ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТР
57742—
2017
Ресурсосбережение
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Требования безопасности при обращении с опасными твердыми коммунальными отходами при их сборе
(ASTM D6498-2007, NEQ)
Издание официальное
ш
Москва
Стандартинформ
2017
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий» (ФГУП «ВНИИ СМТ») совместно с Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный экологический фонд» (ООО «ИНЭКО»)
2 ВНЕСЕН подкомитетом «Обращение с отходами» Технического комитета по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2017 г. № 1285-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений стандарта ASTM D6498-2007 «Стандартное руководство по основным принципам обучения обращению с опасными бытовыми отходами в части сбора опасных бытовых отходов» (ASTM D6498-2007 «Standard Guide for Household Hazardous Waste Training Outline for Household Hazardous Waste Collection Operations», NEQ)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ, 2017
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ P 57742—2017
– План действий в опасных ситуациях;
– План действий при чрезвычайных ситуациях;
– Выбросы;
– Первоначальная реакция;
– Неотложная помощь и самостоятельная неотложная помощь;
– Обеззараживание в чрезвычайных ситуациях;
– Последующее расследование и документирование;
– Использование огнетушителей.
7.8 Инструкции по технике безопасности
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить принятые инструкции по технике безопасности применительно к сбору опасных ТКО. Каждый работник должен быть проинструктирован по технике безопасности применительно к служебным обязанностям/заданиям, которые он или она должны выполнять. В состав модуля, как правило, входят нижеследующие разделы:
а) Допуск отходов;
б) Прием отходов;
в) Разгрузка и локализация протечек и открытых контейнеров;
г) Эргономика;
д) Идентификация и классификация отходов [4];
е) Своевременное испытание и идентификация неизвестных отходов;
ж) Разделение несовместимых химических веществ;
и) Погрузочно-разгрузочные работы;
к) Смешивание отходов;
л) Лабораторная упаковка/нарушенная упаковка;
м) Подготовка к транспортированию, включая следующие позиции:
1) декларирование;
2) подразделения классов опасности;
3) инструкции по транспортированию;
4) план действий в чрезвычайных ситуациях;
5) требования к маркировке;
6) требования к этикетированию;
7) упаковка, ориентированная на производительность;
8) размещение информационных табло;
9) разделение во время транспортирования;
н) опыт безопасной погрузки;
п) хранение (складирование);
р) другие виды обработки на месте;
с) использование оборудования и маркировка с указанием на необходимость выключения при опасных или аварийных ситуациях;
т) процедуры обеззараживания;
7.9 Контроль продолжительности негативных воздействий
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить порядок использования средств технического контроля, административного контроля или средств индивидуальной защиты или всего упомянутого вместе для контроля продолжительности опасных воздействий на работников и/или население. Средства технического контроля следует рассматривать в качестве предпочтительного метода. Далее следуют (по значимости в качестве второго и третьего вариантов контроля продолжительности воздействий) административный контроль и средства индивидуальной защиты.
В состав модуля, как правило, входят нижеследующие разделы: а) Средства технического контроля:
1) вентиляция;
2) использование огнетушителей;
3) изоляция процессов (зона приема пищи или область погрузки отходов);
4) замена химических веществ на менее токсичные (операции по техническому обслуживанию);
5) механизированное оборудование для обработки;
7
б) Средства административного контроля:
1) минимизация продолжительности воздействий на работника;
2) чередование работников;
3) чередование рабочих часов.
7.10 Средства индивидуальной защиты
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить систему средств индивидуальной защиты и виды средств индивидуальной защиты, которые должен использовать каждый работник. В состав модуля, как правило, входят нижеследующие разделы:
а) Система средств индивидуальной защиты:
1) общая защита;
2) область применения и ограничения;
3) осмотр, чистка, техническое обслуживание, хранение и санитарная обработка;
4) требуемые средства индивидуальной защиты для каждой задачи;
5) требуемые средства индивидуальной защиты для отдельных зон;
6) потенциальные опасности ношения средств индивидуальной защиты;
7) стандартные порядки действий при использовании средств индивидуальной защиты;
8) необходимая маркировка/идентификация средств индивидуальной защиты;
9) надевание и снятие;
10) план обеспечения эффективности системы средств индивидуальной защиты.
б) Вид средств индивидуальной защиты:
1) средства защиты головы;
2) средства защиты глаз и лица;
3) средства защиты органов слуха;
4) средства защиты рук и плеч;
5) средства защиты ног;
6) средства защиты тела;
7) средства защиты органов дыхания.
7.11 Медицинская программа
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить программу медицинского наблюдения, которую хозяйствующий субъект, эксплуатирующий объект по сбору опасных ТКО, внедрил для обеспечения удовлетворительного поддержания здоровья работников, и установить ее эффективность. В рамках данного модуля также следует обсудить аптечки на объекте сбора опасныхТКО, наряду с обучением назначенных работников оказанию необходимой первой помощи/сердечно-легочной реанимации. В рамках данного модуля также следует обсудить ответственность каждого работника в случае возникновения опасности/травмы. В состав модуля, как правило, входят нижеследующие разделы:
– Проектирование, планирование и осуществление программы медицинского наблюдения. -Сертификация использования респираторов.
– Аудиометрические исследования.
– Первая помощь.
– Распознавание стресса.
– Первая помощь при химических воздействиях.
-Сердечно-легочная реанимация.
– Учения по действиям в чрезвычайных ситуациях.
7.12 Правовые и нормативные аспекты
В рамках данного модуля следует рассмотреть и обсудить природоохранное и трудовое законодательство Российской Федерации, а также соответствующие документы, имеющие отношение к деятельности объекта сбора опасныхТКО.
7.13 Санитарно-гигиенические требования
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить опыт выполнения санитарно-гигиенических требований для минимизации вдыхания, попадания внутрь или всасывания токсических веществ,
ГОСТ P 57742—2017
предотвращения возникновения пожара, а также сведения к минимуму травматизма при скольжении/ спотыкании/падении работников, операторов по обращению с опасными ТКО. В состав модуля, как правило, входят нижеследующие разделы:
– Общая административно-хозяйственная деятельность.
– Потребление и хранение продуктов питания и напитков.
– Помещения для переодевания.
– Душевые.
– Питьевая вода.
– Санитарное оборудование.
7.14 Справочные материалы
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить справочные материалы, которые доступны для работников объекта сбора опасных ТКО, включая источники информации, приведенные в библиографии к настоящему стандарту.
9
Приложение А (рекомендуемое)
Материалы, входящие в состав твердых коммунальных отходов и обладающие опасными
свойствами
К опасным относятся отходы следующих типов:
– взрывоопасные вещества и продукты, которые могут взорваться при контакте с пламенем или обладают высокой большой чувствительностью к ударам и трению;
– окислители и продукты, которые при контакте с другими веществами, в частности с легковоспламеняющимися, могут вызвать сильную экзотермическую реакцию;
-легковоспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки ниже 21 °С; вещества и продукты, которые при нормальной температуре могут самонагреваться при контакте с воздухом и в конечном итоге воспламеняться без потребности в дополнительной энергии; вещества и продукты, которые могут легко воспламеняться после кратковременного контакта с каким-либо горящим источником и продолжающие гореть после удаления указанного источника, а также вещества и продукты, которые при контакте с влажным воздухом или водой могут выделять легковоспламеняющиеся газы в опасном количестве;
– воспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки выше 21 °С, но ниже 55 °С;
– раздражающие не едкие вещества и продукты, которые при мгновенном, продолжительном или повторном контакте с кожей или слизистой оболочкой человека могут вызывать воспаление;
– вредные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать ограниченный риск для здоровья людей;
-токсичные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать тяжкие, острые или хронические повреждения здоровья человека или его смерть;
– канцерогенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать онкологические заболевания или увеличивать частоту распространения указанных заболеваний;
– едкие вещества и продукты, которые при непосредственном контакте с живыми тканями могут уничтожать их;
– вещества, вызывающие инфекцию, содержащие живые микроорганизмы или их токсины, которые, по известным данным, неотвратимо или с большой вероятностью могут вызвать заболевания людей или живых организмов;
-тератогенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать наследственные врожденные уродства или увеличивать частоту их возникновения;
– мутагенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути или органы пищеварения могут вызывать наследственные генетические дефекты или увеличивать частоту их возникновения;
– вещества и продукты, при контакте которых с водой, воздухом или кислотами освобождаются токсичные или сверхтоксичные газы;
– вещества и продукты, после удаления которых могут выделяться иные вещества, обладающие любыми свойствами, перечисленными в подпунктах 1 — 13 пункта 2 настоящей статьи;
– токсичные вещества и продукты, которые создают или могут создать либо немедленно, либо через определенное время опасность для одного или нескольких компонентов окружающей среды.
10
ГОСТ P 57742—2017
Библиография
[1] ASTM D6498-2007 Стандартное руководство по основным принципам обучения обращению с опасны-(ASTM D6498-99) ми бытовыми отходами в части сбора опасных бытовых отходов (Standard Guide for
Household Hazardous Waste Training Outline for Household Hazardous Waste Collection Operations)
[2] Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности»
[4] Приказ Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. №445(вред. Приказов Росприроднадзора от 28 апреля 2015 г. № 360, от 20 июля 2015 г. № 585) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 г. № 33393)
[5] Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»
[6] Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I—V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»
11
УДК 504.064:006.354 ОКС 13.030.01
Ключевые слова: ресурсосбережение, отходы, обращение с отходами, требования безопасности, опасные отходы, коммунальные отходы, сбор, ТКО
БЗ 10—2017/208
Редактор Е.А. Моисеева Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Л.С. Лысенко Компьютерная верстка Е.О. Асташина
Сдано в набор 03.10.2017. Подписано в печать 18.10.2017. Формат 60»841/8. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,68. Тираж 27 экз. Зак. 2009.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123001 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru
ГОСТ P 57742—2017
Содержание
1 Область применения……………………………………………………………………………………………………………………1
2 Нормативные ссылки……………………………………………………………………………………………………………………1
3 Термины и определения……………………………………………………………………………………………………………….2
4 Основные положения…………………………………………………………………………………………………………………..3
5 Первоначальная базовая и периодическая формы обучения…………………………………………………………3
6 Требования к квалификации преподавательского состава……………………………………………………………..4
7 Учебные модули для планов повышения квалификации………………………………………………………………..4
Приложение А (рекомендуемое) Материалы, входящие в состав твердых коммунальных
отходов и обладающие опасными свойствами………………………………………………………..10
Библиография………………………………………………………………………………………………………………………………11
Введение
Настоящий стандарт разработан на основе стандарта Американского общества по испытанию материалов [1]. Данный стандарт подконтролен Комитету D34 по обращению с отходами Американского общества по испытанию материалов и находится в зоне непосредственной ответственности Подкомитета D34.03 по обращению с отходами. Настоящая редакция утверждена 1 февраля 2007 г. и опубликована в марте 2007 г.
В американском стандарте рассматриваются рекомендуемые вопросы техники безопасности и охраны труда для персонала, занятого сбором опасных коммунальных отходов или условно отнесенных к ним промышленных отходов, образующихся в небольших объемах, или обоих типов отходов, независимо от способа сбора.
Несмотря на то, что настоящий стандарт предназначен для защиты персонала, здоровья населения и окружающей среды, он не предназначен для удовлетворения всех требований к обучению технике безопасности и охране труда в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации [2—6]. Кроме того, требования, установленные нормативными правовыми актами регионального и местного уровней, также могут отличаться в сторону усиления требований безопасности. Исходя из этого, рекомендуется, чтобы организация, производящая сбор твердых опасных коммунальных отходов, контролировала соответствие своей деятельности требованиям нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровней.
Настоящий стандарт полезен как для обеспечения безопасности работников, осуществляющих сбор опасных твердых коммунальных отходов, так и для преподавательского состава, осуществляющего деятельность по повышению квалификации кадров. Однако настоящий стандарт не претендует на решение всех проблем безопасности, если таковые имеются, связанных с его использованием. Установление надлежащего порядка обеспечения техники безопасности, охраны труда и определение применимости регулирующих ограничений до использования стандарта относятся к сфере ответственности пользователя настоящего стандарта.
Объектом стандартизации является ресурсосбережение, предметом стандартизации — обращение с отходами, аспектом стандартизации — требования безопасности при сборе опасных твердых коммунальных отходов.
Настоящий стандарт является неэквивалентным по отношению к стандарту [1]: введены ссылки на национальные стандарты Российской Федерации и уточнена структура стандарта.
IV
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Требования безопасности при обращении с опасными твердыми коммунальными отходами при их сборе
Resources saving. Waste treatment. Safety requirements for handling hazardous solid municipal waste collection
Дата введения — 2018—05—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности при обращении с опасными твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) при их сборе.
Настоящий стандарт распространяется на этап сбора опасных ТКО в твердом фазовом состоянии.
Настоящий стандарт не предназначен для определения опасных свойств материалов из ТКО.
Настоящий стандарт не распространяется на ТКО, образующиеся на химических предприятиях, в оборонных отраслях и в атомной промышленности.
Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены, для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла отходов с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 30772 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 53691 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I—IV класса опасности. Основные требования
ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Издание официальное
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53691, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1_
твердые коммунальные отходы: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
[[2], статья 1]
Примечание —
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
[[2], статья 1]
3.2 _
опасные отходы: Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.
[ГОСТ 30772-2001, статья 3.26]
Примечания
1 Отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами, такими как токсичность, радиоактивность, инфекционность, канцерогенность, взрывчатость, пожароопасность, высокая реакционная способность, наличие возбудителей инфекционных заболеваний, и другими опасными характеристиками, установленными в соответствующей нормативной документации и/или в технических регламентах, и присутствуют в таких количествах и видах, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами.
2 Термин «опасные отходы» охватывает:
– отходы, идентифицированные как токсичные, канцерогенные и др. действующими правовыми актами и нормативными документами, утвержденными в установленном порядке международными (ООН, ИСО), межгосударственными (СНГ), региональными (ЕС) и территориальными перечнями опасных, в том числе токсичные и другие отходы, которые характеризуются опасными свойствами;
– отходы, классифицируемые как опасные в международных соглашениях, к которым присоединилась Российская Федерация;
-другие отходы, которые классифицированы как опасные, в том числе токсичные, в общегосударственных и региональных перечнях, утвержденных в установленном порядке.
3.3 _
сбор отходов: Прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
[[2], статья 1]
3.4 условно исключенный источник образования отходов в малых объемах: Источник образования отходов, в котором образуется не более 100 кг опасных отходов в течение календарного месяца, не более 1 кг чрезвычайно опасных отходов в течение календарного месяца и хранится не более 1000 кг опасных отходов в любое время в течение месяца.
3.5 сбор опасных коммунальных отходов: Постоянно действующий пункт приема, временное место, передвижной пункт или место в жилом секторе, предназначенные для сбора опасных коммунальных отходов. Некоторые системы сбора опасных коммунальных отходов также предполагают прием (сбор) условно причисленных к ним промышленных отходов из источников образования в малых объемах.
3.6 работник: Сотрудник или волонтер системы сбора опасных ТКО или сотрудник подрядной организации, с которой был заключен контракт на выполнение работ по сбору опасных ТКО.
2
ГОСТ P 57742—2017
3.7_
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
[[2], статья 1]
4 Основные положения
4.1 Настоящий стандарт предназначен для всех лиц, задействованных в процессах сбора опасных ТКО, но в первую очередь для тех, кто отвечает за разработку и обеспечение профессиональной подготовки персонала, занятого сбором опасных ТКО.
4.2 Настоящий стандарт предназначен для выявления рекомендуемых тем обучения, которые должны быть охвачены на первоначальном базовом уровне обучения и при ежегодном повышении квалификации работников, связанных со сбором опасных ТКО.
4.3 Фактические рассматриваемые темы и глубина обучения для каждого работника должны устанавливаться организацией, занимающейся сбором опасных ТКО, на индивидуальной основе в зависимости от служебных обязанностей каждого работника.
4.4 Основные факторы, которые должны учитываться организацией, занимающейся сбором опасных ТКО, состоят в следующем: предполагаемые опасности, воздействию которых может подвергаться каждый работник, средства управления и практический опыт работника для безопасного исполнения своих служебных обязанностей.
4.5 Другой фактор, который организация, занимающаяся сбором опасных ТКО, должна учитывать, — являются ли опасными те зоны, в которых каждый работник должен исполнять свои служебные обязанности, или зоны, к которым каждый работник имеет доступ в рамках исполнения своих служебных обязанностей.
4.5.1 Например, если работник имеет доступ только к офисным площадям и никогда не входит в зону сбора опасных ТКО, то его обучение может быть ограничено необходимыми действиями в рамках плана действий при чрезвычайных ситуациях.
4.5.2 Если работнику периодически требуется входить в зону сбора опасных ТКО, требуется более детальное обучение, исходя из возможных опасностей, которым он может подвергнуться во время нахождения в зоне сбора опасных ТКО.
5 Первоначальная базовая и периодическая формы обучения
В данном разделе приведены требования к первоначальной базовой подготовке, а также к частоте периодического и продолжающегося обучения для работников организаций, занимающихся сбором опасных ТКО.
5.1 Первоначальная базовая подготовка должна предоставляться работнику до определения его служебных обязанностей при сборе опасных ТКО.
5.1.1 Первоначальная базовая подготовка должна охватывать все модули из раздела 7, которые соответствуют служебным обязанностям каждого из работников.
5.1.2 Рекомендуется, чтобы начальная базовая подготовка представляла собой сочетание обучения в аудитории и практических занятий под наблюдением на рабочем месте.
5.1.3 Работники системы сбора опасных ТКО не должны работать без наблюдения до завершения всей необходимой базовой подготовки.
5.1.4 Эффективная базовая подготовка должна также включать в себя обучение, касающееся опасностей, связанных с особенностями объекта и регламентами работы на объекте.
5.1.5 Если работник проходит обучение вне предприятия, например на заочных курсах, хозяйствующий субъект, эксплуатирующий объект по сбору опасных ТКО, должен затем дополнить обучение вне предприятия обучением на рабочем месте, касающимся особенностей объекта, соответствующих рисков и регламентов работы на объекте.
5.2 Периодическое повышение квалификации следует проводить, как правило, ежегодно.
5.3 Дополнительно к периодической (ежегодной) подготовке рекомендуется, чтобы хозяйствующий субъект, эксплуатирующий объект по сбору опасных коммунальных отходов, обеспечил непрерывное обучение с помощью коротких совещаний по технике безопасности, на которых вопросы техники
3
безопасности и охраны труда обсуждаются с работниками. Кроме того, рекомендуется, чтобы такие собрания проводились перед проведением сбора отходов и в каждой из нижеследующих ситуаций:
– изменения в стандартных регламентах работы;
– изменения в плане действий при чрезвычайных ситуациях;
– внедрение новой техники, материалов или оборудования, которые могут привести к новым рискам для работников;
– выявление новых или ранее неизвестных опасностей на объекте сбора опасных ТКО;
– возложение на работника новых служебных обязанностей, относительно которых работник проходил подготовку в течение последних шести месяцев;
– выявление недостатков в знаниях работника, свидетельствующих о том, что работник не имеет (не сохранил) необходимого понимания или познаний по итогам предыдущих уровней обучения;
– введение новых или ранее не выделявшихся потоков отходов;
– возникновение любых других ситуаций, в которых повышение квалификации работника необходимо для обеспечения техники безопасности и охраны труда;
– проблемы и (или) нештатные ситуации, которые произошли на других объектах по сбору опасных ТКО.
6 Требования к квалификации преподавательского состава
6.1 Для целей первоначального и периодического обучения преподавательский состав должен обладать достаточным опытом/познаниями в области техники безопасности и охраны труда по темам, связанным с опасностями, воздействию которых могут подвергаться работники.
6.2 Необходимо при повышении квалификации работников учитывать:
– изменения в стандартном порядке действий и в плане действий при чрезвычайных ситуациях по отношению ко времени предыдущего повышения квалификации;
– продолжительность времени с момента прошлого обучения работника по темам, перечисленным в разделе 7;
– выявление нештатных ситуаций, потенциальных или актуальных опасностей, опасных условий труда или любых других ситуаций, которые указывают на необходимость переобучения работников по той или иной теме, чтобы обеспечить безопасное и здоровое рабочее место.
6.3 При выборе учебных тем для ежегодного повышения квалификации работников организация, занимающаяся сбором опасных ТКО, должна принять решение о том, какие из тем, указанных в разделе 7, имеют отношение к работникам организации, присутствующим на курсах повышения квалификации.
6.4 Обучение на уровне цеховых собраний может проводиться руководителями младшего и среднего звена или иными руководителями при условии, что такие лица обладают достаточными знаниями и опытом в обсуждаемых вопросах техники безопасности и охраны труда.
7 Учебные модули для планов повышения квалификации
7.1 Опасности химической и физической природы
В рамках данного учебного модуля вводят основные химические термины, которые обучающиеся должны знать, чтобы понять и предупредить опасности химической природы. В рамках данного модуля также следует изучить и обсудить критерии/характеристики, которые делают химические вещества или ТКО опасными (дополнительно см. приложение А), в том числе их:
-химические и физические свойства;
-химическую активность;
– воспламеняемость;
– коррозионную активность;
-токсичность;
– систему условных обозначений в химии;
-химическую совместимость.
7.2 Осознание опасности
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить потенциальные опасности химической, физической и биологической природы, которые могут возникнуть при сборе опасных ТКО. Модуль, как правило, состоит из ряда нижеследующих разделов:
4
ГОСТ P 57742—2017
а) Введение.
б) Опасности химической природы:
1) Химическое воздействие;
2) Пожар и взрыв;
3) Химические реакции;
4) Взрыво- или огнеопасная газовая среда;
5) Газовая среда, обогащенная кислородом;
6) Реактивы;
7) Сжатые газы;
8) Газовая среда с дефицитом кислорода;
9) Смешивание летучих веществ;
10) Окись углерода выхлопных газов автомобилей;
11) Асбест;
12) Пыли и взвешенные частицы;
13) Пестициды, гербициды и родентициды;
14) Опасности, связанные с распространенными видами опасных ТКО.
в) Опасности биологической природы.
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить потенциальные опасности биологической природы, которые могут возникнуть при сборе опасных ТКО. Эти опасности должны включать (но не ограничиваться) опасности, инициированные:
1) медицинскими и инфицированными отходами;
2) укусами и царапинами животных и насекомых;
3) токсическим эффектом растений.
г) Опасности физической природы:
1) Ионизирующее излучение;
2) Опасность поражения электрическим током;
3) Опасности от использования транспортных средств и оборудования;
4) Шум;
5) Поскальзывания,спотыкания и падения;
6) Эргономика, безопасный подъем тяжестей, туннельный синдром (травмы от повторяющихся движений);
7) Тепловые нагрузки (тепловой шок/тепловые деформации и нагрузки от низких температур).
7.3 Токсикология
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить основные токсикологические принципы для того, чтобы работник понял и осознал опасности, воздействию которых он может подвергнуться. Модуль, как правило, состоит из ряда нижеследующих разделов:
– Введение;
– Опасность по сравнению с риском;
– Токсикология;
– Классификация токсичных материалов;
– Пути воздействия;
– Связь доза — ответная реакция;
– Продолжительность воздействия;
– Признаки и симптомы воздействия.
7.4 Промышленная гигиена
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить основные принципы промышленной гигиены для обнаружения, оценки и контроля возможных рисков.
а) Обнаружение состоит из ряда нижеследующих разделов:
1) Оборудование индивидуального контроля и контроля качества воздуха;
2) Табель оборудования контроля;
3) Газовые среды с дефицитом кислорода;
4) Взрывоопасные/легковоспламеняющиеся газовые среды;
5) Токсичные газовые среды;
5
б) Оценка состоит из двух нижеследующих разделов:
1) Расчет уровней доз и продолжительностей воздействия;
2) Оценка опасностей;
в) Управление состоит из двух нижеследующих разделов:
1) Выбор мер охраны здоровья работников и техники безопасности. Средства технического контроля, административного контроля; или средства индивидуальной защиты (с учетом [2], [3]);
2) Выбор и контроль индивидуальной защитной одежды и оборудования.
7.5 Права и обязанности работников в соответствии с требованиями нормативных
правовых актов Российской Федерации
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить права и обязанности работников в соответствии с документами [2 — 6]. В состав модуля, как правило, входят нижеследующие разделы:
а) Ответственность работодателя, общие положения, касающиеся работодателя, должны включать ряд разделов:
1) Обязанности среднего и младшего административного персонала;
2) Основные обязанности хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего объект по сбору опасных ТКО, по отношению к подрядчикам;
3) Правила (законодательство) о передаче информации об опасности;
4) Доступ к записям о продолжительностях воздействия на персонал и к медицинским картам персонала;
5) Журнал травматизма;
б) Права работника должны включать ряд нижеследующих разделов:
1) Представительство работников во время инспекции охраны труда и техники безопасности;
2) Подача жалобы;
3) Допустимый срок отказа;
4) Отказ от небезопасной работы.
7.6 Безопасность объекта
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить процедуры обеспечения безопасности объекта, опыт и регламенты, которые были установлены для безопасной эксплуатации объекта сбора опасных ТКО. В состав модуля, как правило, входят нижеследующие разделы:
– Готовность и профилактика;
– Рекомендации по безопасному производству работ;
– Инструктажи и собрания по технике безопасности;
-Стандартный порядок действий;
– Карты безопасности объекта;
– Комитет по вопросам безопасности;
– Отчетность о наблюдаемых опасностях, небезопасных условиях или небезопасных методах работы.
7.7 Аварийные ситуации
В рамках данного модуля следует изучить и обсудить утвержденный план реагирования на чрезвычайные ситуации на объекте сбора опасных ТКО, плана действий при чрезвычайных ситуациях, а также направления, которые могут потребоваться для координации с другими агентствами местного уровня, уровня штата или федерального уровня.
Каждый работник должен пройти обучение и инструктаж по его роли/зоне ответственности в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
В рамках данного модуля также следует обсудить необходимое оборудование реагирования на чрезвычайные ситуации, которое расположено на объекте сбора опасных ТКО, наряду с обсуждением/ обучением использования аварийного оборудования, которое может понадобиться каждому работнику.
В рамках данного модуля следует ознакомиться и обсудить исследования, критику, отчеты и документацию по результатам любых чрезвычайных ситуаций, утечек или выбросов. В состав модуля, как правило, входят нижеследующие разделы:
– Аварийно-спасательное оборудование;
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Основные положения
5 Первоначальная базовая и периодическая формы обучения
6 Требования к квалификации преподавательского состава
7 Учебные модули для планов повышения квалификации
Приложение А (рекомендуемое) Материалы, входящие в состав твердых коммунальных отходов и обладающие опасными свойствами
Библиография
стр. 1
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 15
стр. 16