Получите образец ТУ или ГОСТа за 3 минуты

Получите ТУ или ГОСТ на почту за 4 минуты

ГОСТ Р 56260-2014

ГОСТР

56260—

2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Надлежащая практика регулирования.

Руководство по надлежащей практике в области экологического менеджмента

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интерэ-комс»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. № 1846-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 56260-2014

3.21_

уязвимая группа: Группа частных лиц, которых объединяет одна или несколько характеристик, являющихся основой для дискриминации или негативных социальных, экономических, культурных, политических условий или условий, связанных со здоровьем и ограничивающих их способность реализовывать свои права или иным образом пользоваться равными возможностями.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.26]_

Дополнительные термины и определения представлены в Приложении А к настоящему стандарту.

4 Общие положения

4.1 Экологические принципы

В процессах хозяйственной деятельности товаропроизводителям целесообразно учитывать и уважать следующие экологические принципы.

1)    «Не навреди». Необходимо ответственно и экологически верно формировать и соблюдать экологически ориентированные законы, директивы и стандарты (ГОСТ Р 14.13).

2)    «Будь осторожен». Если существует угроза серьезного или необратимого ущерба, то недостаточная научная обоснованность не должна быть основанием для отказа от экономически эффективных мер по предотвращению деградации окружающей среды.

Подход, основанный на принципе экологической предосторожности (The Precautionary Principe, РР) (принцип 15 Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и последующих декларациях и соглашениях). В этих документах содержится концепция, согласно которой в случае существования угрозы нанесения серьезного или невосполнимого ущерба окружающей среде или здоровью человека отсутствие полной научной определенности не следует использовать в качестве причины отсрочки использования экономически эффективных мер для предотвращения экологической деградации или вреда здоровью человека. При оценке экономической эффективности организации следует принимать во внимание долгосрочные затраты и выгоды, а не только свои краткосрочные издержки.

3)    «Предупреждай загрязнения». Там, где существуют угрозы серьезного нарушения условий окружающей среды или необратимого ее разрушения, недостаток полной научной определенности не должен использоваться как причина для того, чтобы отложить принятие экономически обоснованных мер, относящихся к производству, и предотвратить потенциальные воздействия на окружающую среду и здоровье людей.

4)    «Товаропроизводитель экологически ответственен». Организация должна принять на себя ответственность за экологические «нагрузки» на окружающую среду, вызванные ее действиями, продукцией и услугами, и должна непрерывно совершенствовать и улучшать собственную деятельность в пределах контроля и сферы своего влияния.

Примечания

1    Организация должна придерживаться законов, внедрять производственные о организационно-ориентиро-ванные программы действий, позволяющие своевременно оценивать и уменьшать экологические риски (ГОСТ Р 14.09) в результате проведения работ, использования продукции и оказания услуг по всему их жизненному циклу и всем этапам технологического цикла образующихся отходов.

2    Организация должна разрабатывать и осуществлять процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации, чтобы смягчить последствия для здоровья и окружающей среды,, вызванные несчастными случаями.

3    Организация должна сообщать об экологических инцидентах уполномоченным органами власти.

Для экологически обоснованного (ГОСТ Р ИСО 14004) управления хозяйственной деятельностью организации, согласно данному принципу, следует внедрять программы,, учитывающие риски (ГОСТ Р 51897) и необходимость устойчивого развития для оценки, предотвращения или минимизации экологически негативных воздействий в результате ее деятельности.

Организации следует также:

–    разрабатывать и внедрять способы повышения осведомленности и процедуры действий в нештатных ситуациях для снижения и смягчения негативного воздействия аварий на окружающую среду, здоровье и безопасность людей;

–    сообщать соответствующим органам власти и местным сообществам информацию о нештатных ситуациях, связанных с воздействием на окружающую среду.

–    помимо соблюдения законов и нормативных актов организации следует принять ответственность за воздействие на окружающую среду, вызванное в том числе ее прошлой деятельностью (ГОСТ Р ИСО 14015, ГОСТ Р 54003), в сельской местности и на городской территории, а также в окружающей среде в более широком смысле;

– в качестве признания реальных экологических ограничений организации следует ответственно действовать с целью повышения своей собственной результативности, а также результативности партнеров в рамках ее сферы влияния.

5)    «Сберегай ресурсы». Товаропроизводитель должен быть заинтересован в политике ресурсосбережения (ГОСТ Р 55103) и в том, чтобы оформлять и своевременно предоставлять по требованию уполномоченных органов и/или общественности достоверную отчетность о социально-экологической эффективности производства, потреблении первичных и вторичных ресурсов (из отходов).

Этот принцип взаимосвязан с Орхусской конвенцией, которая была подписана 38 странами в г. Орхусе (Дания) 25 июня 1998 г. на 4-й Конференции министров окружающей среды европейских стран в рамках процесса «Окружающая среда для Европы». Цель Конвенции — поддержка защиты прав человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, доступ к информации, участие общественности в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

6)    «Загрязнитель платит». Товаропроизводитель, признанный виновником загрязнений, обязан возмещать негативные воздействия на окружающую среду, что должно быть установлено и документировано при распределении прав собственности на природные активы.

Примечания

1    Принцип заставляет производителей — виновников загрязнений оплачивать разницу между социальнонеобходимыми и собственными затратами на предоставление продукции и услуг.

2    Этот принцип был впервые официально признан Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1975 г.

Организации следует нести расходы, связанные с загрязнением окружающей среды, вызванным ее деятельностью, исходя либо из степени экологического воздействия на общество и необходимых коррективных мер, либо из того, насколько загрязнение превысило допустимый уровень (см. принцип 16 Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среды и развитию).

Организации следует стремиться учитывать расходы и количественно оценивать экономические и экологические преимущества от предотвращения загрязнения вместо того, чтобы заниматься устранением его последствий, используя принцип «Загрязнитель платит». Организация может решать вопросы в сотрудничестве с другими субъектами хозяйственной деятельности и разрабатывать соответствующие экономические инструменты, формируя фонды, на случай непредвиденных расходов, для покрытия расходов на крупные экологические инциденты.

4.1.1    Принцип экологической предосторожности

Принцип экологической предосторожности (РР) основан на идее, предполагающей, что любая существующая неопределенность должна интерпретироваться в пользу мер по обеспечению безопасности. В декларации второй Всемирной климатологической конференции на уровне министров (Женева, 1990 г.) отмечено, что «в тех случаях, когда существует угроза причинения невосполнимого ущерба, недостаток научной определенности не должен использоваться как причина для отсрочки проведения экономически эффективных мер для предотвращения деградации окружающей среды». В экстренном порядке РР должен применяться в области утраты разнообразия биологических видов, которая имеет биологические, экологические, генетические, экономические и другие отрицательные последствия.

4.1.1.1    Декларация, принятая в Рио-де-Жанейро на встрече на высшем уровне «Планета Земля» в Повестке дня на XXI век (принцип 15) установила: «Для защиты окружающей среды государствами должен широко применяться, в соответствии со своими возможностями, принцип экологической предосторожности». Начальная международная формулировка этого принципа была дана на первой Международной конференции по защите Северного моря в 1984 г. Основное внимание было привлечено к выбросам в морскую среду. Роль РР с момента его утверждения на второй Международной конференции по Северному морю в 1987 г. заметно возросла.

4.1.1.2    Ключевые элементы официального определения принципа экологической предосторожности связаны:

а)    с порогом определяемых угроз, против которых становятся оправданными опережающие действия;

б)    бременем доказательств вкладчику или предпринимателю невозможности нанесения реального вреда предлагаемыми действиями.

6

ГОСТ Р 56260-2014

4.1.1.3    РР предполагает текущее вовлечение ресурсов для предотвращения получения возможных отрицательных результатов при выполнении определенных действий. Данный подход требует поиска компромисса между интересами будущего и настоящего и, таким образом, в неявном виде зависит от предполагаемого дисконтирования и последующей оценки ресурсов. Применение принципа экологической предосторожности может принимать форму дополнительного предупреждения и распределения текущих ресурсов для восприятия потенциальных проблем в данное время, а не в будущем. Существуют затраты или надбавки к цене, при которой некоторые страховые обязательства (для меньшего риска) могут быть включены в экономические и экологические стратегии и их функционирование.

4.1.1.4    Применение принципа экологической предосторожности требует баланса интересов. Например, можно избежать применения некоторых видов пестицидов, если имеются органические удобрения или другие менее вредные химические препараты. Однако общий запрет на применение пестицидов не принесет большой пользы, если он будет приводить к значительной потере урожая и дефициту продовольствия. Можно стремиться к применению принципа экологической предосторожности для защиты человека и окружающей среды от отрицательных воздействий, вызванных применением этих химических препаратов, но можно и игнорировать значимость применения того же принципа для сохранения жизни людей при их бесперебойном снабжении продовольствием.

4.1.1.5    Разумное следование принципу экологической предосторожности для устойчивого развития требует определения областей применения, например проблемы концентрации парниковых газов в атмосфере, сокращения биологического разнообразия, деградации почвы и ее опустынивание. Кроме того, такие острые проблемы человечества, как повышенная детская и материнская смертность, недоедание детей, которые носят необратимый характер, также требуют применения той или иной формы РР. Многие из этих факторов, если отвлечься от их временного влияния, приводят к отрицательным последствиям из-за воздействия низкого уровня человеческого потенциала на экологическое и экономическое развитие.

4.1.1.6    Использование принципа экологической предосторожности требует определенной осмотрительности, а факторы неопределенности должны толковаться в пользу принятия разумных мер по обеспечению безопасности.

4.1.1.7    Роль принципа экологической предосторожности до настоящего времени в основном ограничивалась в обеспечении возможности толкования сомнений в пользу экологических ресурсов.

4.1.1.8    Среди международных соглашений, принявших принцип экологической предосторожности, можно указать Соглашение, связанное с сохранением и управлением рыбными запасами и запасами далеко мигрирующих рыб, предусмотренное ст. 5 (с) Соглашения о применении РР. Картахенский протокол по биобезопасности (к Конвенции по сохранению биологического разнообразия) является одним из документов, также принявших этот принцип. Широкое использование принципа, вероятно, может привести к повышению общественной информированности и эффективности участия общественности.

4.1.1.9    Назрела острая необходимость в разработке детализированных правил, регламентирующих ответственность и обязательства по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде, и действия, не противоречащие международному законодательству. Эти правила должны основываться на принципе экологической предосторожности. Существует несколько показательных случаев, характерных в этом отношении. РР проявляет себя как норма международного права. Некоторые важные предпосылки для эффективного внедрения этого принципа включают оценку потенциальных рисков, установление стандартов экологической предосторожности, подборку данных и проведение соответствующих основополагающих научных исследований. Неопределенность, возникающая из-за получения неправильных, неадекватных данных или неопределенности должна также рассматриваться в контексте термина «научная неопределенность», что представляется разумным для обобщений и включения в статистическую неопределенность.

4.1.1.10    Принцип экологической предосторожности вначале рассматривался как рекомендательный нормативный акт, однако теперь он превратился в документ Общего международного законодательства (Customary International Law, CIL), то есть стал нормативным документом международного права. Это характерно для определенных экологических вопросов, по которым заключены обязательные к исполнению договоры между государствами в тех случаях, когда рекомендательные акты трансформируются в законы. РР разъясняется в ряде международных соглашений (в том числе заключенных в Европейском союзе) и поэтому расценивается как документ CIL.

7

4.1.1.11    Международная комиссия юристов (ICJ) в случае Gabcikovo-Nagimaros Project в 1997 г. установила (параграф 140), что «благодаря новым научным взглядам и растущей информированности человечества о рисках нынешнего и последующих поколений разработаны новые законодательные нормы и стандарты, изложенные во многих документах на протяжении последних двух десятилетий. Эти новые нормы должны приниматься к рассмотрению, а новые стандарты должны иметь силу не только, когда государства имеют намерение предпринять новые действия, но и при продолжении ими своих работ, начатых ранее».

4.1.1.12    Данное утверждение подтверждает роль научно обоснованных норм в современном управлении окружающей средой, а также значение государственной практики в отношении оперативного получения новой и достоверной информации.

4.2 Экологические факторы

4.2.1    Организации в процессе хозяйственной деятельности следует оценить применимость и уровень проработанности следующих групп факторов:

1)    подход к жизненному циклу: организация должна рассмотреть экологическую направленность своих действий, продукции и услуг в течение всего жизненного цикла — от сырья и генерирования энергии, через производство и использование, к ликвидации, в том числе повторному использованию отходов;

2)    стратегическая результативность: организация должна предусмотреть разработку и документирование производственных, экологических, социальных и ресурсных стратегий (приложение Б), направленных при устойчивом развитии на комплексное удовлетворение потребностей людей и предусматривающих сохранение, защиту окружающей среды и более эффективное использование ресурсов при меньшом объеме загрязнений и отходов;

3)    экологическое приобретение (закупки): при принятии решений о закупках веществ, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции для собственных хозяйственных нужд организация должна руководствоваться их экологическим и социальным статусом, а также экосовершенством оказываемой услуги, учитывая весь жизненный цикл, и, если возможно, разработать приоритетные направления своей деятельности на базе критериев оценивания экологической маркировки продукции;

4)    чистое производство: целесообразно использование существующих (документированных) экологически чистых технологий и методов, экономически доступных организации;

5)    подход к системе обслуживания продукции: организация должна проявлять повышенную ответственность на протяжении всего жизненного цикла продукции с сопровождением гарантийным и постгарантийным обслуживанием.

4.2.2    Основными целями подхода «жизненный цикл» являются сокращение воздействия на окружающую среду продуктов и услуг и улучшение их социально-экономической результативности в период жизненного цикла: добыча сырья и производство энергии, производство и использование, удаление после окончания срока службы, или уничтожение, связанное с окончанием срока эксплуатации, или утилизация. Организации следует сосредоточиться на инновациях, а не только на соблюдении законодательства и нормативных требований а также следует поставить себе целью непрерывное повышение своей экологической результативности.

4.2.3    Организации следует обеспечивать процесс обучения персонала и повышение его осведомленности во всех стратегических направлениях деятельности для поддержки усилий в области защиты окружающей среды внутри организации и в сфере ее влияния, а также для обеспечения своего устойчивого развития.

4.2.4    При принятии решений относительно закупок организации следует принимать во внимание экологические, социальные и этические характеристики закупаемых продуктов или услуг на всем протяжении их жизненного цикла. По возможности, ей следует отдавать предпочтение продуктам или услугам с минимизированным воздействием, используя надежные и эффективные независимо подтвержденные системы маркировки или иные системы подтверждения, например аудиторскую деятельность.

4.2.5    Более чистое производство и экологическая эффективность связаны с внедрением организацией наилучших существующих доступных технологий, обеспечивающих стратегические направления для удовлетворения потребностей человека посредством более эффективного использования ресурсов, снижения образования загрязняющих веществ и отходов. Важно делать акцент на усовершенствованиях в начале процесса или деятельности, а не в конце. Подходы более чистого и безопасного производства и экологической эффективности включают:

ГОСТ Р 56260-2014

–    усовершенствование технического обслуживания;

–    модернизацию или внедрение новых технологий или процессов;

–    сокращение использования материалов и энергии;

–    использование возобновляемой энергии;

–    рациональное использование водных ресурсов;

–    исключение или безопасное обращение с токсичными и опасными материалами и отходами;

–    улучшение конструкции продукции и/или характера услуги.

Организации следует стремиться применять экологически целесообразные технологии и практики, если это представляется возможным, а также стимулировать собственные разработки и распространение экологически целесообразных технологий и услуг (принцип 9 Декларации Рио-де-Жанейро).

4.2.6 Подход к системе послепродажного обслуживания продукции может использоваться для переноса акцента рыночных взаимодействий с продажи или предоставления продукта (то есть передачи права собственности посредством однократной продажи или лизинга/аренды) на продажу или предоставление системы продуктов и услуг, которые в совокупности удовлетворяют нужды клиентов (посредством разнообразия услуг и механизмов их оказания). Система «продукция — услуга» включает лизинг, аренду или совместное использование продукции, паевое участие в оплате группы продуктов или плату за услуги. Такие системы могут сокращать использование материалов, разделять доходы и материальные потоки с вовлечением заинтересованных сторон в реализацию расширенной ответственности производителя на всем протяжении жизненного цикла продукции и соответствующих услуг.

4.3 Устойчивое развитие: концептуально-прагматический подход

4.3.1    Устойчивое развитие — мировой уровень заинтересованности

Среди современных элементов развития, формирующих политику мирового управления экологическими ресурсами, необходимо отметить Конференцию по биосфере, созванную в 1968 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО; UN Educational Scientific and Cultural Organization, UNESCO). Эта Конференция была организована как межправительственное совещание экспертов по разработке научных основ рационального использования и конверсии ресурсов биосферы (документ ЮНЕСКО SC/MD/9, 1969). В дальнейшем, в ходе переговоров на высшем уровне по вопросам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.) было заключено первое важное международное соглашение по глобальному управлению окружающей средой. В этом документе, помимо прочего, особое внимание уделялось необходимости международной кооперации в поддержание, согласно принципу 3, «способности планеты создавать жизненно важные возобновляемые ресурсы». Принципы, принятые на Конференции, устанавливают рекомендательные нормативы для всех участвующих стран. Некоторые из этих принципов в последующие годы были преобразованы в жесткие (обязательные) нормативы.

На Всемирной конференции по экологии и развитию (Всемирном саммите) в Рио-де-Жанейро в 1992 г. была принята декларация, содержащая ряд принципов управления, необходимых для достижения устойчивого развития. Позднее, в продолжение специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН в Программе последующей повестки дня (1997 г.), помимо прочего, было заявлено, что страны будут стремиться ускорять внедрение устойчивого развития и не пересматривать его положения и не применять их выборочно, а также предпринимать «совместные усилия в справедливом удовлетворении нужд настоящего и будущих поколений».

Состоявшаяся конференция на уровне министров по разработке Конвенции о сохранении разнообразия биологических видов, созванная в апреле 2002 г., приняла резолюцию об «усилении совместных усилий по принятию до 2010 г. на местах мер по предотвращению исчезновения разнообразия биологических видов, которое происходит угрожающе высокими темпами на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях».

4.3.2    Подход к общему определению устойчивого развития

Доклад (World Commission on Environment and Development,WCED, 1987), определил концепцию устойчивого развития во всей ее полноте следующим образом: «Устойчивое развитие есть развитие, которое отвечает нуждам сегодняшнего дня, не подвергая риску возможности последующих поколений людей удовлетворять их собственные потребности. Она содержит два ключевых момента: концепцию

9

«потребностей», в частности, жизненно важных потребностей малоимущих, для которых должны быть поставлены первоочередные задачи, и идею об ограничениях, накладываемых текущим состоянием технологий и социальной организации на способность окружающей среды удовлетворять потребности нынешнего и последующих поколений».

Кроме постановки задач для последующих поколений, данный подход рассматривает и проблемы распределения ресурсов, возникающие в пределах одного поколения, с акцентом на положение малоимущих слоев населения

Становится общепринятой практика сосредоточения вопросов на процессах, происходящих в пределах одного поколения. В большинстве аналитических и прикладных работ, относящихся к этой теме, цитируется только первое предложение, без должного внимания сопутствующим жизненно важным пояснениям и интерпретациям. Проблемы, связанные с бедностью, слабо изучены, особенно в отношении ее влияния на состояние окружающей среды и качество жизни, как в настоящем, так и в будущем.

Потребности последующих поколений основываются лишь на информации, доступной в настоящее время. Существующая же структура экономической и экологической систем требуют корректировки и реформирования.

Устойчивое развитие не может рассматриваться как действенный подход, если оно не учитывает существующего экономического неравенства и способов распределения доходов внутри страны и между странами. Это положение нельзя воспринимать как «совершенное неравенство», предполагая, что неравенство является неизбежными. Правильнее рассматривать неравенство в качестве неустойчивой структуры. Слишком большое неравенство приводит к отрицательным экономическим и экологическим последствиям и, кроме того, увеличиваются накладные расходы и операционные издержки при реализации социально и экономически значимых стратегий.

Существуют менее дорогостоящие возможности снижения уровня бедности и деградации окружающей среды, которые могут быть реализованы при наличии коллективной воли на национальном и международном уровнях. Структура собственности ресурсов и процессы их накопления при изменяющихся режимах собственности, или режимы права собственности и правопритязания в данном контексте являются определяющими [22].

Все это играет важную роль при принятии решений относительно потребления и производства, оказывающих прямое влияние на структуру устойчивого развития. Поскольку любое перераспределение существующих ресурсов и структура распределения доходов не могут быть реализованы в течение приемлемого промежутка времени, а основные изменения влекут за собой громадные социоэкономи-ческие затраты (и другие издержки), то необходимо задуматься о прагматическом подходе. Последнее требует реформирования существующих режимов правопритязания и права собственности. Динамические финансовая и монетарная стратегии в этом отношении являются примерами потенциально гибкого, способствующего перераспределению доходов и улучшающего экологию, комплекса мероприятий в области экономической политики государства.

Контроль и управление ресурсами необходимо связывать морально-этическими принципами справедливости и экономической законности. Уместно упомянуть о двух аспектах [22].

Во-первых, справедливое общество должно оставаться чувствительным к исходным условиям, в которых функционируют рынки.

Во-вторых, существующее распределение и предпочтения не должны считаться единственно справедливыми или самыми жесткими. Все это является очень важными нормативными и морально-этическими вопросами. Данные соображения должны приниматься во внимание при рассмотрении вопросов об оценке ресурсов и распределении доходов. В крайних своих проявлениях унижающая человека нищета приводит к деградации человеческого достоинства и вырождению экосистем.

4.3.3 Устойчивость экосистем к внешним воздействиям

Устойчивость к внешним воздействиям является ключевым элементом экономической и экологической устойчивости.

Устойчивость экосистемы к внешним воздействиям — существенный показатель. Характеристики этой устойчивости включают несколько компонент, связанных с адаптивностью системы. Если деятельность человека направлена на сохранение устойчивости, то экосистемы должны оставаться незыблемыми к действию внешних факторов, и любая потеря подобной устойчивости экосистемы (например, в случаях процесса превращения плодородных земель в пустыни) может привести к необратимым изменениям относительно возможностей, открытых для современного и последующих поколений, а также обострять неблагоприятные экологические последствия экономической деятельности человека.

ГОСТ P 56260-2014

Проблемы управления экосистемами не являются взаимоисключающими или независимыми. Поддержка первой группы экологических ресурсов, которые являются благами нематериального характера, становится все более дорогостоящей при возникновении серьезных проблем. При ослаблении функционирования экосистемы предоставление экологических благ обычно становится более дорогостоящим и/или неустойчивым, обусловливая следующие негативные изменения:

–    парниковый эффект и изменение климата;

–    токсические загрязнения;

–    исчезновение биологических видов;

–    уничтожение лесов;

–    деградацию земель и превращение степи в пустыню;

–    загрязнение воздуха городов;

–    накопление твердых отходов вблизи городов.

4.3.4    Концепции устойчивости

Согласно Декларации Рио-де-Жанейро (1992 г.), был предложен ряд широких политических мер, выполнение которых должно соответствовать восьми экономическим принципам, в том числе следующим трем:

1)    реализация права на развитие для справедливого удовлетворения нужд и поддержания экологической системы нынешнего и последующих поколений (принцип 3);

2)    все государства должны кооперироваться в решении жизненно важной задачи ликвидации бедности как необходимого условия устойчивого развития, для уменьшения дипаритета в стандартах уровня жизни и лучшего удовлетворения нужд большинства населения Земли (принцип 5);

3) для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни государства должны снизить или исключить неустойчивые факторы производства и потребления, а также проводить приемлемую демографическую политику (принцип 8).

Перечисленные выше принципы подчеркивают важность экономического развития в сочетании с его устойчивостью.

Концепция устойчивого развития допускает различные интерпретации и применения и является универсальной характеристикой экономического прогресса. Окончательная концепция устойчивого экономического развития, таким образом, полностью сопряжена с большим количеством потенциально противоречивых требований.

Концепция устойчивого развития включает объединение экономических и экологических целей, интересов нынешнего и последующих поколений (в том числе двух поколений, живущих в любой данный момент времени). Вопрос заключается не столько в устойчивости одного или нескольких природных активов, которыми мы обладаем сегодня, но также и в справедливости их использования нынешним и последующими поколениями.

Человеческий потенциал и его развитие являются одной из важных предпосылок достижения устойчивой эволюции. Развитие человеческого потенциала служит самоцелью: оно требует от человека способности к ведению осмысленной жизни.

Всемирная комиссия по экологии и развитию (World Commission on Environment and Development, WCED) в 1987 г. поддержала концепцию устойчивого развития и внесла ясность в требования к критериям, связанным с удовлетворением потребностей нынешнего поколения людей, не подвергая опасности ресурсы для последующих поколений. Из-за одновременного существования на Земле приблизительно четырех поколений людей устойчивое развитие не может до определенной степени рассматриваться с точки зрения зависимости последующих поколений от ныне существующих, поэтому оно должно рассматриваться как процесс, одновременно влияющий на несколько поколений.

4.3.5    Стратегии устойчивого развития и их внедрение

Существует много стратегий, которые не были внедрены с необходимыми обязательствами на международном и национальном уровнях. Одной из примечательных особенностей популярности парадигмы устойчивого развития является то, что данное понятие становится просто модным выражением, а влиятельные политические структуры, организации и отдельные деятели не всегда полностью понимают его концепцию. Зачастую трудно достичь эффективного внедрения принципа устойчивого развития даже тогда, когда концептуальное представление о нем близко к совершенству.

11

Неосмысленные стратегии и программы малоэффективны для внедрения. Одним из последствий некоторых псевдомер, претендующих на использование концепции устойчивого развития, было грубое пренебрежение феноменом бедности во всем мире и затушевывание проблемы экономического неравенства (в особенности между развитыми и развивающимися странами). Следует отметить, что особо важные связи между бедностью и окружающей средой относятся к наименее изученным вопросам, даже спустя десять лет после принятия декларации, подписанной в Рио-де-Жанейро.

Двумя важными и неотложными мерами, которые целесообразно предпринять для реформирования стратегий управления экологическими и экономическими процессами, являются:

а)    определение роли ликвидации бедности и снижения неравенства как неотъемлемых частей программы реализации экологических и экономических целей развития;

б)    осознание различий между экономической устойчивостью, экологической устойчивостью и устойчивым развитием, с формулированием приемлемых стратегий и с учетом исключительной роли этих критериев.

В поспешности проведения глобализации, основанной на рыночных отношениях, большинство проектировщиков и людей, принимающих решения игнорировало тот факт, что многие виды продукции широкого потребления и услуги до сих пор еще не маркетизированы, то есть по некоторым позициям товаров имеются так называемые отсутствующие рынки.

Маловероятно, что интересы, связанные с разными поколениями, будут учитываться с принятием только основанных на рыночных отношениях подходов к управлению ресурсами. Сознательный и продуманный баланс насущных и предполагаемых потребностей, а также экономические и экологические цели остаются неизменными требованиями. Указанный баланс, поддерживаемый с помощью экономически эффективных мер, гарантирует разработку прагматичных стратегий.

Существует постоянная необходимость в поддержании и повышении качества жизни, в первую очередь человека, а во вторую — всех остальных биологических видов.

Изменения окружающей среды будут приводить к запланированным и незапланированным расходам, которые понесет большинство ныне существующего и последующих сообществ, если необходимое внимание сегодня не будет уделяться предотвращению и/или ослаблению этих изменений. Последнее становится особенно значимым, если изменения природных факторов станут такими, что их ускорение не оставит нам достаточного времени на приспособление к ним и снижение их воздействия.

Глобальное экономическое благополучие, повышение качества окружающей среды и устойчивость требуют экологической безопасности и стабильности. В большинстве исследований по стандартному экономическому анализу, основанному на принципе экономической эффективности, предполагается стабилизация легко приспосабливающихся к различным факторам экосистем. В отсутствие предпосылок к восстановлению нормального функционирования экосистем экономически эффективное решение повлечет за собой малые отклонения, которые, тем не менее, могут привести к значительному экологическому и экономическому ущербу, результатом чего будет принятие неэффективного решения. Для достижения желаемых глобальных целей необходимо предпринять ряд скоординированных на международном уровне мер. Новая международная экологическая организация которая создается для эффективного функционирования, может содействовать процессам интеграции экологии и экономического развития, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Всемирная экология носит черты глобального общественного блага, польза от которого распределяется между всем человечеством, а затраты на нее — только между его частью. Затраты на ликвидацию экологического ущерба зачастую носят обезличенный характер, не затрагивают виновников ущерба, вызывают сомнение в размере и вероятности причинения ущерба. Все это осложняет проблемы подотчетности и закрепления ответственности. Таким образом, существует необходимость в объединении ресурсов, которые будут предоставляться интенсивно потребляющим их странам для освобождения от расходов нуждающихся стран.

Одна из предложенных рекомендаций по усовершенствованию стратегии экологического управления, по критерию Парето, состоит в том, что бюджетные ассигнования страны на уменьшение загрязнения окружающей среды (в национальном или глобальном масштабах) должно быть пропорционально уровню доходов и эффективности технологии снижения уровня загрязнения в этой стране.

Одним из действенных положений, одобренных в Дохийской декларации, (параграф 33), является признание «важности технического содействия и наращивания потенциала в области торговли и охраны окружающей среды в развивающихся странах, в частности — в наименее развитых странах мира».

ГОСТ P 56260-2014

4.3.6 Устойчивое развитие: принципы и средства реализации:

–    предварительное принятие исходных принципов устойчивого развития;

–    принятие принципа возмещения ущерба виновником загрязнения;

–    принятие объединенной системы экологического и экономического учета;

–    принятие рыночных или поддерживающих рынок механизмов для практической деятельности;

–    экологическое налогообложение и другие эффективные механизмы бюджетно-налоговой политики;

–    инвестиции в человеческий потенциал;

–    контроль за вырубкой лесов;

–    повышение эффективности использования энергии и использование возобновляемых источников;

–    принятие приемлемых альтернативных методов сельскохозяйственного производства;

–    снижение темпов прироста народонаселения;

–    анализ продолжительности жизни как основы воспроизводства и оценки продукции и услуг;

–    интернационализация экологических затрат на национальном и международном уровнях, включая и затраты в международной торговле;

–    контроль загрязнения воздуха в больших городах и повторное использование твердых отходов.

5 Окружающая среда и стратегии экологической безопасности

5.1    Окружающая среда и организации

Решения и деятельность организации неизменно оказывают воздействие на окружающую среду независимо от места расположения организации. Это воздействие может быть связано с использованием ресурсов, местом осуществления деятельности, загрязнением окружающей среды и наличием отходов и воздействием деятельности организации на природные местообитания.

5.1.1    Для снижения воздействия на окружающую среду организациям следует применять интегрированный подход, учитывающий прямые и косвенные экономические, социальные и экологические последствия, а также последствия их решений и деятельности для здоровья.

5.1.2    Окружающая среда и социальная ответственность

Общество сталкивается с множеством экологических проблем, включая истощение природных ресурсов, загрязнение, изменение климата, разрушение местообитаний, исчезновение видов, коллапс целых экосистем, деградация городских и сельских жилых поселений. С ростом мирового населения и повышением уровня потребления эти изменения создают все более серьезную угрозу безопасности человека, а также здоровью и благополучию общества. Необходимо выявить варианты сокращения и ликвидации неустойчивых объемов и моделей производства и потребления, обеспечить потребление ресурсов в расчете на человека на устойчивом уровне. Экологические вопросы на местном, региональном и глобальном уровнях взаимосвязаны. Их решение требует всеобъемлющего систематического и совместного подхода.

5.1.3    Экологическая ответственность — необходимое условие выживания и процветания людей. Поэтому она является важным аспектом социальной ответственности. Экологические вопросы тесно связаны с другими основными темами и проблемами социальной ответственности. Экологическое образование и развитие навыков являются основой пропаганды развития устойчивых обществ и образа жизни.

5.1.4    Соответствующие технические документы, такие как идентичные международным национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р ИСО 14004, ГОСТ Р ИСО 14015, ГОСТ Р ИСО 14050 и другие стандарты ИСО серии 14000, могут быть использованы в составе инструментов общего механизма, помогающего организации решать экологические проблемы системно. Их следует принимать во внимание при оценке экологической результативности, количественной оценке и представлении отчетов о выбросах парниковых газов, оценке жизненного цикла, проектировании с учетом экологических требований, экологической маркировке и обмене информацией по экологическим вопросам [47].

5.2 Энвайронментализм (социальная экология)

На протяжении двух последних столетий отмечены три стадии в смещении понятий от антропоцентризма к энвайронментализму (учение о значении окружающей среды).

На первой стадии защита окружающей среды рассматривалась как средство самозащиты живущего и последующего поколений (например, Конвенция, разработанная в 1900 г. по защите различных видов диких животных, полезных человеку или безвредных).

На второй стадии в интересах человечества был введен дополнительный аспект, связанный с потребностями различных поколений.

На третьей стадии введенная парадигма эволюционировала в направлении признания собственных прав природы и более широкой интеграции будущего человечества с сохранением биотических природных активов.

5.2.1    Международное регулирующее сотрудничество (МРС).

В 1982 г. в Конвенции ООН по морскому праву (UN Convention on the Law of the Sea, UNCLOS) было отмечено стремление «содействовать мирному использованию морей и океанов справедливому и эффективному использованию их ресурсов». В том же году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, названную Всемирной хартией природы, в которую было включено положение о том, что «каждая форма жизни на земле уникальна, независимо от ее ценности для человека». В данном документе, по сути близком к теории экоцентризма или к третьей стадии энвайронментализма, констатирован тот факт, что установленные принципы «должны отражать законы и методики, принятые в каждом государстве, а также на международном уровне». Это позволило не только учредить рекомендательные, «мягкие» нормативные акты, но и дало основу для формирования соответствующего общего международного законодательства (компонента обязательных, «жестких» законов, заключаемых между сторонами).

5.2.2    Изменения биосферы

Для поддержания функционирования экосистем сохранение их структур должно стать приоритетом. Функционирование экосистемы и ее способность к восстановлению для нормального функционирования зависят от динамического взаимодействия между видами или между видами и их абиотической средой, а также от физического и химического взаимодействия в пределах окружающей среды. Рациональное использование природных ресурсов и восстановление этих взаимодействий и процессов имеют огромное значение, как для долговременного поддержания биологического разнообразия, так и для элементарной защиты биологических видов. Экосистемы для нормального функционирования и восстановления должны управляться в своих ограниченных пределах.

Среди видов ущерба, причиняемого окружающей среде, основными являются потеря разнообразия биологических видов и угроза биологической устойчивости некоторых видов или экосистем. Эти потери увеличиваются в связи с потенциальной необратимостью некоторых процессов и/или неблагоприятных последствий.

Существует реальная угроза возможного исчезновения примерно четверти существующих на земле видов млекопитающих. Когда такое количество видов подвергается риску исчезновения, соответствующее потенциальное влияние этих потерь на здоровье человека и его процветание становятся областью беспокойства общества. Дестабилизация экосистем приводит к установлению нового биологического равновесия, чему способствует широкое распространение или воздействие ранее неизвестных заболеваний, которые (при тех же самых общих причинах) снижают потенциал развития необходимых медицинских и фармацевтических лекарственных средств. Распространение ранее незнакомых заболеваний при этом сочетается с уменьшением биологического разнообразия видов и уменьшенной базой биоресурсов для развития фармацевтики.

Мировое сообщество должно проявлять здравый смысл и предпринимать осмотрительные действия для сохранения на приемлемом уровне биологических видов и других природных и экологических активов. Роль экономики значительна при принятии экономически обоснованных мер по достижению поставленных целей и задач. Основная роль экономики состоит не в установлении социоэкономиче-ских и экологических целей, а в исследовании и оценке последствий возможных отклонений от поставленных целей, ограничений и альтернативных политических решений, а также основополагающих взаимных связей параметров и динамики экономических и экологических систем.

ГОСТ Р 56260-2014

Содержание

1    Область применения……………………………………………………………………………………………………………………1

2    Нормативные ссылки……………………………………………………………………………………………………………………1

3    Термины и определения……………………………………………………………………………………………………………….2

4    Общие положения……………………………………………………………………………………………………………………….5

4.1    Экологические принципы………………………………………………………………………………………………………..5

4.2    Экологические факторы…………………………………………………………………………………………………………8

4.3    Устойчивое развитие: концептуально-прагматический подход………………………………………………….9

5    Окружающая среда и стратегии экологической безопасности………………………………………………………13

5.1    Окружающая среда и организации………………………………………………………………………………………..13

5.2    Энвайронментализм (социальная экология)………………………………………………………………………….14

5.3    Экологические проблемы и стратегии их устранения……………………………………………………………..15

5.4    Актуальные стратегии хозяйственного развития…………………………………………………………………….21

5.5    Измерение человеческого потенциала………………………………………………………………………………….24

6    Политика обращения с ресурсами сточки зрения экологии………………………………………………………….25

6.1    Классификация режимов собственности ресурсов…………………………………………………………………25

6.2    Управление ресурсами с открытым доступом………………………………………………………………………..26

6.3    Экономический и экологический учет ресурсов……………………………………………………………………..26

6.4    Снижение плодородности почвы…………………………………………………………………………………………..27

6.5    Рекомендации……………………………………………………………………………………………………………………..27

7    Глобальные экономические особенности…………………………………………………………………………………….28

7.1    Экономический рост и тенденции развития……………………………………………………………………………28

7.2    Экономическое неравенство стран и регионов………………………………………………………………………28

7.3    Экономическая устойчивость………………………………………………………………………………………………..28

7.4    Глобальные общечеловеческие блага……………………………………………………………………………………29

7.5    Экология и окружающая среда вне границ…………………………………………………………………………….29

7.6    Проблемы обеспечения питьевой водой………………………………………………………………………………..30

7.7    Глобальное изменение климата……………………………………………………………………………………………30

7.8    Экологические блага для всех………………………………………………………………………………………………31

8    Эффективные экологические стратегии………………………………………………………………………………………31

8.1    Взаимосвязь экономики и экологии……………………………………………………………………………………….31

8.2    Расширение рамок анализа………………………………………………………………………………………………….32

8.3    Экономика экологических налогов………………………………………………………………………………………..33

8.4    Рекомендации……………………………………………………………………………………………………………………..33

9    Эффективная интеграция: экономические и экологические стратегии………………………………………….34

9.1    Принцип дифференцированной ответственности…………………………………………………………………..34

9.2    Приоритеты при выполнении стратегических задач……………………………………………………………….34

9.3    Законодательная и организационная инфраструктуры…………………………………………………………..35

9.4    Рынки и рыночные инструменты……………………………………………………………………………………………35

9.5    Позитивные экологические меры………………………………………………………………………………………….36

9.6    Выводы и рекомендации………………………………………………………………………………………………………36

III

ГОСТ Р 56260-2014

5.2.3    Ассимилирующая способность окружающей среды

Сложность проблемы оценки взаимосвязей ресурсов и поглотителей (стоков) планеты Земля, как препятствия к экологической устойчивости, может быть более точно оценена, если окажется, что это накладывает ограничения на ассимилирующую способность Земли (carrying capacity — концепция СС). Этот показатель определяется как максимальный потенциал, необходимый для постоянного поддержания жизни на планете и исключающий опасность для какой-либо ее основной составляющей. Таким образом, концепция СС — динамическая концепция, которая всецело связана с устойчивым развитием. Роль населения, например, является основной составляющей в случае применения концепции СС при оценке планетарных ограничений на объем загрязнений сточки зрения оценки ассимилирующей способности Земли.

5.2.4    Экологически приемлемое развитие

Понятие экологически приемлемого («зеленого») развития в основном является неправильно употребляемым термином. Развитие может иметь место только с совместным использованием экономических факторов и функций экосистем.

Возникает несколько правомерных вопросов, которые заслуживают внимания на уровне рассмотрения проблемы:

–    является ли это приемлемым и значимым способом определения стратегии развития без выявления взаимозависимостей между окружающей средой, экологией и экономикой?

–    может ли иметь значение качество жизни (по-видимому, основной показатель для человека) и здоровье человека (основной компонент при оценке качества жизни), если мы не будем заботиться о сохранении ресурсов окружающей среды?

–    может ли рост дохода на душу населения способствовать процветанию и повышению качества жизни, которые будут удовлетворять здравомыслящих людей?

Ответом на поставленные вопросы может быть только «нет».

5.3 Экологические проблемы и стратегии их устранения

5.3.1 Основными экологическими проблемами и аспектами проблем, которым уделяется первостепенное значение, являются:

–    предотвращение загрязнения;

–    ресурсосбережение;

–    необходимость смягчения изменений климата и адаптация к ним;

–    защита и восстановление естественной окружающей среды.

Аспекты проблем и соответствующие действия организации представлены в таблице 1.

Таблица 1- Экологические проблемы, предлагаемые действия по их разрешению и возможные ожидания заинтересованных сторон

Экологические проблемы Предотвращение загрязнения

Отдельные аспекты эко-логических проблем

Предотвращение выбросов (эмиссий в

воздух)_

Предотвращение

сбросов в воду_

Предотвращение об-разования отходов Предотвращение выпуска токсичных и опасных химикатов Предотвращение всех идентифицируемых форм загрязнения

Стратегии действий со стороны организации и (или) _ожидания    заинтересованных    сторон_

Идентифицируйте источники загрязнения и образования отходов, связанные с вашей деятельностью, продуктами и услугами, включая выбросы, сбросы в воду и на почву, удаление отходов, выпуск токсичных и опасных химикатов, других форм загрязнения;

–    выполняйте измерения, записи и отчеты относительно любых источников загрязнения, связанных с вашей деятельностью, продуктами и услугами;

-осуществляйте меры, нацеленные на предотвращение загрязнения и образование отходов, использование отходов согласно иерархии их сокращения, обеспечение надлежащего управления неизбежными загрязнениями и образованием отходов;

–    информируйте общественность о количестве и всех видах токсичных и опасных материалов, используемых и выпущенных в процессе вашей деятельности, а также об предполагаемых рисках для здоровья людей и экологических рисках;

-внедрите программу систематической идентификации и предупреждения использования запрещенных химикатов и, где возможно, использования химикатов, идентифицированных как вызывающие общественное беспокойство, от всех действий, продуктов и услуг в пределах контроля или сферы влияния организации

15

ГОСТ P 56260-2014

Приложение А (справочное) Дополнительные термины и определения…………………………………………..37

Приложение Б (рекомендуемое) Кратко о стратегическом структурировании…………………………………..38

Приложение В (рекомендуемое) Краткий обзор международных документов,

связанных с определением интересов последующих поколений…………………………………39

Приложение Г (справочное) Программные положения о передаче

экологически испытанных технологий………………………………………………………………………..40

Приложение Д (справочное) Вклад негосударственных организаций

в международные экологические договоры………………………………………………………………..42

Библиография………………………………………………………………………………………………………………………………46

IV

ГОСТ Р 56260-2014

Введение

В настоящее время экологические проблемы не могут решаться отдельно от задач социальных, технических, а также экономических. Однако и при решении экономических задач чрезвычайно важно следовать принципу экологической предосторожности, заключающемуся в том, что из всех возможных вариантов принятия решений предпочтительными являются те, которые приводят к улучшению или, по крайней мере, к стабилизации экологической обстановки.

Среди возможных и доступных механизмов экологического менеджмента первостепенное значение уделяется вопросам экологического нормирования и оценки соответствия.

Настоящий стандарт, разработанный на основе перевода, изучения на протяжении ряда лет и модифицированного применения множества зарубежных источников информации [1]-[46], содержит руководство по стратегическому развитию, включая положения по надлежащей практике в области экологического менеджмента, который основывается на принципах социальной ответственности.

Чрезвычайно важен вопрос гармонизации российского национального законодательства, стандартов с международными и европейскими директивными документами и стандартами в экологической сфере.

На протяжении многих лет Госстандарт СССР (Госстандарт России, Ростехрегулирование, в настоящее время — Росстандарт) уделяет достаточное внимание стандартизации в сферах обеспечения охраны окружающей среды, тесно взаимосвязанной с экологическим менеджментом и ресурсосбережением, мерами по энергосбережению и показателями энергоэффективности регионов, производств, оборудования.

В России международные стандарты начали внедряться Госстандартом в идентичном варианте с 1998 г. На протяжении ряда лет стандартизацией в области экологического менеджмента успешно занимается ТК 020 «Экологический менеджмент и экономика», организовавший разработку и внедрение в национальную стандартизацию в идентичном и модифицированном вариантах почти все международные стандарты ИСО серии 14000.

Полный, достоверный и практически важный для хозяйствующих субъектов всех уровней перечень стандартов, действующих в экологической сфере приведен в [47].

Настоящий стандарт содержит руководство по взаимодействию заинтересованных сторон по актуальным направлениям стратегического развития, решения проблем сбережения ресурсов, социальной ответственности и интеграции социально ответственного поведения в область экологического менеджмента организаций.

Настоящий стандарт обосновывает важность результатов и улучшения результативности в области экологического менеджмента.

Хотя не все разделы настоящего стандарта одинаково полезны для организаций всех типов, однако его основополагающие разделы применимы ко всем типам организаций.

В каждом разделе освещен ряд проблем. Определение того, решение какой из этих проблем применимо к конкретной организации и значимо для нее, входит в сферу действия экологической ответственности организации и осуществляется ею путем самостоятельного анализа и диалога с заинтересованными сторонами. Организации могут использовать настоящий стандарт в составе практики технического регулирования хозяйственной деятельности.

Настоящий стандарт предназначен для добровольного применения всеми, кто имеет желание реализовывать принципы социальной ответственности. Для начинающих будет полезным применение настоящего стандарта в качестве руководства по социальной ответственности в области экологического менеджмента, тогда как опытный специалист может использовать его для улучшения практической деятельности и дальнейшего интегрирования аспектов социальной ответственности в организации. Хотя настоящий стандарт предназначен для того, чтобы его применяли в области экологического менеджмента, для пользователей, которые нуждаются в специальной информации, может быть полезна информация, представленная в таблице 1.

Таблица 1 — Основные разделы социальной ответственности по ГОСТ Р ИСО 26000.

Раздел

Описание содержания раздела

Понимание социальной ответственности

Описывает ключевые факторы и условия, которые повлияли на развитие социальной ответственности и продолжают воздействовать на ее характер и практическое применение. В данном разделе также представлена сама концепция социальной ответственности: ее назначение и возможности использования для разных организаций. Раздел содержит руководство для малых и средних предприятий по внедрению ГОСТ Р ИСО 26000

Окончание таблицы 1

Раздел

Описание содержания раздела

Принципы социальной ответственности

Формулирует и разъясняет общие принципы социальной ответственности

Признание социальной ответственности и взаимодействие с заинтересованными сторонами

Описывает две практики социальной ответственности: признание организацией своей социальной ответственности, а также идентификацию организацией своих заинтересованных сторон и взаимодействие с ними. В разделе представлены рекомендации по взаимосвязям между организацией, ее заинтересованными сторонами и обществом, признанию основных тем и проблем социальной ответственности и сфере влияния организации

Руководство по основным темам социальной ответственности

Дает разъяснения по основным темам и связанным с ними проблемам, относящимся к социальной ответственности (см. таблицу 2). Для каждой основной темы представлена информация об области применения, отношении к социальной ответственности, связанных с ней принципах и факторах, а также связанных с ней действиях и ожиданиях

Руководство по сквозной интеграции социальной ответственности организации

Представляет руководство по введению социальной ответственности в практику организации. Сюда относятся рекомендации по: пониманию социальной ответственности организации, сквозной интеграции социальной ответственности в организации, обмену информацией относительно социальной ответственности, повышению доверия к организации в отношении социальной ответственности, анализу прогресса и повышению результативности, а также оценке добровольных инициатив в области социальной ответственности

Примеры добровольных инициатив и инструментов в области социальной ответственности

Представляет неполный перечень добровольных инициатив и инструментов, относящихся к социальной ответственности, касающихся аспектов одной или нескольких основных тем или сквозной интеграции социальной ответственности в деятельность организации

Библиография

Включает ссылки на авторитетные международные инструменты и стандарты ИСО

Настоящий стандарт не является непосредственным стандартом системы менеджмента, основывающейся на ГОСТ Р серии 14000. Он не предназначен и не подходит для целей сертификации, обязательного или контрактного применения. Любые предложения по сертификации или утверждения о возможности сертификации в соответствии с настоящим стандартом будут искажать его назначение и цель. Поскольку настоящий стандарт не содержит требований, любая подобная сертификация не будет являться свидетельством соответствия настоящему стандарту.

VI

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стратегическое развитие

НАДЛЕЖАЩАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ

Руководство по надлежащей практике в области экологического менеджмента

Strategic development. Good regulatory practice. Environmental management good practice guide

Дата введения — 2016—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает руководство по надлежащей практике в области экологического менеджмента с учетом положений ГОСТ Р ИСО 26000 по социальной ответственности организаций с достижением ресурсоэфективности хозяйственной деятельности на основе стратегического развития.

Стандарт распространяется на организации любых размеров и численности частного, государственного и общественного секторов экономики.

Настоящий стандарт не распространяется на организации, связанные с производством биологической или оборонной продукции, а также на организации, работающие с радиоактивными веществами и материалами.

Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены, для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения ГОСТ Р 14.09-2005 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента

ГОСТ Р 14.13-2007 Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14004-2007 Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования

ГОСТР ИСО 14015-2007 Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Словарь ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 54003-2010 Экологический менеджмент. Оценка прошлого, накопленного в местах дислокации организаций, экологического ущерба

ГОСТ Р 55103-2012 Ресурсосбережение. Эффективное управление ресурсами. Основные положения

Издание официальное

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 14050, ГОСТ ISO 9000, ГОСТ Р ИСО 26000, ГОСТ 30772 а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 _

подотчетность: Состояние ответственности за решения и деятельность перед руководящими органами предприятия, органами власти и в более широком смысле — перед всеми заинтересованными сторонами.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.1]_

3.2 _

должная предусмотрительность: Всеобъемлющий активный процесс выявления фактического и потенциального негативного социального, экологического и экономического влияния деятельности организации в рамках всего жизненного цикла проекта, чтобы избежать или смягчить негативное

воздействие.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.4]_

3.3 _

окружающая среда: Окружение, в котором организация функционирует, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие.

Примечание — В данном контексте понятие «окружение» распространяется на среду в пределах глобальной системы в целом и организации в частности.

[ГОСТ Р 14050-2009, статья 3.1]_

3.4    экобезопасное развитие объекта: Изменение количественных или качественных характеристик этого объекта, которое не несет угрозы ухудшения состояния окружающей или природной среды и человека в этой среде.

3.5    экологический аспект: Элемент деятельности организации, ее продукция или услуги, которые могут взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание — Важным является тот экологический аспект, который оказывает или может оказать существенное (значительное) воздействие на окружающую среду.

3.6 _

экологический аудит: Систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в ходе этого процесса.

[ГОСТ Р ИСО 1410-1998, статья 2.9]_

3.7    экологическая безопасность (объекта и/или субъекта): Сохранение и результат обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства и окружающей среды от негативных воздействий антропогенного и природного характера [48].

ГОСТ Р 56260-2014

Примечания

1    Вероятный результат обеспечения защиты биосферы, антропосферы от техногенных воздействий и естественных катастроф.

2    процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

3    Отсутствие недопустимого риска для окружающей среды [48].

4    Реализуемые на практике виды экобезопасности — это «абсолютная безопасность» и «приемлемый риск» [49].

5    В экологическом праве: состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни природную среду.

3.8 _

воздействие организации; воздействие: Позитивное или негативное изменение общества, экономики или окружающей среды, полностью или частично, являющееся результатом прошлых и текущих решений и деятельности организации.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.9]_

3.9 _

инициатива в области социальной ответственности; инициатива: Программа или деятельность, непосредственно посвященная достижению определенной цели, относящейся к социальной ответственности.

Примечание — Инициативы в области социальной ответственности могут разрабатываться, поддерживаться или управляться организацией любого типа.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.10]_

3.10 _

международные нормы поведения: Ожидания относительно социально ответственного поведения организации, основанные на традиционном международном праве, общепринятых принципах международного права или межправительственных соглашениях, которые признаются повсеместно или почти повсеместно.

Примечание 1 — Межправительственные соглашения включают договоры и конвенции.

Примечание 2 — Хотя традиционное международное право, общепринятые принципы международного права и межправительственные соглашения направлены в первую очередь на государства, они выражают цели и принципы, к которым все организации могут стремиться.

Примечание 3 — Международные нормы поведения эволюционируют с течением времени.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.11]_

3.11    продукция: Вещество или предмет, являющиеся результатом труда, хозяйственной деятельности и предназначенные в качестве товара для продажи.

Примечание — Результат деятельности или процессов.

3.12 _

услуга: Действие организации для удовлетворения спроса или потребности.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.16]_

3.13 _

социальная ответственность: Ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

–    содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

–    учитывает ожидания заинтересованных сторон;

–    соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; -интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях.

Примечания

1    Деятельность включает продукцию, услуги и процессы.

2    Взаимоотношения относятся к деятельности организации в рамках сферы ее влияния.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.18]

3

3.14 _

сфера влияния: Диапазон/зона политических, контрактных, экономических или иных взаимоотношений, в рамках которых организация имеет возможность влиять на решения или деятельность частных лиц или организаций.

Примечание — Способность оказывать влияние не подразумевает ответственность за осуществления влияния.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.19]_

3.15 _

заинтересованная сторона: Лицо или группа, заинтересованные в каких-либо решениях или

деятельности организации.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.20]_

3.16 _

взаимодействие с заинтересованными сторонами: Действия, предпринимаемые для того, чтобы создать возможность для диалога между организацией и одной или более заинтересованными сторонами с целью предоставления информационной основы для выработки консенсуса.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.21]_

3.17 _

цепочка поставок: Последовательность действий или сторон, предоставляющая продукты или услуги организации.

Примечание — В некоторых случаях термин «цепочка поставок» понимается так же, как «цепочка создания (добавленной) стоимости». Однако для целей данного стандарта термин «цепочка поставок» используется в соответствии с приведенным выше определением.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.22]_

3.18 _

устойчивое развитие: Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не

ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Примечание — Устойчивое развитие относится к объединению целей высокого качества жизни, здоровья и благополучия с социальной справедливостью и поддержанием способности Земли поддерживать жизнь во всем ее разнообразии. Эти социальные, экономические и экологические цели являются взаимозависимыми и взаимоподдерживающимися. Устойчивое развитие может рассматриваться как способ выражения широких ожиданий общества как целого.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.23]_

Примечание — Устойчивое развитие возможно только при одновременном использовании организацией в процессах хозяйственной деятельности стратегий обеспечения качества, экологичности, безопасности труда и ресурсоэффективности с учетом внедрения принципов и положений ГОСТ Р ИСО 26000, ГОСТ Р ИСО 9004.

3.19 _

прозрачность: Открытость в отношении решений и деятельности, влияющих на общество, экономику и окружающую среду, а также готовность обмениваться информацией о них ясно, точно, своевременно, честно и наиболее полно.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.24]_

3.20 _

цепочка создания добавленной ценности: Вся последовательность действий сторон, которые

предоставляют или получают стоимость в форме продуктов или услуг.

Примечание 1 — Стороны, которые предоставляют стоимость, включают поставщиков, трудящихся, действующих в рамках аутсорсинга, подрядчиков и др.

Примечание 2 — Стороны, которые получают стоимость, включают клиентов, потребителей, заказчиков, членов и других пользователей.

[ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.251_

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

     4.1 Экологические принципы

     4.2 Экологические факторы

     4.3 Устойчивое развитие: концептуально-прагматический подход

5 Окружающая среда и стратегии экологической безопасности

     5.1 Окружающая среда и организации

     5.2 Энвайронментализм (социальная экология)

     5.3 Экологические проблемы и стратегии их устранения

     5.4 Актуальные стратегии хозяйственного развития

     5.5 Измерение человеческого потенциала

6 Политика обращения с ресурсами с точки зрения экологии

     6.1 Классификация режимов собственности ресурсов

     6.2 Управление ресурсами с открытым доступом

     6.3 Экономический и экологический учет ресурсов

     6.4 Снижение плодородности почвы

     6.5 Рекомендации

7 Глобальные экономические особенности

     7.1 Экономический рост и тенденции развития

     7.2 Экономическое неравенство стран и регионов

     7.3 Экономическая устойчивость

     7.4 Глобальные общечеловеческие блага

     7.5 Экология и окружающая среда вне границ

     7.6 Проблемы обеспечения питьевой водой

     7.7 Глобальное изменение климата

     7.8 Экологические блага для всех

8 Эффективные экологические стратегии

     8.1 Взаимосвязь экономики и экологии

     8.2 Расширение рамок анализа

     8.3 Экономика экологических налогов

     8.4 Рекомендации

9 Эффективная интеграция: экономические и экологические стратегии

     9.1 Принцип дифференцированной ответственности

     9.2 Приоритеты при выполнении стратегических задач

     9.3 Законодательная и организационная инфраструктуры

     9.4 Рынки и рыночные инструменты

     9.5 Позитивные экологические меры

     9.6 Выводы и рекомендации

Приложение А (справочное) дополнительные термины и определения

Приложение Б (рекомендуемое) Кратко о стратегическом структурировании

Приложение В (рекомендуемое) Краткий обзор международных документов, связанных с определением интересов последующих поколений

Приложение Г (справочное) Программные положения о передаче экологически испытанных технологий

Приложение Д (справочное) Вклад негосударственных организаций в международные экологические договоры

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30
Николай Иванов

Эксперт по стандартизации и метрологии! Разрешительная и нормативная документация.

Оцените автора
Все-ГОСТЫ РУ
Добавить комментарий