ГОСТ Р 58193-2018/EN 353-1:2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ.СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ ПОЛЗУНКОВОГО ТИПА НА АНКЕРНОЙЛИНИИ
Часть 1
СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ ПОЛЗУНКОВОГО ТИПА НАЖЕСТКОЙ АНКЕРНОЙ ЛИНИИ
Общие технические требования. Методы испытаний
Occupational safety standards system. Personal protectiveequipment against falls from a height. Guided type fall arrestersincluding an anchor line. Part 1. Guided type fall arrestersincluding a rigid anchor line. General technical requirements. Testmethods
ОКС 13.340.99
Датавведения 2019-03-01
Предисловие
Предисловие
1ПОДГОТОВЛЕН Частным учреждением Федерации независимых профсоюзовРоссии “Научно-исследовательский институт охраны труда в г.Екатеринбурге” (ЧУ ФНПР “НИИОТ”) на основе собственного перевода нарусский язык немецкоязычной версии стандарта, указанного в пункте4
2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 320 “Средстваиндивидуальной защиты”
3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 7 августа 2018 г. N459-ст
4Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 353-1:2014*”Средства индивидуальной защиты от падения. Средства защиты отпадения ползункового типа на анкерной линии. Часть 1. Средствазащиты от падения ползункового типа на жесткой анкерной линии” (EN353-1:2014 “Personal fall protection equipment – Guided type fallarresters including an anchor line – Part 1: Guided type fallarresters including a rigid anchor line”, IDT).
________________
*Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь идалее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт . – Примечаниеизготовителя базы данных.
Наименование настоящегостандарта изменено относительно наименования указанногоевропейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
Европейский региональныйстандарт разработан Техническим комитетом CEN/TC 160 “Защита отпадения с высоты, включая рабочие пояса”, секретариатом которогоявляется DIN (Германия).
При применении настоящегостандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейскихстандартов соответствующие им национальные и межгосударственныестандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложенииДА
5ВЗАМЕН ГОСТ Р ЕН 353-1-2008
6Некоторые элементы настоящего стандарта могут являться объектамипатентных прав
Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “Остандартизации в Российской Федерации”. Информация обизменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе”Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”.В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячноминформационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующаяинформация, уведомление и тексты размещаются также в информационнойсистеме общего пользования – на официальном сайте Федеральногоагентства по техническому регулированию и метрологии в сетиИнтернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий стандартпредназначен для использования в качестве дополнения к существующимстандартам на другие компоненты, используемые в системахиндивидуальной защиты от падения с высоты.
Область применения итребования настоящего стандарта пересмотрены на основании того, чтосредство индивидуальной защиты ползункового типа, перемещаемое пожесткой анкерной линии, должно иметь конструкцию, способнуювыдержать максимальную динамическую нагрузку, создающуюся весомчеловека при падении с высоты, с учетом всего надетого снаряжения.Настоящий стандарт устанавливает требования и методы испытанийсредств защиты ползункового типа на жесткой анкерной линии дляприменения в индивидуальных системах защиты от падения всоответствии со стандартом [1].
1Область применения
Настоящий стандартустанавливает общие технические требования к средстваминдивидуальной защиты от падения с высоты ползункового типа,перемещаемым по жесткой анкерной линии, а также методы ихиспытаний, требования к маркировке, упаковке и информации,предоставляемой изготовителем. Жесткая анкерная линия, как правило,может закрепляться на фиксированных лестницах или ступенькахлестниц, установленных на соответствующей строительной конструкции,либо являться их составной частью. Средства индивидуальной защитыползункового типа, перемещаемые по жесткой анкерной линии,соответствующие настоящему стандарту, согласно стандарту [1]являются компонентами систем индивидуальной защиты от падения свысоты конкретного типа.
Требования настоящегостандарта применимы к жестким анкерным линиям, которыепредусмотрены для монтажа в вертикальном положении и/или длямонтажа в комбинации наклона вперед и/или бокового отклонения до15° от абсолютной вертикали (см. рисунок 2).
Применение несколькимипользователями жестких анкерных линий, сконструированных такимобразом, что их могут одновременно использовать несколько человек,в настоящем стандарте не рассматривается.
2Нормативные ссылки
Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиестандарты* [для датированных ссылок применяют только указанноеиздание ссылочного стандарта, для недатированных – последнееиздание (включая все изменения к нему)]:
________________
*Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. поссылке. – .
EN 361, Personalprotective equipment against falls from a height – Full bodyharnesses (Средства индивидуальной защиты от падения с высоты.Страховочные привязи)
EN 362, Personalprotective equipment against falls from a height – Connectors(Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Соединительныеэлементы)
EN 364:1992, Personalprotective equipment against falls from a height – Test methods(Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Методыиспытаний)
EN 365, Personalprotective equipment against falls from a height – Generalrequirements for instructions for use, maintenance, periodicexamination, repair, marking and packaging (Средства индивидуальнойзащиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции поприменению, техническому обслуживанию, периодической проверке,ремонту, маркировке и упаковке)
EN 10264-2, Steel wireand wire products – Steel wire for ropes – Part 2: Cold drawn nonalloy steel wire for ropes for general applications (Проволокастальная и изделия проволочные. Проволока стальная для канатов.Часть 2. Холоднотянутая нелегированная стальная проволока дляканатов общего применения)
EN 13411-5, Terminationsfor steel wire ropes – Safety – Part 5: U-bolt wire rope grips(Соединения концевые для стальных проволочных тросов. Надежность.Часть 5. U-образные болтовые проволочные зажимы)
EN ISO 9227, Corrosiontests in artificial atmospheres – Salt spray tests (ISO 9227)(Испытания на коррозионную стойкость в условиях искусственнойатмосферы. Испытания в соляном тумане) (ИСО 9227)
3Термины и определения
Внастоящем стандарте применены следующие термины с соответствующимиопределениями (примеры см. на рисунке 1):
3.1 средство защиты отпадения ползункового типа, перемещаемое по жесткой анкернойлинии (guided type fall arrester including a rigid anchorline): Часть системы защиты от падения, состоящая из средстваиндивидуальной защиты ползункового типа и жесткой анкернойлинии.
Примечания
1Средство индивидуальной защиты ползункового типа и жесткая анкернаялиния представляют собой одно изделие, т. е. предусмотрены ихсовместное испытание, сертификация и применение.
2В средство индивидуальной защиты ползункового типа и/или жесткуюанкерную линию может быть интегрирована функция поглощенияэнергии.
3.2 средствоиндивидуальной защиты ползункового типа (guided type fallarrester): Устройство с функцией самоблокировки, средствомперемещения, соединительным элементом для закрепления насоответствующем элементе крепления страховочной привязи, котороесопровождает пользователя во время изменения положения понаправлению вниз или вверх без ручного регулирования, а в случаепадения автоматически блокируется на анкерной линии.
3.3 жесткая анкернаялиния (rigid anchor line): Рельс (или другой профиль) илинатянутый проволочный канат, закрепленный на обоих концах и, еслиони предусмотрены конструкцией, с концевыми соединениями,элементами крепления, соединителями рельсовых сегментов,соединительными элементами, амортизаторами, устройствами длянатяжения и концевыми ограничителями, предназначенный дляприменения со средством индивидуальной защиты ползунковоготипа.
3.4 поглощающийэнергию элемент (energy dissipating element): Отдельная детальили компонент средства защиты ползункового типа, предназначенныедля рассеивания кинетической энергии, возникающей при падении свысоты.
3.5 страховочныйучасток (arrest distance (arrest distance ): Вертикальное расстояние, измеренное отпервоначального до конечного положения испытательного груза припроведении динамических и функциональных испытаний.
Примечание – Страховочныйучасток выражают в метрах.
3.6 участокторможения (locking distance (locking distance ): Вертикальное расстояние, измеренное отпервоначального до конечного положения средства индивидуальнойзащиты ползункового типа при проведении функциональныхиспытаний.
Примечание – Участокторможения выражают в метрах.
3.7 соединительныйэлемент (connecting element): Отдельная деталь или комбинациядеталей, являющиеся частью средства индивидуальной защитыползункового типа и выполняющие соединение между средством защитыползункового типа и передним элементом крепления привязи всоответствии с ЕН 361.
Примечание – Примерамисоединительных элементов являются соединительные и/или поглощающиеэнергию детали, которые долговременно закреплены на средствеиндивидуальной защиты ползункового типа.
3.8 концевойограничитель (stop device): Устройство, закрепленное на жесткойанкерной линии для предотвращения неконтролируемого выхода средствазащиты ползункового типа за определенную точку или его срыва сжесткой анкерной линии.
1 – жесткая анкерная линия; 2 – соединительрельсовых сегментов; 3 – элемент крепления; 4 -концевой ограничитель типа A или B; 5 – концевойограничитель типа A; 6 – средство индивидуальной защитыползункового типа; 7 – амортизатор; 8 – устройствопредварительного натяжения; 9 – направляющий элемент;10 – соединительный элемент
Рисунок 1 – Примеры средств защиты от падения с высоты ползунковоготипа, перемещаемых по жестким анкерным линиям
3.9 концевойограничитель типа A (stop type A): Концевой ограничитель,который служит для предотвращения неконтролируемого выхода средствазащиты ползункового типа за определенную точку или его срыва сжесткой анкерной линии во время подъема или спуска.
3.10 концевойограничитель типа B (stop type B): Концевой ограничитель,который служит для предотвращения неконтролируемого выхода средствазащиты ползункового типа за определенную точку или его срыва сжесткой анкерной линии в случае падения.
Примечание – Нижнееконцевое соединение жесткой анкерной линии из проволочного канатаможет служить в качестве концевого ограничителя типа В.
3.11 максимальнаяноминальная нагрузка (maximum rated load): Максимальная массапользователя, включая массу инструментов и оснащения, установленнаяизготовителем.
Примечание – Максимальнуюноминальную нагрузку выражают в килограммах.
3.12 минимальнаяноминальная нагрузка (minimum rated load): Минимальная массапользователя без учета массы инструментов и оснащения,установленная изготовителем.
Примечание – Минимальнуюноминальную нагрузку выражают в килограммах.
3.13 элементкрепления (bracket): Деталь для закрепления жесткой анкернойлинии, состоящей из рельса.
3.14 направляющийэлемент (guiding bracket): Деталь для направления и/илизакрепления анкерной линии, состоящей из натянутого проволочногоканата.
3.15 верхний элементкрепления (top bracket): Деталь для закрепления верхней частижесткой анкерной линии.
3.16 нижний элементкрепления (bottom bracket): Деталь для закрепления нижней частижесткой анкерной линии.
3.17 соединительрельсовых сегментов (joint): Деталь для соединения двух илиболее отрезков жесткой анкерной линии.
1 – жесткая анкерная линия; 2 – вертикаль;3 – зона возможного расположения; – (альфа) левый угол с боковым отклонением0°-15°; – (альфа) левый угол с боковым отклонением0°-15°; – (бета) правый угол с боковым отклонением0°-15°; – (гамма) угол с отклонением вперед0°-15°
Рисунок 2 – Иллюстрация конфигураций установки жесткой анкернойлинии
4Требования
4.1Материалы и конструкция
4.1.1Материалы
4.1.1.1 Несущая частьжесткой анкерной линии должна представлять собой рельс илипроволочный канат. Проволочный канат, применяемый для жесткойанкерной линии, должен иметь номинальный диаметр не менее 8 мм ибыть изготовленным из нержавеющей или гальванизированной стали всоответствии с ЕН 10264-2.
4.1.1.2 Концевыесоединения (например, обжимающая муфта) для жесткой анкерной линиииз проволочного каната должны быть изготовлены из металлическогоматериала и не должны приводить к возникновению нежелательноговзаимодействия с материалом проволочного каната (например,неравномерная коррозия металлов, растрескивание).
4.1.1.3 Соединительныеили поглощающие энергию компоненты из волокнистых канатов, ленты ишвейные нити должны быть изготовлены из монофиламентных иликомплексных нитей, пригодных для использования в предусмотренныхцелях. Прочность на разрыв синтетических волокон должна составлятьне менее 0,6 Н/текс.
4.1.1.4 Материалы,которые могут контактировать с кожей пользователя, не должныоказывать раздражающее или сенсибилизирующее действие прииспользовании по назначению.
4.1.1.5 При проведениииспытаний по 5.1 открытые кромки или углы деталей должны иметьзакругление по радиусу не менее 0,5 мм или фаску не менее 0,5мм45°.
4.1.2Конструкция
4.1.2.1 Средствоиндивидуальной защиты ползункового типа должно иметь возможностьотсоединяться от жесткой анкерной линии.
4.1.2.2 Средствоиндивидуальной защиты ползункового типа, перемещаемое по жесткойанкерной линии, должно быть сконструировано так, чтобы исключитьвозможность его непреднамеренного отсоединения от жесткой анкернойлинии.
4.1.2.3 Если пользовательможет отсоединить средство защиты от жесткой анкерной линии инымспособом, чем через конец анкерной линии, то средство защитыползункового типа или жесткая анкерная линия должны быть выполненытак, чтобы средство защиты могло быть отсоединено не менее чемдвумя последовательными и заранее обдуманными ручнымидействиями.
4.1.2.4 Средствоиндивидуальной защиты ползункового типа, перемещаемое по жесткойанкерной линии, должно быть оснащено функцией/функциями, которые недопускают его неправильную ориентацию во время установки или когдаоно установлено на анкерной линии.
4.1.2.5 Соединительныйэлемент/элементы должен/должны быть постоянно закреплен/закрепленына средстве защиты ползункового типа.
4.1.2.6 Закрепленное нажесткой анкерной линии средство индивидуальной защиты ползунковоготипа должно сопровождать пользователя при изменении положения вверхили вниз без необходимости ручного вмешательства.
4.1.2.7 Если средствозащиты ползункового типа содержит неметаллическую деталь, напримерамортизатор, эта деталь (включая концевые соединения) должна бытьзащищена от истирания.
4.1.2.8 Концевыеограничители, которые могут быть разомкнуты, должны бытьсконструированы так, чтобы они могли размыкаться только заранееобдуманным ручным действием; они должны автоматически замыкаться, аих удаление с жесткой анкерной линии должно быть невозможным.
4.1.2.9 Соединительныеэлементы, которые используют в виде соединительной детали или каксоединительное звено, должны отвечать требованиям ЕН 362, заисключением требований по пунктам 4.5 и 4.6.
4.1.2.10 U-подобныеболтовые зажимы проволочных канатов, включая те, которыесоответствуют ЕН 13411-5, не должны применяться в качествеконцевого соединения в жесткой анкерной линии, состоящей изпроволочного каната.
4.2Статическая прочность
4.2.1Предварительная нагрузка амортизатора
Если какая-то частьсредства индивидуальной защиты ползункового типа на жесткойанкерной линии оснащена амортизатором, то ее следует испытывать по5.2.1, за исключением требований по 5.2.1.2.9. Необратимоеудлинение амортизатора после приложения предварительной нагрузки сусилием 2 кН должно быть не более 20 мм.
4.2.2Средство индивидуальной защиты ползункового типа на жесткойанкерной линии
4.2.2.1 При проведениииспытаний по 5.2.2.2 средство защиты ползункового типа на жесткойанкерной линии должно выдерживать усилие 15 кН.
4.2.2.2 Если несущаянагрузку деталь, например амортизатор, состоит из неметаллическихматериалов и не является съемной, то при испытаниях по 5.2.1.2.9она должна выдерживать усилие 22 кН.
4.2.2.3 Если жесткиеанкерные линии из проволочного каната, испытанные по 5.3.2,показали в верхней точке анкерного крепления максимальную нагрузку,превышающую 6 кН, то проволочный канат и все другие компонентылинии в верхней части (например, амортизатор), за исключениемсредства индивидуальной защиты ползункового типа, должны бытьпроверены по 5.2.2.3; они должны выдерживать груз, в 2,5 разапревышающий нагрузку, измеренную в ходе испытания (допускаетсянеобратимая деформация без разрушения).
4.2.2.4 Средствоиндивидуальной защиты ползункового типа, которое не может свободновращаться вокруг своей жесткой анкерной линии или на направляющемэлементе при испытаниях по 5.2.2.4, должно выдерживать боковуюнагрузку 1 кН без отсоединения от анкерной линии и без наступлениянеобратимой деформации средства защиты ползункового типа илианкерной линии. Деформация направляющего элемента допускается приусловии, что средство защиты ползункового типа может свободноперемещаться через него вверх и вниз без ручного вмешательства.
4.2.3Концевые ограничители
4.2.3.1 При проведениииспытаний по 5.2.3.1 концевые ограничители типа A должнывыдерживать нагрузку 2 кН. Допускается остаточная деформация безразрушения.
4.2.3.2 При проведениииспытаний по 5.2.3.2 концевые ограничители типа B должнывыдерживать нагрузку 12 кН. Допускается остаточная деформация безразрушения.
4.3Динамические характеристики и функционирование
4.3.1Общие сведения
Втаблице 1 приведен обзор требуемых эксплуатационных ифункциональных испытаний.
Таблица 1 – Обзор необходимых эксплуатационных и функциональныхиспытаний
Массаиспытательного груза |
Эксплуатационные испытания с измерением страховочного участка имаксимальной нагрузки |
Функциональныеиспытания с измерением расстояния, но без измерения максимальнойнагрузки |
|||||
Послепредварительной обработки холодом |
Минимальноерасстояние |
Падениеназад |
На направляющемэлементе |
Боковоепадение |
Линия с боковымотклонением |
||
Жесткий испытательный грузмассой 100 кг |
Вертикально ориентированнаяжесткая анкерная линия с допустимым отклонением от вертикали неболее ±1° |
Вертикально ориентированнаяжесткая анкерная линия с допустимым отклонением от вертикали неболее ±1° |
Неприменяют |
||||
Жесткий испытательный груз,масса которого соответствует минимальной номинальной нагрузке |
Неприменяют |
Вертикально ориентированнаяжесткая анкерная линия с допустимым отклонением от вертикали неболее ±1° |
Вертикально ориентированнаяжесткая анкерная линия с допустимым отклонением от вертикали неболее ±1° |
Неприменяют |
Жесткая анкерная линия с угломотклонения не более 15° |
||
Жесткий испытательный груз,масса которого соответствует максимальной номинальной нагрузке, ноне менее 100 кг |
Неприменяют |
Вертикально ориентированнаяжесткая анкерная линия с допустимым отклонением от вертикали неболее ±1° |
Вертикально ориентированнаяжесткая анкерная линия с допустимым отклонением от вертикали неболее ±1° |
Вертикально ориентированнаяжесткая анкерная линия с допустимым отклонением от вертикали неболее ±1° |
Вертикально ориентированнаяжесткая анкерная линия с допустимым отклонением от вертикали неболее ±1°, установленная с максимально допустимым отклонениемвперед не более 15°, где это применимо |
Жесткая анкерная линия,установленная с боковым отклонением не более 15° |
4.3.2Динамические характеристики
При проведении испытанийпо 5.3.2 с жестким испытательным грузом массой 100 кг максимальнаянагрузка , измеренная в точке крепления жесткогоиспытательного груза, не должна превышать 6 кН. Жесткийиспытательный груз не должен соприкасаться с полом, а страховочныйучасток , измеренная в точке крепления жесткогоиспытательного груза, не должна превышать 6 кН. Жесткийиспытательный груз не должен соприкасаться с полом, а страховочныйучасток должен быть не более 1 м.
Для жестких анкерныхлиний из проволочного каната максимальная нагрузка, измеренная всамой верхней точке крепления, должна быть зафиксирована.
4.3.3Функционирование
4.3.3.1 Функционированиепосле предварительной обработки холодом
Средство индивидуальнойзащиты ползункового типа должно кондиционироваться при температурене более минус 30°C, если изготовитель не указывает более низкойтемпературы; в этом случае кондиционирование проводят при болеенизкой заявленной температуре.
При проведении испытанийпо 5.3.3 с жестким испытательным грузом массой 100 кг испытательныйгруз не должен соприкасаться с полом, а участок торможения должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток – не более 1 м.
4.3.3.2 Минимальноерасстояние до жесткой анкерной линии
При проведении испытанийпо 5.3.4 с жестким испытательным грузом, который соответствуетминимальной номинальной нагрузке, груз не должен соприкасаться сполом, а участок торможения должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток – не более 1 м.
При проведении испытанийпо 5.3.4 с жестким испытательным грузом, масса которогосоответствует максимальной номинальной нагрузке, но не менее 100кг, груз не должен соприкасаться с полом, а участок торможения должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток – не более 1 м.
4.3.3.3 Падение назад
При проведении испытанийпо 5.3.6 с жестким испытательным грузом, масса которогосоответствует минимальной номинальной нагрузке, груз не долженсоприкасаться с полом, а участок торможения должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток – не более 1 м.
При проведении испытанийпо 5.3.6 с жестким испытательным грузом, масса которогосоответствует максимальной номинальной нагрузке, но не менее 100кг, груз не должен соприкасаться с полом, а участок торможения должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток – не более 1 м.
4.3.3.4 Функционированиена направляющем элементе в случае жесткой анкерной линии изпроволочного каната
При проведении испытанийпо 5.3.5 с жестким испытательным грузом, масса которогосоответствует максимальной номинальной нагрузке, но не менее 100кг, груз не должен соприкасаться с полом, а участок торможения должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток должен быть не более 0,5 м или страховочныйучасток – не более 1 м.
4.3.3.5 Боковоепадение