ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР
56645.5—
2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ДИЗАИН-МЕНЕДЖМЕНТА Термины и определения
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2016
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4, при участии Открытого акционерного общества «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД»)
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2015 г. № 1577-ст
4 Настоящий стандарт идентичен стандарту Британии BS 7000-10:2008 «Design management systems — Part 10: Vocabulary of terms used in design management» (Системы дизайн-менеджмента. Часть 10. Термины и определения).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ, 2016
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ Р 56645.5-2015
3.81 анализ затрат и выгод (cost benefit analysis): (D) Определение взаимосвязи между издержками проведения деятельности и возникающими преимуществами, как начальными и повторяющимися.
Примечание — Крупные, реальные, измеримые прибыли иногда сопровождаются небольшими прибылями, которые трудно выделить, измерить и оценить.
3.82 структура распределения затрат (cost breakdown structure): (D) Детализация выявленных элементов расходов по различным категориям.
3.83 экономическая эффективность (cost effectiveness): (G) Отношение полученных ценностей к стоимости затраченных ресурсов.
Примечание —Данное понятие относительно, поскольку определяет различные варианты, например то, что наиболее эффективный вариант будет обладать либо минимальными затратами при данной прибыли, либо максимальной прибылью при заданных затратах.
3.84 ключевой фактор (critical driver): (S) Основной фактор, определяющий прогресс проекта.
3.85 критический путь (critical path): (G) Последовательность действий в рабочей среде проекта, определяющая минимальную продолжительность проекта.
Примечание — Любая задержка на критическом пути приводит к задержке всего проекта.
3.86 анализ критического пути; CPA (critical path analysis): (G) Метод, используемый для определения минимального времени для завершения проекта, путем отображения кратчайшего непрерывного пути через множество последовательных мероприятий в рамках проекта.
3.87 клиент (customer): (S) Организация или лицо, получающее продукт или услугу.
Примечания
1 Иногда называется потребителем, конечным пользователем, дистрибьютором, получателем, покупателем или второй стороной сделки.
2 Клиентом может быть и подразделение организации.
3.88 клиентская схема покупки (customer buying systems): (S) схема, подразумевающая следующую последовательность: первый раз услышать о продукте или его увидеть, принять решение о покупке, исследовать и сравнить, купить продукт.
3.89 маркетинг, основанный на опыте клиента (customer experience marketing): (S) Стратегическое управление всем объемом клиентского опыта взаимодействия с продуктом или организацией.
3.90 маршрут клиента (customer journey): (D) Последовательность событий, отображающая опыт взаимодействия клиента или пользователя с продуктом.
Примечание — Обычно включает в себя события, происходившие до и после непосредственного взаимодействия с продуктом, и зачастую наглядно представляется в виде раскадровки.
3.91 маркетинг, основанный на взаимоотношениях с клиентом (customerrelationship marketing): (S) Лучшая практика выявления, привлечения и удержания лучших клиентов для получения прибыльного роста.
Примечание — Известен как управление взаимоотношениями с клиентом.
3.92 удовлетворенность клиента (customer satisfaction): (S) Восприятие клиента степени выполнения его требований.
Примечание — Претензии клиента являются показателем низкого уровня удовлетворения его запросов, однако их отсутствие необязательно предполагает их полное удовлетворение.
3.93 программа работы службы с клиентамифиэ^тег service blueprint): (М) Метод изучения основных качественных элементов сервиса на основе опыта клиентов или пользователей.
3.94 «добыча» данных (data mining): (С) Отбор, изучение и моделирование больших объемов данных, раскрывающих ранее неизвестные закономерности(паттерны) и идеи.
3.95 дата принятия (date of acceptance): (Мп) Время, когда все заинтересованные стороны согласны, что техническая спецификация продукта завершена и производство может начаться.
Примечание — Может выражаться при помощи других терминов, таких как «дата выпуска» или «дата регистрации чертежей».
3.96 дельфийский совет (Delphi panel): (М) Группа экспертов, отвечающих на вопросы о будущем и оценивающих уровень своей уверенности в прогнозах.
7
3.97 стадия вывода из эксплуатации (demanufacture): (D) Разборка и повторное использование продукта с переработкой или утилизацией его отдельных частей.
3.98 демография (demographics): (М) Исследование целевых аудиторий среди населения, с целью получения представления о характеристиках различных сегментов потребителей.
Примечания
1 На классификацию населения могут повлиятьтакие факторы, как численность, расселенность, местоположение, возраст, уровень дееспособности и т. д.
2 Типы потребителей, как предполагается, классифицируются по своему положению, стремлениям и потребительским привычкам.
3.99 описательная (наглядная) спецификация (descriptive specification): (S) Заявление атрибутов продукта, которое позволяет потенциальным пользователям установить пригодность продукта для применения.
3.100 дизайн (design): (О)
(существительное) <разработка> Набор указаний (требования, чертежи, графики, и т. д.), необходимый для создания продукта.
3.101 дизайн (design): (О)
(существительное) сконечный результат> Сам продукт, дизайн конечного продукта;
(глагол) Производство информации, посредством которой дизайн реализуется в продукт.
3.102 вспомогательная модель (aid model): (С) Модель нового продукта, его дизайна, или модель их части, содержащая информацию о предполагаемых особенностях дизайна (продукта), например, визуальных, его воздействия на окружающую среду, производительность (эффективность).
Примечание — См. также макет.
3.103 дизайн-анализ (design analysis): (D) Детальное исследование возможных последствий того или иного дизайна.
3.104 оценка дизайна (design appraisal): (I) Систематическая проверка результатов дизайн-процессов (в основном, по завершении этапов) на соответствие заявленным и согласованным требованиям и с целью определения степени выполнения первоначально поставленных целей.
Примечания
1 Данный термин, как правило, связан с определенным видом деятельности, например, оценка системы, оценка проекта. Результаты обычно представлены в мерах времени, стоимости и достижений.
2 Оценка, как правило, происходит на завершающем этапе деятельности, но прогресс можно оценивать посредством осуществления промежуточной или этапной оценки, особенно в тех случаях, когда по итогам выполнения промежуточных этапов запланированы определенные результаты.
3.105 атрибуты дизайна (design attributes): (S) Особенности и характеристики дизайна.
3.106 аудит дизайна (design audit): (G) Систематическая оценка результата деятельности на соответствие заявленным ранее целям.
Примечания
1 Обычно аудит связан с конкретной задачей, например оценкой системы или проекта. Результаты оценки обычно выражаются в единицах времени, затрат и достижений.
2 Как правило, аудит проводится в конце выполнения работ, хотя работа может сопровождаться выполнением промежуточных или этапных оценок, в частности, если были запланированы промежуточные этапные достижения.
3 Внутренние аудиты, иногда называемые «аудитом первой стороны», проводятся самой организацией или от ее имени с целью проверки системы управления и для решения других внутренних задач. Аудит может стать основой для самостоятельного провозглашения организацией соответствия требованиям. Во многих случаях, особенно в малых организациях, независимость может проявляться в свободе от ответственности за проверяемую работу.
4 Внешние аудиты включают в себя аудиты второй и третьей стороны. Аудиты второй стороны проводятся сторонами, имеющими свои интересы в данной организации, например потребителями, или другими лицами, действующими в их интересах. Аудиты третьей стороны проводятся внешними независимыми аудиторскими организациями, например теми, которые обеспечивают регистрацию или сертификацию соответствия продукции BS ISO 9001 или BS EN ISO 14001.
5 Информация, полученная в результате дизайн-аудита, может служить исходными данными для соответствующего обзора дизайна. См. также «аудит дизайн-менеджмента» и «аудит технологии дизайна».
8
ГОСТ Р 56645.5-2015
3.107 осознание дизайна (design awareness): [G (D)] Степень осознания ценности дизайна и его роли в достижении целей организации.
3.108 техническое задание на дизайн (design brief): (S) Документация, которая информирует о главной цели, контексте и требованиях к выполнению проектных работ.
Примечания
1 С этой документацией могут быть связаны рекомендации по стилю, категориям, показателям, внешнему виду, состояниям (включая соображения по охране здоровья и безопасности), характеристикам, упаковке, соответствию требованиям, надежности и техническому обслуживанию.
2 Техническое задание зачастую является результатом анализа реализуемости и дает основу для формирования проекта.
3 За исключением строительной отрасли техническое задание включает в себя время и затраты, необходимые для выполнения проекта. Кроме того, в него включены цели по затратам и инвестициям в продукт.
4 См. также спецификация испытаний и целевая спецификация.
3.109 изменение дизайна (design change): (S) Изменения в спецификации продукта, приводящие к изменению конструкции, но не к появлению нового продукта.
Примечания
1 Подобные изменения могут включать в себя, например, введение резьбы другой формы в конкретное изделие или изменение допусков на обрабатываемую деталь.
2 См. также управление изменениями дизайна.
3.110 управление изменениями дизайна (design change control): (S) Система обеспечения того, что изменения дизайна определены, записаны, оценены, обсуждены и приняты.
Примечания
1 Целью является получение следующих гарантий:
a) изменение не будет наносить ущерб основному назначению продукции, в результате чего продукт сохранит соответствие исходному заданию на проектирование;
b) данное изменение реализуемо;
c) изменение совместимо с взаимодействующими деталями или системами;
d) перед изменением материал был изменен или отсортирован для определенного применения, переработки или утилизации;
e) элемент может быть идентифицирован и отслежен.
2 См. также изменение дизайна.
3.111 совещания по дизайну (design clinic): (М) Периодическая встреча, как правило, между: сотрудниками (специалистами по требованиям), руководителями, отвечающими на корпоративном уровне за дизайн, соответствующими специалистами по дизайну, (сотрудник организации или приглашенный специалист), для проверки исходного дизайна и исследований рынка на предлагаемые проектные решения.
Примечания
1 Цель подобных встреч заключается в том, чтобы дать возможность их участникам:
a) обращаться за рекомендациями по таким вопросам, как составление технического задания на проектирование и разработку рабочих программ, отбор специалистов по проектированию и распределение бюджетных ассигнований;
b) обсуждать возможные стратегии проектирования, а также формировать концепции;
c) информировать о ходе разработки решений;
d) анализировать отдельные аспекты работ, выполненных за определенный промежуток времени.
2 При участии во встрече широкого круга лиц ведется обсуждение одного или нескольких конкурирующих проектных предложений, при этом название компании, проводящей встречу, не разглашается.
3 Внутренний семинар проводится тогда, когда различные проектные требования и концептуальные решения проблемы объединяются для их анализа и выработки рекомендаций. На этот семинар могут приглашаться консультанты из сторонних организаций.
3.112 концепция дизайна (design concept see concept): См. концепция.
3.113 управление дизайном (design control): Компонент системы качества, гарантирующий целостность и согласованность дизайна на протяжении его жизненного цикла.
9
3.114 оценка дизайна (design evaluation): Оценка конфигурации, соответствия, эффективности и результативности, как правило, по согласованной спецификации.
3.115 проектное исключение (design exclusion): (О) Невозможность полноценного эффективного использования продукции, услуги или устройства (средства), в следствие того, что в процессе проектирования не были учтены потребности людей с моторными, сенсорными и когнитивными нарушениями.
3.116 средства дизайна (design facility): (О) Ресурсы, оборудование, процедуры, менеджмент, инфраструктура, расположение, предоставляющие возможность предприятия проектных работ.
3.117 экологический дизайн (design for the environment): [О (D)] Общий принцип проектирования продуктов с минимальным воздействием на окружающую среду.
Примечания
1 Стратегии экологического дизайна включают изготовление более энергоэффективной, более простой в переработке, разборке или ремонте продукции, или использование менее токсичных, более легко воспроизводимых и повторно используемых материалов.
2 Иногда используются термины «эко-дизайн» или «зеленый дизайн».
3.118 дизайн-«заморозка» (design freeze): (D) Начало каждого этапа дизайн-процесса, в ходе которого изменения в чертежах и других данных о конфигурации подвергаются какой-либо форме контроля.
Примечание — Уровни контроля не такие жесткие, как при конфигурационном контроле.
3.119 хранитель дизайна (design guardian): (G) Лицо или группа, ответственная за эффективное использование дизайна внутри организации.
Примечания
1 Обычно хранитель осуществляет контроль и способствует эффективному использованию дизайна, а также поддержанию согласованности между видением организации и корпоративными рекомендациями по проектированию.
2 Иногда его называют «куратором проекта».
3.120 целостность дизайна (design integrity): (О)
<характеристики> Свойство дизайна сохранять свои основные характеристики: концептуальные, визуальное и структурное единство, от создания до реализации и использования, без лишних или неуместных компромиссов.
3.121 интегрированность дизайна (design integrity): (О)
<продукция> Свойство дизайна, основанное на использовании проверенных процессов и подтвержденном полном соответствии (пригодности).
3.122 руководитель дизайна (design leader): (G)
<организация> Тренд-сеттер, определяющий тенденции в стиле или подходе к дизайну, признанный лидер в области методик проектирования и их выполнения;
<лицо> Человек, который берет на себя инициативу в дизайн-деятельности или признается ключевым авторитетом, который использует компетенции дизайна и инфраструктуру, чтобы задействовать весь потенциал дизайна в деятельности организации.
3.123 дизайн-менеджмент (design management): (G) Совокупность дизайн-деятельностей, их администрирование и интегрирование в деятельность организации.
3.124 аудит дизайн-менеджмента (design management audit): (G) Детальная экспертиза дизайн-деятельностей и практик дизайн-менеджмента на корпоративном и проектных уровнях.
Примечания
1 Данный аудит обычно проводится для облегчения определения:
a) вклада средств проектирования в корпоративные показатели и рентабельность организации;
b) пригодности и эффективности задач и методик для выполнения корпоративных проектных требований;
c) соответствия корпоративной политике, стандартам и рекомендациям.
2 Данный аудит может включать все операции, средства и конечные результаты, а также все основные категории дизайна.
3 См. также аудит дизайна и аудит технологии проектирования.
3.125 дизайн-метод (design method): (С) Способ улучшения, увеличения количества концепций или сокращение времени на их разработку.
ю
ГОСТ Р 56645.5-2015
3.126 дизайн-модель (design model): (G) Представление ожидаемых результатов дизайна.
Примечания
1 Моделью может быть и блок-схема.
2 Может принимать большое число форм, например, физическую, математическую, формируемую компьютером или графическую.
3 См. модель.
3.127 философия дизайна (design philosophy): Артикуляция позиции организации по отношению к дизайну и его вкладу в корпоративную деятельность.
Примечание — Эквивалент деловой миссии, отражающей основные убеждения, ценности и перспективы, а также накопленные знания организации в отношении дизайна.
3.128 политика дизайна (design policy): (G) Основные правила касательно дизайн-дисциплины внутри организации.
Примечание — Политика может способствовать управлению корпоративным поведением при обстоятельствах, которые могут повторяться, но не может использоваться в качестве руководства для каждого непредвиденного обстоятельства.
3.129 дизайн-процесс (design process): (G) Действия, необходимые для конвертации дизайн-входа в дизайн-выход, включая специальные последовательности событий, действий или методов или набор процедур.
Примечание — Как правило, этапы проекта отражаются в хронологическом порядке, однако на практике процесс проектирования бывает крайне итеративным.
3.130 дизайн-программа (design programme): (G) Конкретные действия и инвестиции должны быть предприняты в определенный период, разбитый на этапы, с указанием привлекаемых ресурсов и привязкой к временной шкале.
3.131 дизайн-проектное предложение (design project proposal): (S) Референтный документ, устанавливающий основу для инициации проекта.
Примечание — Предложения позволяют установить:
a) коммерческое задание на проектирование;
b) техническое задание на проектирование;
c) программу проектирования с указанием этапов и сроков их выполнения;
d) лиц, которые будут привлекаться к проекту, и меры ответственности, которые будут закрепляться за различными аспектами работы;
e) выделение финансовых и других видов ресурсов.
3.132 обзор дизайна (design review): (G) Формальная, документируемая, всесторонняя, систематическая и периодическая проверка дизайна, на всех ключевых стадиях дизайн-процесса на соответствие требований дизайн-спецификаций.
Примечания
1 Обзор может проходить в форме совещаний специалистов, в наибольшей степени связанных с соответствующими проекту областями знаний (маркетингом, проектированием, финансированием, производством, продажами, упаковкой и т. п.), и в идеальном случае — под руководством специалиста, напрямую не связанного с разрабатываемым проектом.
2 Обзор предназначен для оценки возможности выполнения требований к качеству продукции и ее соответствия своему назначению, идентификации проблем (при их появлении) и составления предложений относительно проработки принятых решений.
3 Обзор может проводиться неоднократно по ходу разработки проекта. Его основными задачами являются:
a) обеспечение соответствия дизайна техническому заданию на проектирование;
b) изменение технического задания на проектирование (при необходимости);
c) идентификация проблем (при их возникновении) и составление предложений относительно разработки принятых решений;
d) принятие решений по переходу к следующему этапу проектирования, переработке или даже полному прекращению проекта.
4 Данный обзор может проводиться на любом этапе процесса проектирования и обязательно по его завершении.
11
3.133 права на дизайн (design right): (О) Права собственности, предоставляемые законом.
Примечания
1 Применяется с некоторыми исключениями к оригинальным вариантам дизайна трёхмерных (как правило) артефактов.
2 См. Закон о защите авторских и патентных прав, прав в области конструкторских разработок от 1988 г. [2].
3.134 дизайн-спецификация (design specification): (S) Референтный документ, определяющий требования к дизайну и его ограничения.
Примечание —Данный термин отличается от термина «техническое задание на дизайн» тем, что он содержит точно определенные требования к дизайну, тогда как второй термин помимо прочего содержит требования к проекту, например, временные рамки, и потому менее директивен.
3.135 дизайн-стандарт (design standard): (G) Общепринятый критерий, набор принципов, установленный уровень качества и достижений, ориентир для достижения приемлемого результата.
3.136 дизайн-стратегия (design strategy): (G) Формализованный путь достижения бизнес и дизайн-задач, с указанием необходимых ресурсов.
Примечание — Дизайн-стратегия может касаться определенных категорий дизайна, типов проектов, подразделениями организации и/или использования ресурсов.
3.137 группа дизайнеров (design team): (G) Формализованная группа лиц выполняющая конкретную работу по дизайну.
3.138 технологический аудит дизайна(без1дп technology audit): (G) Анализ всех аспектов технологий, относящихся к дизайну, в частности, оборудования, программного обеспечения, стандартов и процедур.
Примечание — См. также дизайн-аудит и аудит дизайн-менеджмента.
3.139 дизайн-мышление (design thinking): [О (D)] Тип процесса или подхода, прежде всего, сконцентрированный на четырех аспектах: ориентация на клиента и близость к нему, экспериментирование, прототипирование и эмоциональная вовлеченность.
3.140 детальный дизайн (detail design): (DD) Этап процесса проектирования, в течение которого для всех частей продукта устанавливают точную форму, размеры и допуски, выбирают и утверждают материалы, устанавливают способ производства.
Примечания
1 Конечный результат данного этапа содержит информацию, которая определяет и может использоваться в производстве продукта или его части.
2 Конечный результат данного этапа может быть представлен в виде подробных чертежей, моделей, отчетов и цифровой информации.
3.141 спецификация на утилизацию (disposal specification): [D (S)] Документация с подробным описанием методов, мер предосторожности при утилизации продукта, выводе его из эксплуатации.
Примечание — Наиболее важные элементы, указанные в этой документации, обычно изображаются на продуктах в виде предупреждающих надписей.
3.142 прорывная инновация (disruptive innovation): Инновации со значительным неблагоприятным воздействием внутри и/или вне организации, которое не может быть изменено или контролируемо в краткосрочной перспективе.
Примечание — Эта инновация часто присуща организациям, использующим низкозатратные технологии, методы и процедуры такими способами, которые часто не ограничиваются стандартными представлениями и перспективами выхода на новые рынки/сферы и вытеснения признанных игроков.
3.143 прорывная технология (disruptive technology): (О) Технология значительно меняющая статус-кво продукта.
3.144 динамичный дизайн (dynamic design): (С) Дизайн, где изменения являются частыми, быстрыми и инновационными.
3.145 ранние последователи (early adopters): (S) Лица, следующие в авангарде пользователей и/ или покупателей нового подхода, технологии или продукта.
ГОСТ Р 56645.5-2015
Примечание — Также применяется к организациям, хотя в этом случае обычно используется термин «имитаторы первопроходцев».
3.146 анализ сметной стоимости выполненных работ (earned value analysis): сравнительный стоимостной анализ определения денежной стоимости выполненных работ на любом этапе дизайн-процесса с помощью сравнения целевых показателей с фактическими и плановыми затратами по проекту.
Примечание — Также используется термин «бюджетная стоимость выполненных работ» (BCWP).
3.147 эко-дизайн (eco-design): [О (D)]
Примечание — См. также экологический дизайн.
3.148 эффективность (efficiency): (Мп) Соотношения между результатами и используемыми ресурсами.
3.149 элемент (element): (S) Область, учитываемая при составлении дизайн спецификации.
3.150 реализация дизайна (embodiment design): (D) Дизайн-процесс, структурированная разработка предпочтительной концепции, демонстрирующий все основные функции продукта с четко установленными физическими процессами.
3.151 эмпатический дизайн (empathetic design): Ориентированный на пользователя дизайн, где идеи для изменений и инноваций возникают из тщательного наблюдения, как целевые клиенты используют имеющиеся в настоящее время продукты в реальных жизненных ситуациях.
Примечание — Результаты этнографических исследований могут служить в качестве основных исходных данных для подобного дизайна.
3.152 выработка концепции (envisioning): Способность формулировать будущее состояние.
3.153 эргономика (ergonomics): (D)
<использование> Простота использования продукта;
<среда> Интерфейс между человеком и окружающей средой.
Примечание — Также используется термин «инжиниринг человеческого фактора».
3.154 оценка (evaluation): (I) Систематическая проверка результатов деятельности для определения степени выполнения конкретных целей.
Примечания
1 Обычно оценка касается определенного вида деятельности, например оценка системы, оценка проекта и оценка дизайна. Результаты обычно выражаются в единицах времени, затрат и полученных результатов.
2 Как правило, оценка осуществляется в конце работ, однако их ход может поддерживаться выполнением промежуточных или этапных оценок, в частности, если были запланированы промежуточные этапные достижения.
3.155 подтверждение (evidencing): (I) создание точек соприкосновения с продуктом, характеризующих те или иные аспекты опыта его применения.
Примечание — Также используется термин «подтверждение услуги».
3.156 эволюционный дизайн (evolutionary design): (С) Постоянное совершенствование продукции для удовлетворения меняющихся потребностей рынка, и/или под влиянием достижений в области науки и техники, направлен на поддержание или расширение существующих рынков.
Примечание — Также используется термин «поэтапный дизайн».
3.157 метрика опыта (experience metrics): (М) Измерение производительности сервиса вопреки человеческим ценностям.
3.158 опытный прототип (experience prototype): (D) Динамическое представление будущего продукта для проверки и оценки, включающее в себя симуляцию ожидаемого опыта поставщиков и пользователей.
Примечания
1 Может включать несколько точек соприкосновения.
2 Опытные прототипы используются для оперативного моделирования, выполняемого с участием потребителей, экспертов и клиентов с целью разработки и совершенствования услуги.
3.159 компетентность (expertise): Накопление знаний, навыков и опыта, относящиеся к конкретной теме или области.
13
3.160 отказоустойчивость (fail safe): (G) Разработка элемента или системы таким образом, что в случае ошибки, элемент/система всегда будут возвращены в безопасное состояние.
3.161 отказозащищенность (fail safeing): (Мл) Разработка простых в использовании устройств с характеристиками, защищающими пользователя от ошибок, которые могут привести к отказу.
Примечание — В Японии данные средства называются Рока Yoke (защита от ошибок).
3.162 анализ характера и последствий отказов (failure mode and effect analysis) (FMEA): (D) метод выявления особенностей продукта, имеющих решающее значение для определения последствий отказа.
3.163 анализ режима и следствий отказа; FMECA (failure mode and effect and criticality analysis): (D) Метод выявления особенностей продукта, которые имеют решающее значение для определения последствий отказа.
3.164 следование критическим путем (fast-tracking): (G) Концентрация внимания и ресурсов на конкретном аспекте проекта для сокращения времени завершения.
Примечание — Обычно достигается путем наложения фаз или деятельностей проекта, которые первоначально планировалось сделать последовательно.
3.165 технико-экономическое o6ocHOBaHne(feasibility study): (С) Экспертиза возможностей дизайн концепции/предложения реально соответствовать установленным требованиям.
3.166 готовая модель (finished model): (D) Модель, полностью идентичная готовому продукту.
Примечания
1 Обычно производится для завершения и доводки деталей внешнего вида, проверки реакции потребителей, испытаний и подготовки рекламных материалов.
2 Это не может быть рабочая модель.
3.167 прогнозирование (foresight): [G (D)] Процесс предсказания, какие новые технологии будут иметь наибольшее влияние через несколько лет в будущем.
3.168 формирующее исследование (formative research): [M(D>] Исследования в рамках итеративного процесса разработки: пилот, тест-драйв или иные виды обратной связи с потребителем.
3.169 функциональная спецификация (functional specification): (S) Референтный документ, подробно описывающий характеристики продукта и его предполагаемые свойства.
Примечание — Рекомендуется, насколько это возможно, составлять функциональную спецификацию с количественными показателями.
3.170 сканирование будущего (futures scanning): (М) Исследование трендов в качестве триггеров для разработки новых продуктов в долгосрочной перспективе.
3.171 диаграмма Ганта (Gantt chart): (G) Тип гистограммы показывает планируемую деятельность относительно времени и их отношения друг к другу.
Примечание — Хотя диаграмма Ганта — особый тип гистограммы, она часто используется как общий термин для гистограммы.
3.172 общая схема (general arrangement): Как правило, рисунок, который показывает основные компоненты дизайна.
Примечание — Также известна как «дизайн-макет».
3.173 документ, включающий общие правила (general rule document): (S) Спецификация используется в качестве ссылки во многих приложениях.
3.174 спецификация на геометрию (geometrical product specification): (S) Система определения формы (геометрии), размеров и характеристик поверхности обрабатываемой детали.
3.175 эвристическая процедура (heuristic procedure): (D) Процедура, которая включает некоторую степень экспериментов, каждый последующий успешный этап, устраняет погрешности предыдущего этапа.
3.176 антропоцентричный дизайн (human-centred design): [D (DD)] Подход, который фокусируется на потребностях, возможностях, тенденциях и ограничениях предполагаемых пользователей.
Примечание — Смотрите также клиент-ориентированный дизайн.
14
ГОСТ Р 56645.5-2015
3.177 анализ по типу «если бы» («If only» analysis): Описание того, что можно было бы выполнить или что было бы выполнено при наличии определенных материалов, процессов или технологий или при определенном стечении обстоятельств.
Примечания
1 «Предложения «если бы» являются важнейшими активаторами или путем к выработке новой концепции развития.
2 Отличается от анализа «что если» тем, что отправной точкой служит заданное целевое будущее, а не настоящее состояние. См. 3.41.
3.178 нарушения (impairment): (О) Снижение функциональных возможностей человека, его способности выполнять действия или решать задачи.
Примечания
1 Для этого снижения есть много причин, включая, но не ограничиваясь: конкретные медицинские показания, травмы (несчастные случаи), процесс старения или факторы внешней среды (ношение защитной одежды, тряска на борту поезда).
2 Санитарные условия, старение и травматические события являются причинами ограничения физических возможностей. Приведет ли это к росту нетрудоспособности — определяется социальными и экологическими факторами и, что немаловажно, дизайном сред, продуктов, систем и услуг.
3.179 инцидент (incident): (I) Любое событие, которое не является частью стандартной работы сервиса и оказывает негативное влияние на его производительность.
3.180 инклюзивный дизайн (inclusive design): (G) Дизайн основных продуктов и/или сервисов — доступный и удобный в использовании для людей с самым широким диапазоном возможностей и ограничений без использования специальных приспособлений.
3.181 поэтапный дизайн (incremental design): [D (DD)] Улучшение дизайна продукции, не предполагающее разработку новой концепции.
Примечание — Большинство расширений продуктовых линеек попадают в эту категорию.
3.182 поэтапные инновации (incremental innovation): Изменение, включающее одно или более небольших нововведений, которые являются предсказуемыми экстраполяциями от настоящего состояния.
3.183 промышленный дизайн (industrial design): (D) Дизайн, который фокусируется на функции, ценности, внешнем виде и способах производства и использования продукта.
Примечание — Этот термин обычно используют специалисты, окончившие учебные заведения по дизайну.
3.184 начальное техническое задание (initial brief): (S) Предварительное изложение требований клиента.
3.185 инновация (innovation): (G)
<идея> Успешная эксплуатации новых идей;
Примечание — Определение, широко поддерживаемое Министерством по вопросам бизнеса, предпринимательства и регулятивной реформы Великобритании.
<процесс> Внедрение изменений, которые значительно влияют на способ производства;
<продукт> Преобразование идеи в новаторские продукты, операционный процесс или новый сервис.
Примечание — Включают все научные, технологические, коммерческие и финансовые шаги, необходимые для успешной разработки и сбыта новых видов продукции, коммерческого применения новых или усовершенствованных процессов и оборудования.
<методы, материалы> Применение методов проектирования или конструирования или материалов, не имеющих хорошо зарекомендовавшей себя статистики эффективности или не входящих в текущую сферу деятельности организации.
Примечание — Применяется, главным образом, в строительной промышленности.
3.186 задание на разработку инновации (innovation brief):Документ, описывающий цели, процесс разработки и необходимые характеристики (включая производительность) продукта, услуги или процесса, в частности, их основные отличия от текущей линейки продуктов.
15
3.187 куратор инноваций (innovation champion): (G) Человек, отвечающий за продвижение инноваций, стратегических мышления и планирования.
Примечание — Данные лица принимают участие или оказывают необходимое воздействие на формирующем этапе процесса, а также при принятии окончательного решения. Тем не менее, они необязательно несут ответственность за все аспекты работы.
3.188 инновационный климат (innovation climate): [G (D)] Условия в рамках организации, способствующие или препятствующие инновациям.
Примечание — Ключевые факторы — это четкость и глубина стратегии и видения, лидерский стиль, культура компании и эффективная рабочая среда.
3.189 инновационный MapuipyT(innovation highway): (G) Допустимое направление долгосрочного планирования продуктов, процессов и сервисов.
3.190 руководитель инновационной деятельности (innovation leader):
<деятельность> Человек, взявший на себя инициативу в инновационной деятельности;
<власть> Утвержденное, как основной орган, лицо, отвечающее за вопросы инноваций;
<движущая сила> Человек, который постоянно продвигает инновации и имеет признанный личный рекорд достижений через инновации;
<начало> Человек, который первым ввел отдельные инновации;
Примечание —Данное определение также можно использовать применительно к организациям.
<задавание тенденций> Человек, задающий тенденции на рынках и в промышленности, по общему признанию находящийся на передовой линии инновационной практики.
Примечание — Данное определение также можно использовать применительно к организациям.
3.191 система инновационного менеджмента (innovation management system): (G) Формальная инфраструктура, включающая цели, стратегии и процессы, организационные структуры и ценности, с помощью которых организация осуществляет управление инновациями.
3.192 инновационная философия (innovation philosophy): Общая позиция организации в вопросах инноваций и их вкладу в развитие и эффективность бизнеса.
Примечание — «Инновационный» эквивалент деловой миссии, четко формулирующий основную причину для внедрения инноваций внутри организации и закрепляющий их ценность.
3.193 инновационный канал [innovation pipeline (or funnel)]: Источник инновационных идей и возможностей, прошедших через систему отбора и утверждения/фильтрации для последующей эксплуатации.
Примечание — Нормальным состоянием считается постоянно пополняемый заполненный канал.
3.194 план инноваций (innovation plan): (G) Подраздел общего бизнес-плана или корпоративного плана, объединяющий все элементы, относящиеся к инновациям: входы, выходы, процессы, подразделения организации.
3.195 анализ инноваций (innovation review): Формальное, документированное, всестороннее и систематическое изучение инновационной деятельности, для оценки ее способности выполнять заявленные требования, выявление проблем (если таковые имеются) и предложения по их решению.
Примечания
1 Может быть в виде заседания, участие в котором принимают лица, непосредственно занимающиеся инновациями или подверженные воздействию разработанных инноваций; предпочтительно, чтобы председателем заседания выступал человек, непосредственно не связанный с проектом.
2 Может быть осуществлен несколько раз в процессе реализации инновационного проекта. Цели:
a) обеспечить соответствие инноваций проектному заданию;
b) изменить (через автора) задание на разработку инновации с целью урегулирования умеренных экономических или практических затруднений в случае их выявления.
3 Может быть осуществлен на любом этапе инновационного процесса. Обязателен к выполнению по завершении процесса.
3.196 спираль инноваций (innovation spiral): Процесс создания инноваций эффективнее своих предшественников.
16
ГОСТ P 56645.5—2015
Содержание
1 Область применения………………………………………………………..1
2 Структура словаря………………………………………………………….1
3 Словарь………………………………………………………………….1
Библиография……………………………………………………………..32
ГОСТ Р 56645.5-2015
Примечание — Необходимо выполнение следующих условий:
a) инновации используются в полной мере;
b) следующее поколение инноваций разрабатывается на основании более совершенной базы;
c) ресурсы не тратятся на повторение пройденного.
3.197 инновационная стратегия (innovation strategy): Формализованный путь достижения бизнес и инновационных целей, с указанием необходимых ресурсов.
3.198 инновационный альянс (innovative alliance): Официальное сотрудничество двух и более лиц и/или организаций с целью генерирования инновационных идей и/или использования возможностей, представившихся вследствие данного процесса.
3.199 интеллектуальная собственность (intellectual property): (G) Собирательный термин, охватывающий продукты интеллектуальной деятельности.
Примечание — Существуют две ветви интеллектуальной собственности:
a) промышленная собственность (включая изобретения, торговые знаки, промышленный дизайн и происхождение);
b) авторское право (распространяющееся на литературные, драматические, музыкальные, художественные и кинематографические произведения).
3.200 права на интеллектуальную собственность [intellectual property rights (IPR)]: (G) Права, как правило, предоставляемые законом, которые дают их владельцу исключительный контроль над воспроизводством охраняемого произведения и право разрешать или запрещать некоторые другие виды использования работы.
Примечания
1 Некоторые из этих прав (патенты, зарегистрированные образцы, торговые марки) требуют регистрации; другие (права на дизайн, авторские права и права на защиту от незаконного использования) возникают автоматически с момента создания продукта. В Великобритании данные права называются правами на собственность и отношение к ним соответствующее.
2 Законодательство, как правило, устанавливает объем прав, их продолжительность и первого обладателя. Другие вопросы, например передача и последующее обладание правами, являются предметом договорных соглашений (включая условия соглашения и контракты на применение). Кроме того, существует ряд дополнительных аспектов, например конфиденциальность информации, торговые секреты, ноу-хау, передача технологий, тесно связанных с областью интеллектуальной собственности, которые могут понадобиться при заключении соглашений, распространяющихся на права на интеллектуальную собственность.
3.201 дизайн взаимодействия (interaction design): (С) Способ проектирования, при котором клиент, пользователь или зритель активно вовлечен в продукт, услугу, в процессы их разработки и тестирования.
3.202 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа связанная с, или пострадавших от организации или ее деятельности.
3.203 интерфейс (interface): (О) Общая граница между двумя и более системами или сущностями, при которой наличествует информационный поток или осуществляется физический контакт.
Примечание — Системы могут отличаться друг от друга по своей природе (например, система «человек/ машина») или в плане основных задач (например, скорость поставки/качество).
3.204 внутренний потребитель (internal customer): (G) Лицо внутри организации на/с которой оно работает или зависит от результатов ее работы.
3.205 изобрести (invent): (С)
<глагол> Зачать, родить, разработать, открыть, смастерить или произвести новый продукт или устройство.
3.206 инверсия (inversion): Творческий подход, выворачивает идею наизнанку или переворачивает с ног на голову.
3.207 ИСО 9000 (ISO 9000): (G) Общее определение комплекса международных стандартов систем менеджмента качества, не актуализирован с 2000 года.
Примечание — Корректный термин указан в стандарте BS EN ISO 9000.
3.208 итерация (iteration): (G) Возврат на более раннюю стадию деятельности для обновления информации и подходов в свете новых знаний, опыта и изменившихся обстоятельств.
17
Введение
Настоящий стандарт идентичен стандарту BS 7000-10:2008 «Design management systems — Part 10: Vocabulary of terms used in design management» (Системы дизайн-менеджмента. Часть 10. Термины и определения).
Настоящий стандарт охватывает терминологию, используемую в рамках дизайн-менеджмента во всех секторах отрасли промышленности, торговли, сервиса и общественного сектора. Распространяется на следующие области: техника, сервисы, программное обеспечение, производство и проектирование, а также признает важность интеллектуальных и иных прав.
Настоящий стандарт направлен на повышение понимания терминов, используемых в дизайн-менеджменте, установления взаимопонимания между профессионалами дизайна. Как правило, в дизайн-деятельности принимают участие специалисты из разных дисциплин, а также дизайнеры, специализирующиеся в различных областях дизайна. Принятие единой терминологии, как и осведомленность о различных вариантах использования общих терминов, является важным аспектом обеспечения эффективной коммуникации и плавного прогресса работы.
Настоящий стандарт содержит все термины и определения, используемые в стандартах серии BS 7000, а также вводит термины, используемые в практике дизайна и менеджмента. Как таковой стандарт является полезным справочным материалом во всех обсуждаемых областях.
IV
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА Термины и определения
Design management systems. Terms and definitions
Дата введения — 2016—06—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает терминологию, используемую в дизайне и дизайн-менеджменте, и содержит словарь терминов, которые могут иметь определенное значение при использовании в различных областях промышленности и торговли. Он был подготовлен для оказания помощи тем, кто несет ответственность за дизайн и менеджмент. Словарь, приведенный в стандарте, также будет помогать тем, кто работает с дизайнерами, но не знаком с их терминологией.
Организациям, желающим принять настоящий стандарт, рекомендуется рассмотреть возможность принятия других стандартов серии.
В соответствии со стандартом BS EN ISO 9001 термин «продукт» используется в настоящем стандарте для обозначения продуктов, сервисов, средств, процессов, сред, интерфейсов и бизнес-моделей.
2 Структура словаря
2.1 Структура словаря соответствует структуре английского оригинала. Где необходимо, дается контекстный перевод.
Большинство исходных, английских терминов этого словаря сопровождаются символами, обозначающими стадии, на которых термин или слово, скорее всего, будет использоваться в дизайн-процессе:
М — маркетинг;
S — спецификации;
С — концепция;
DD — детальный дизайн;
Мп — производство;
SI — продажи;
I — воплощение;
D — утилизация;
G — общие термины;
О — другие полезные термины, связанные с новыми продуктами и услугами.
3 Словарь
3.1 продукт 3-поколения (3-Gen product): (G) Долгосрочный продукт или услуга, которые становятся доступными через два поколения после поколения продукта, разрабатываемого в настоящее время.
Издание официальное
3.2 критерий приемлемости (acceptance criteria): (S) Признак, определяющий соответствие согласованным требованиям.
3.3 доступность (accessibility): (G) Физический и сенсорный доступ к зданиям, товарам, услугам и информации.
Примечания
1 Доступность можно обеспечить при помощи голосового интерфейса, языка жестов и брайлевской печати.
2 Повышение доступности поддерживается законодательными требованиями в соответствии с Законом о борьбе с дискриминацией инвалидов (2005 г., Великобритания).
3.4 доступный дизайн (accessible design): (G) Дизайн, сосредоточенный на принципах расширения стандартного дизайна для людей с некоторыми типами ограничений.
Примечания
1 Этого можно добиться следующими способами:
a) посредством дизайна продуктов, услуг и сред, удобных для использования большинством пользователей без необходимости модернизации;
b) посредством создания продуктов или услуг, легко адаптируемых к требованиям разных пользователей (настройка пользовательских интерфейсов и т. д.);
c) посредством применения стандартизованных интерфейсов, совместимых со специальными изделиями для лиц с ограниченными возможностями.
2 Такие термины, как «дизайн для всех», «дизайн без барьеров», «инклюзивный дизайн» и «межпоколенческий дизайн», используются аналогичным образом, но в других контекстах.
3 Доступный дизайн является подклассом универсального дизайна, в рамках которого продукты и среды удобны для использования всеми людьми в максимально возможной степени, без необходимости адаптации или создания специфического дизайна.
3.5 добавленная стоимость (addedvalue): (О) Увеличенная или дополнительная выгода применительно к фактической или воспринимаемой стоимости, рыночной цене, привлекательности, ценности или сфере применения
3.6 эстетика (aesthetics): Чувственное восприятие привлекательности дизайна, например внешнего вида.
3.7 аналогия (analogy): Творческий метод, сравнение концепции с иной сущностью.
3.8 артефакт (artifact): (С)Осязаемый результат дизайн-процесса.
Примечание — Этот термин распространяется на любую продукцию, процесс, связь или метод, которые были спроектированы.
3.9 аудитория (audience): (SI) Целевая группа людей и организаций.
3.10 аудит (audit): (G) Систематическая оценка соответствия требованиям.
Примечание — См. дизайн-аудит.
3.11 критерии аудита (audit criteria): Набор политик, процедур или требований, референтный документ для сравнения с доказательствами аудита.
3.12 свидетельства аудита (audit evidence): Отчет, изложение фактов или другая информация, которая имеет отношение к критериям аудита и может быть проверена.
Примечание — Свидетельства аудита могут быть качественными или количественными.
3.13 ретроспекция (backcasting): (G) Процесс достижения желаемого видения в долгосрочной перспективе, который строится постепенно, посредством возвращения в настоящее через серию знаковых достижений прошлого, помогающих эффективно планировать будущее.
Примечание — Данный термин может применяться к рынкам, продуктам, услугам, процессам и организациям.
3.14 гистограмма (barchart): (I) Гистограмма видов деятельности и их продолжительности, представленная на единой шкале, показывающая последовательность операций.
3.15 исходные данные (baseline): (SI) Статус продукта, состояние в определенный момент времени, которое служит эталоном для дальнейшей деятельности.
3.16 бенчмаркинг (benchmarking): (М) Систематическое сравнение методов, производительности и процессов, как правило, в других организациях, для обучения и улучшения собственной работы.
2
ГОСТ Р 56645.5-2015
3.17 блок-модель (block model): (С) Основная трехмерная презентация предлагаемого дизайна, обеспечивающая четкое впечатление от размера, формы и объема без учета деталей.
Примечание — Эту модель также называют «управляемой моделью», «пенопластовой моделью» или «пространственной моделью».
3.18 блюпринтинг: (blueprinting): (D) картирование взаимодействия клиента с услугой и связанных с этим параллельных процессов для выявления критических точек взаимодействия и оценивания функциональных показателей.
3.19 свободный полет Mbicnn(blue-sky thinking): (С) Неограниченное создание и исследование идей, независимо от их практичности, применимости или конкурентоспособности.
Примечание —Теории, кажущиеся непрактичными и непригодными к использованию, могут стать источником наработок, ведущих к разработке успешных инноваций.
3.20 метод «восходящего» проекгирования(ЬоНот-ир approach): (G) Дизайн-метод, от рассмотрения деталей к рассмотрению целого.
Примечание —Данный метод противоположен методу «нисходящего» проектирования.
3.21 мозговой штурм (brainstorming): (С) Контролируемое использование свободного и коллективного выражения идей, взаимодействие, порождающее новые идеи.
Примечание — См. также латеральное мышление, мозговой центр.
3.22 бренд (brand): (G) Характерное визуальное или вербальное представление организации или
продукта.
3.23 архитектура бренда (brand architecture): (G) Взаимодополняющие компоненты, образующие структуру бренда.
3.24 атрибут бренда (brand attribute): [S (D)] Функциональные или эмоциональные ассоциации бренда, вызываемые им у существующих и потенциальных клиентов.
Примечание — Данный термин также включает в себя взаимосвязь друг с другом различных брендов одной и той же организации.
3.25 ДНК бренда (brand DNA): [G (D)] Коллективные и фундаментальные компоненты бренда.
Примечание — Включает в себя атрибуты, символы, преимущества, дифференциацию и репутацию.
3.26 индивидуальность брендафгапб identity): (G) Выражение атрибутов, описывающих суть бренда.
Примечания
1 Индивидуальность бренда организации служит для заключения в ней представлений, ценностей, философии и способов ведения коммерческой деятельности, индивидуальность бренда продукции включает в себя представление о нем и ценность его основных характеристик.
2 Визуальная индивидуальность бренда — это его представление, обычно передаваемое с помощью символа и/или имени, представленных при помощи выразительного оформления.
3.27 логотип бренда (brand logotype): (D) Характерный способ представления бренда, как правило, в типографской форме, имеющий правовую защиту.
3.28 ценности бренда (brand values): [SI (D)] Набор ценностей, ассоциированных с брендом.
3.29 макет (breadboard model): (С) Этап разработки — исследование или оценка целесообразности и практичности концепции, устройства, схемы или системы в грубой экспериментальной форме, без учета конфигурации.
Примечание — См. также вспомогательная модель.
3.30 прорывная инновация (breakthrough innovation): Изменение, ломающее мнимые ограничения в конфигурации (внешнем очертании и внутренней структуре), производительности или технологии.
Примечание — Обычно помогают открыть важные новые функции, позволяющие добиться значительного прогресса результатов.
3.31 пузырьковая диаграмма (bubble chart): (С) Приблизительная схема участников, идей или деятельности, внутри кругов и линий их взаимодействий.
3
Примечание — Данная диаграмма может использоваться для облегчения понимания или объяснения, или в качестве общей картины ситуации.
3.32 сборочные блоки (building blocks): (I) Компоненты, составляющие продукт с точки зрения пользователя.
Примечание — Например, понятия, сегментация, точки взаимодействия, каналы, среды и пути.
3.33 сборочный стандарт (build standard): (S) Перечень чертежей, графиков и других документов, которые составляют техническое описание произведенного элемента, с указанием их номера или статуса модификации.
3.34 заключение сделки(Ьиу-т): (G) Принятие предложения.
3.35 производительность (capacity): (Мп) Максимальный уровень добавленной стоимости, произведенный в течение определенного периода времени.
3.36 каскадная диаграмма (cascade chart): (D) Гистограмма, на которой по вертикали отображен иерархический порядок деятельностей.
3.37 каталожный дизайн (catalogue design): (G)
<дизайн> Вид дизайна, предусматривающий самостоятельный выбор и сборку патентованных элементов, выбор соответствующего решения;
ссправочный материал> Структура, формат и оформление справочного материала.
Примечание — Эти материалы обычно существуют в печатной форме, хотя в большей степени они начинают представляться в других формах архивирования, например в виде микрофишей и компьютерных программ.
3.38 причинно-следственная диаграмма (cause-effect diagram): (О) Техника выявления причины
проблемы.
Примечание — Также называется «графиком причинной зависимости Ишикава» или «причинно-следственным анализом».
3.39 цепочка надзора (chain of custody): Процесс, при котором организация контролирует свою продукцию на каждом этапе цепочки поставок, в том числе на всех этапах производства, транспортировки и дистрибуции.
3.40 процедура контроля изменений (change control procedure): (Мп) Организационная процедура, подтверждающая, что изменения дизайна, описаны/оценены, утверждены/отклонены и осуществляется.
3.41 отчет об изменениях (change record): (Мп) Формальное, референтное документирование несанкционированных изменений, их причин, оснований, и их влияние на другие аспекты работы и ее результаты.
3.42 команда перемен (change team): (С)
«официальный термин> Группа собранных вместе лиц из числа сотрудников организации или из других организаций, ответственная за внедрение конкретных изменений;
«неофициальный термин> Лица, работающие совместно над внедрением новой идеи или выступающие в качестве активистов внутри организации
3.43 каналы (channels): (I) Способы поиска или использования продукта потребителями и способы поставок продукции организациями.
3.44 участники коллективной работы (collaborators): (G) стороны, совместно работающие над проектом.
3.45 комбинация (combination): Использование двух или более существующих дизайн-методов для достижения дизайн-решения.
3.46 корпоративная культура (company culture): [О (D)] Общие и приемлемые ценности и поведенческие нормы.
3.47 поручение (commission): (G) Запрос от клиента на предоставление услуг в рамках согласованных ограничений.
3.48 коммуникационный план (communication plan): (S) План, устанавливающий процедуры коммуникаций и полномочия для конкретных проектов.
3.49 сообщества практиков (communities of practice): Лица с общими междисциплинарными знаниями или опытом, чье взаимодействие наращивает инновационный потенциал всех организаций.
3.50 конкурентное преимущество (competitive advantage): (SI) Положение или состояние выгодное потребителю в отличие от других предложений рынка, позволяющее завоевать благосклонность клиентов.
4
ГОСТ P 56645.5—2015
3.51 анализ конкурентов (competitor analysis): (М) Исследование существующих конкурирующих организаций и их предложений.
Примечание — Сравнение проводят, например, по цене и качеству продукции.
3.52 концепция (concept): (С) Исходная идея дизайна.
Примечания
1 Концепция может являться возможным вариантом проектного решения при его разработке или в его первом приближении.
2 Как правило, существует несколько концепций.
3.53 матрица концептуальной оценки (concept assessment matrix): (С) Метод определения наиболее жизнеспособной концепции, отвечающей требованиям.
3.54 этап концептуального дизайна (concept design phase): (С) Предварительные исследования, обосновывающие выбор и применение проектных решений, достойных воплощения.
3.55 концептуальный сценарий (concept scenario): (С) Идея нового продукта, переданная через текст (рассказ).
3.56 концептуализация (conceptualization): (О)Генерация рисунков, моделей и прототипов нового продукта перед окончательным дизайном.
3.57 параллельная обработка (concurrent processing): (G) Подход в менеджменте, рассматривающий необходимые деятельности на основе комплексного подхода с самых ранних этапов проекта.
Примечания
1 Данный подход может стимулировать к установлению более тесных связей и более слаженному выполнению работы при осуществлении разнопрофильных функций, что ведет к более быстрому выполнению этапов проектирования при меньших усилиях и ускорению выхода продукта на рынок.
2 См. также одновременный инжиниринг.
3.58 конфигурация (configuration): (S) Взаимосвязанные функциональные и физические характеристики продукта, приведенные в информации о продукте.
[BS ISO 10007:2003, определение 3.3]
3.59 управление конфигурацией (configuration control): (S)
<реализация> Деятельность по оценке, согласованию, утверждению или неодобрению и изменению элементов конфигурации на первых этапах проектирования;
<менеджмент> Систематический контроль легитимности внесенных в чертежи и другую информацию о конфигурации изменений.
Примечание — См. также совет по управлению конфигурацией.
3.60 совет по управлению конфигурацией (configuration control board): (S) Группа технических и административных специалистов, уполномоченных и ответственных принимать решения по конфигурации и ее менеджменту.
3.61 идентификация конфигурации (configuration identification): (S) Определение структуры продукта, подбор элементов конфигурации и документирование их физических и функциональных характеристик.
Примечание — Идентификация может включать в себя:
a) интерфейсы и соответствующие изменения;
b) присвоение идентификационных символов или номеров элементам конфигурации и их фиксирование в соответствующей документации.
3.62 элемент конфигурации (configuration item): (S) Сущность внутри конфигурации, соответствующая конечному назначению.
[BS ISO 10007:2003, определение 3.5]
3.63 менеджмент конфигурации (configuration management): (З)Скоординированная деятельность по руководству и управлению конфигурацией.
Примечание — Менеджмент конфигурации главным образом ориентирован на выполнение технических и организационных задач, которые служат для установления и поддержания контроля над продукцией и информацией о конфигурации продукции в течение всего ее жизненного цикла.
[BS ISO 10007:2003, определение 3.6]
5
3.64 отчет о статусе конфигурации (configuration status accounting): (S) Официальный отчет по информации о конфигурации продукции, статусе предложенных изменений и статусе реализации утвержденных изменений.
[BSISO 10007:2003, определение 3.7]
3.65 ограничение (constraint): (S) Ограничивающий фактор, препятствующий реализации целей.
3.66 непредвиденные расходы (contingency): (О) Резерв времени или ресурсов в проекте для компенсации ущерба от непредвиденных обстоятельств или чрезвычайных ситуаций.
3.67 аварийный план (contingency plan): (О) План противодействий проектным рискам.
Примечание — Также используется термин «план предупреждения последствий».
3.68 постоянное улучшение (continual improvement): (G) Укрепление систем (процессов) с целью улучшения общей производительности.
Примечание — Улучшение необязательно должно происходить во всех сферах деятельности одновременно.
3.69 охотник за крутизной (cool-hunter): (М) Лицо, изучающее молодежные тренды и транслирующие их в организацию.
3.70 авторские права (copyright): (О) Исключительное право собственности, установленное законом, дает правовую защиту использование конкретного дизайна, творческой работы или других публикаций.
Примечания
1 См. Закон о защите авторских и патентных прав, прав в области конструкторских разработок от 1988 г. [2].
2 Авторское право применимо к оригинальным литературным, музыкальным, драматическим, художественным и кинематографическим произведениям, включая компьютерные программы, образцы архитектуры, графический дизайн, фотографии и видеоматериалы. Как правило, авторское право не распространяется на трехмерные искусственные объекты (артефакты), кроме художественной ковки и отделки поверхности.
3.71 корпоративная система дизайн-менеджмента (corporate design management system): (G) Официальная корпоративная инфраструктура, включающая цели дизайна, стратегии и процессы, организационные структуры и стандарты администрирования дизайна.
3.72 корпоративное руководство по дизайну (corporate design manual): (S) Референтный документ, устанавливает основные ценности, основные стандарты и процедуры, которые определяют или влияют на эстетическую и техническую обработку выхода организации, руководство по их применению и реализации.
3.73 корпоративная философия дизайна (corporate design philosophy): (G) Артикулированная позиция организации по отношению к дизайну и его вкладу в корпоративную деятельность.
Примечание — Представляет собой проектный эквивалент программы деятельности организации, который выражает основные мнения, ценности и перспективы, а также формирует накопленные в организации знания, касающиеся дизайна.
3.74 корпоративная дизайн-программа (corporate design programme): (G) Комплексная программа связанных с дизайном инвестиций, охватывающая все основные деятельности и «выход» организации в установленный период.
3.75 корпоративная дизайн-команда (corporate design team): (О) Широкая группа лиц, внутри или вне организации, вносящая вклад в ее работы по дизайну, как формально, так и не формально.
3.76 корпоративная идентичность (corporate identity): (G) Артикуляция целей, задач и направлений работы организации.
3.77 корпоративный имидж (corporate image): (S) Созданная сумма впечатлений и ожиданий от организации в умах заинтересованной стороны и общественности.
3.78 корпоративный noroTnn(corporate logo): (D) Характерный способ представления названия организации, как правило, в типографской форме.
3.79 корпоративные нематериальные активы (corporate software): (О) Знания, умения, опыт, интеллектуальная собственность и другие нематериальные атрибуты организации.
Примечание — Включает в себя корпоративную память и особенности устного творчества организации.
3.80 корпоративный символ (corporate symbol): (S) Характерное представление или абстрактная эмблема организации, ее самоидентификация.
6
1 Область применения
2 Структура словаря
3 Словарь
Библиография
стр. 1
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 15
стр. 16
стр. 17
стр. 18
стр. 19
стр. 20
стр. 21
стр. 22
стр. 23
стр. 24
стр. 25
стр. 26
стр. 27
стр. 28
стр. 29
стр. 30