следующим признакам:
а) способу применения вобразователыюм процессе;
б) целевому уровню и ступени образования:
в) форме обучения;
г) тематике:
д) целевой аудитории;
е) типу ЭОР;
ж) целевому назначению;
з) функции, выполняемой в образовательном процессе:
з
ГОСТ Р 53620—2009
и) степени дидактического обеспечения специальности;
к) виду образовательной деятельности:
л) характеру представления информации:
м) степени интерактивности;
н) степени соответствия действующим государственным образовательным стандартам.
4.2.2 По способу применения в образовательном процессе ЭОР могут быть классифицированы как:
– распределенные ЭОР. размещенные в различных ИОС (порталы, электронные библиотеки, хранилища. системы дистанционного обучения) и используемые в режиме удаленного доступа на основе Интернет-технологий;
• ЭОР для применения в локальных сетях образовательных учреждений и организаций.
• однопользовательские ЭОР. предназначенные преимущественно для использования на персональных компьютерах (для данной группы характерно использование носителей CD и/или DVD).
4.2.3 Рубрикация ЭОР в соответствии с их классификационными признаками применительно к образовательным Интернет-порталам федерального уровня определена ГОСТ Р 52657.
4.3 Метаданные
4.3.1 Метаданные представляют собой структурированные данные, предназначенные для описания характеристик образовательных ресурсов (ЭУМК. ЭОР. объектов контента).
4.3.2 Использование метаданных в ИОС обеспечивает эффективный поиск и компоновку объектов контента при создании новых ЭОР.
4.3.3 Использование базовой информационной модели метаданных, содержащей упорядоченный набор элементов для описания основных характеристик ЭОР. обеспечивает интероперабельность метаданных в различных ИОС.
4.3.4 Разработка профиля метаданных ЭОР. представляющего собой совокупность стандартов и нормативно-технических документов (в том числе классификаторов, словарей), позволяет регламентировать процессы создания, представления, обработки, хранения и использования метаданных ЭОР в ИОС.
4.3.5 ЭОР. являющиеся электронными изданиями, могут содержать библиографическое описание и выходные сведения по ГОСТ Р 7.83.
4.4 Комплекс свойств
4.4.1 ЭОРяеляются продуктом, создаваемым на основе знаний о предметной области с использованием педагогических методов, дидактических подходов и средств информационно-коммуникационных технологий.
4.4.2 Комплекс отличительных свойств, определяющих присущие ЭОР характеристики качества, может быть условно разделен на три основные группы:
а) отличительные свойства, характеризующие соответствие структуры и содержания ЭОР требованиям федеральных образовательных стандартов, образовательных программ, нормативных и учебно-методических документов;
б) отличительные свойства, характеризующие ЭОР сточки зрения педагогических, дидактических и психологических аспектов его использования в образовательном процессе;
в) отличительные свойства, характеризующие ЭОР как продукт информационно-коммуникационных технологий с учетом специфики его использования в ИОС.
4.4.3 Оценка характеристик качества ЭОР как продукта информационно-коммуникационных технологий должна выполняться на основе требований стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119, ГОСТР ИСО 9241-3 и ГОСТР ИСО 9241-8.
4.4.4 Оценка характеристик качества ЭОР с учетом специфики его использования в составе ИОР должна выполняться в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 53625 на основе эталонных критериев качества.
ГОСТ Р 53620—2009
УДК 681.118.087:006.354 ОКС 35.240.99 П85
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии в образовании, электронные образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, метаданные, информационно-образовательная среда
5
Редактор Н.Б. Лурье Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор ЕМ- Мупйнвва Компьютерная оерстка И.А . НапеиконоО
Сдано в набор 02.02.20! 1. Подписано я печать 02.03.2011. Формат 60>84Бумага офсетная. Гарнитура Ариал.
Печать офсетная. Уел. печ. л. 1.40. Уч.-иэд. л. 0.60. Тираж 116 »кз. Зак. 126.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ*. 123095 Москва. Гранатный пер . 4. info@goslmlo ги Набрано во на ПЭВМ.
Отпечатано а филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ* — тип. «Московский печатник». 105062 Москва. Лялин пер.. 6.