ГОСТ Р ИСО 13326-2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Методы определения однородности
Издание официальное
БЗ 3-2002/51
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
ГОСТ Р ИСО 13326—2003
Предисловие
-
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 «Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники». ФГУП «НИИШП»
ВНЕСЕН Госстандартом России
-
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 февраля 2003 г. № 49-ет
-
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст международного стандарта ИСО 13326—98 «Методы определения однородности шины»
-
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ИПК Издательство стандартов. 2003
Настоящий стандарт нс может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
Содержание
-
1 Область применения
-
2 Нормативные ссылки
-
3 Определения
-
4 Аппаратура
-
5 Порядок проведения измерений
-
6 Правила обработки и оформления результатов измерений
-
7 Допустимая погрешность измерений
-
8 Допустимая погрешность измерения системы калибровки
Приложение А Факультативные условия измерения
ГОСТ Р ИСО 13326—2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ Ф Е Д Е Р А Ц И И
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Методы определения однородности
Pneumatic tyres.
Test metods for measuring uniformity
Дата введения 2004—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины для легковых, легких грузовых и грузовых автомобилей, мотоциклов и устанаммвает методы определения однородности шины.
Однородность шипы характеризуют следующие показатели:
-
– колебание радиальной силы;
-
– колебание боковой силы:
-
– угловой Э(|и|)скт;
-
– конусный 3(|>фскт.
Сущность методов заключается в измерении изменений компонентов сил. создаваемых смонтированной и накачанной шиной при се качении соосно барабану с постоянной скоростью при заданной нагрузке и неизменном расстоянии между осью колеса и барабаном.
Методы испытаний, приведенные в настоящем стандарте, не распространяются на операции контроля качества шин при их производстве.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 4754—97 Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним. легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия
ГОСТ 5513—97 Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним. автобусов и троллейбусов. Технические условия
ГОСТ 5652—89 Шины пневматические для мотоциклов, мотороллеров и мопедов. Технические УСЛОВИЯ
ГОСТ 22374-77 (ИСО 3877-1-78. ИСО 3877-3-78. ИСО 4223-1-78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения
ГОСТ 27704—S8 Шины пневматические. Правила подготовки шин для проведения стендовых испытаний
ГОСТ 28727—90 (ИСО 4249-1—85) Шины и ободья для мотоциклов (серии с кодовым обозначением). Часть 1. Шины
ГОСТ 28728—90 (ИСО 4249-2—90) Шины и ободья для мотоциклов (серии с кодовым обозначением). Часть 2. Расчет нагрузки на шину
ГОСТ 2S837—90 (ИСО 4209-1—8S) Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрическая серия). Часть 1. Шины пневматические
ГОСТ 29218—91 (ИСО 6054-1—90) Шины и ободья для мотоциклов (кодированные серии). Колы диаметров от 4 до 12. Часть I. Пневматические шины
Издание официальное
3 Определения
В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ 4754. ГОСТ 5513, ГОСТ 5652, ГОСТ 27704, ГОСТ 28727, ГОСТ 28728. ГОСТ 28837. ГОСТ 29218. а также следующие термины с соответствующими определениями:
-
3.1 однородность: Состояние, при котором любая характеристика шины постоянна по фазе и значению вдоль окружности шины как в статических, так и динамических условиях.
Примем а и и е — Однородность характеризует асимметричное распределение массы, геометрии и сил. создаваемых при движении твердого тела.
Недостаточная однородность вызывает при вращении шины вокруг своей оси изменение сил. приложенных к оси. которые .могут меняться в зависимости от угловой скорости крашения.
-
3.2 размах: Разность максимального и минимального сигналов в пределах указанного диапазона частот за время одного оборота шины.
-
3.3 первая гармоника: Амплитуда главной частотной составляющей преобразования Фурье.
При м е ч а и и е — Частота главной частотной составляющей равна частоте вращения шины.
-
3.4 вторая гармоника (и более высокого порядка): Амплитуда (от пика до пика) второго порядка частотной составляющей преобразования Фурье.
-
3.5 Силы (в ньютонах)
-
3.5.1 колебание радиальной силы Размах силы в радиальном направлении (ось Z) нагруженной шины, который повторяется при каждом обороте в условиях вращения с фиксированным радиусом под нагрузкой и с постоянной скоростью.
-
3.5.2 колебание боковой силы SFjt Размах силы в боковом направлении (ось Y) нагруженной шины, который повторяется при каждом обороте в условиях вращения с фиксированным радиусом под нагрузкой и с постоянной скоростью.
-
3.5.3 средняя боковая сила Среднее значение боковой силы нагруженной шины, прямолинейно катящейся в условиях свободного движения.
-
3.5.4 угловой эффект: составляющая средней боковой силы, которая меняет знак при изменении направления вращения.
-
3.5.5 конусный эффект: Составляющая средней боковой силы, которая нс меняет знак при изменении направления вращения, кгс.
-
3.5.6 колебание продольной силы (или силы тяги) Гу: Размах силы в продольном направлении (ось Л) нагруженной шины, который повторяется при каждом обороте в условиях вращения с фиксированным динамическим радиусом под нагрузкой и с постоянной скоростью.
-
-
3.6 Геометрия (в миллиметрах)
-
3.6.1 радиальное биение шины: Изменение радиуса шины, измеренного по поверхности протектора перпендикулярно к оси вращения без учета влияния различных канавок, выпрсссовок и вентиляционных отверстий, имеющихся в зоне рисунка протектора.
-
3.6.2 боковое биение шины: Изменение расстояний от неподвижной измерительной плоскости, перпендикулярной к оси вращения, до поверхности боковины па заданном расстоянии от указанной оси без учета влияния надписей и других маркировок на боковине.
-
3.6.3 радиальное биение испытательного обода: Изменение радиуса, измеренного по окружности вдоль полки обода перпендикулярно к оси вращения.
-
Примечание — Радиальное биение и змеряют для каждой полки обода.
-
3.6.4 боковое биение испытательного обода: Изменение расстояния от постоянной исходной плоскости, перпендикулярной к оси вращения до внутреннего вертикального участка закраины обола на заданном расстоянии от названной оси.
Примечание — Боковое биение и {меряют для каждой закраины обода.
-
3.7 Распределение массы
-
3.7.1 дисбаланс: Статический (3.7.2), динамический (3.7.3) или оба типа дисбаланса.
-
3.7.2 Статический дисбаланс равен произведению массы шины (ш) на эксцентриситет центра тяжести шины (е). г мм.
-
Примечз н и я:
-
1 При вращении шины е угловой скоростью <о статический дисбаланс со стает центробежную силу Л/, перпендикулярную к осн вращения определяемую по формуле
= tit е оз2.
-
2 Пневматическая шина фактически является деформируемым твердым телом. Это означает. что распределение массы и. следовательно, эксцентриситет центра тяжести могут изменяться со скоростью крашения. Поэтому на практике следует допустить, что е — это функция <о.
-
3.7.3 Динамический дисбаланс измеряют на свободно вращающейся шине и определяют в г-мм2
(4 — 4)а.
где 4 — момент инерции относительно оси вращения:
4 — момент инерции шины относительно диаметра;
а — угол между осью вращения и главной осью инерции.
Примечания:
-
1 Если шина вращается с постоянной угловой скоростью ш. динамический дисбаланс создает изгибающий момент Л/. г мм2. перпендикулярный к осн вращения и определяемый по формуле
м — 4) s’n (Х
где sin а принимают равным значению угла а в радианах (для малых углов).
-
2 Пневматическая шипа фактически является лс<1>ормируемым твердым телом. Эго означает, что момент инерции и. следовательно, относительное положение ее оси в пространстве может изменяться со скоростью вращения. На практике это означает, что !и и /</ являются функциями со.
-
3.8 фаза: Угловая ориентация шины, связанная с исходной точкой.
-
3.9 направление вращения: Направление, принятое в соответствии с выбранной схемой (рисунок 1).
Рисунок I — Система базисных осей для сил
П р в м е ч а н и е — Положительное вращение предполагает вращение барабана вокруг оси Y. когда ось Z перемещается по часовой стрелке в направлении осн X
-
3.10 испытательный барабан: Вращающееся цилиндрическое маховое колесо.
4 Аппаратура
4.1 Аппаратура хзя измерения сил и геометрии
-
4.1.1 Общие положения
-
4.1.1.1 Аппаратура для измерения сил и геометрии должна включать в себя:
-
-
– ось или ваз для обода, на котором шина должна легко монтироваться;
-
• испытательный барабан, ось которого параллельна оси обола;
-
– ус тройство для прижатия шины к барабану (или барабана к шине) с заданной силой Жили) сохранения постоянного расстояния между осями шины и барабана во время измерений;
-
– устройство для измерения составляющих сил в радиальном (ось Z) и боковом (ось Л направлениях при вращении шипы и барабана с заданной скоростью;
-
• устройство для быстрого накачивания и спуска давления, а также для коп троля давления при вращении (факультативно при необходимости).
-
4.1.1.2 Допускаемая нспараллельность осей вращения (ось Z) не должна превышать:
-
– 0.25 мм/м — при нагружении радиальной силой (ось Z) 10 кН и боковой силой 500 Н. если устройство оснашсно испытательным барабаном типа А;
-
– 0.50 мм/м — при нагружении радиальной силой (ось 2) 40 кН и боковой силой 2 кН. если устройство оснашсно испытательным барабаном типа В.
Примечание— I кпараллельность осей барабана и шины не должна превышать 0.17 мм/м при отсутствии нагружн.
При проверке непараллельное™ осей вращения можно использовать наружную поверхность барабана в качестве эталона.
-
4.1.1.3 Крутящий момент при вращении предпочтительно должен прилагаться от оси шины. Крутящий момент может возникать от оси барабана. Должно быть обеспечено вращение по часовой стрелке и в противоположном направлении.
-
4.1.1.4 Оборудование должно обеспечивать вращение шин с постоянной частотой от 10 до 250 мин*1.
-
4.1.2 Резонансные частоты конструкции
Параметры опорной конструкции и деталей машин под влиянием собственных частот нс должны изменяться более чем на 10 % в пределах измерительного диапазона частот.
-
4.1.3 Наружные вибрации
Необходимо обеспечить достаточную изоляцию оборудования, чтобы влияние окружающей среды на измеряемые параметры было минимально.
4.2 Испытательный барабан
-
4.2.1 Рекомендуемые наружные диаметры барабанов должны быть:
-
– 854 мм — для типа А;
-
– 1600 мм — для типа В.
При меча и не — Фактически наружный диаметр может быть 83O—IOOO мм (эталонный — 845 мм) для барабана типа Л и 1520—1700 мм (эталонный — 1600 мм) — для барабана типа В.
Если используется барабан другого диаметра, то должна быть проверена корреляция результатов испытаний на этом барабане с результатами, полученными при использовании рекомендуемых барабанов.
При использовании барабана другого диаметра должна быть проверена корреляция результатов испытаний на этом барабане с результатами, полученными при использовании барабана с рекомендуемыми диаметрами.
-
4.2.2 Биение наружной поверхности барабана, измеренное по эталонной лепте, должно быть нс более:
-
– 0.05 мм — для барабана типа А;
-
– 0,10 мм — дзя барабана типа В.
-
4.2.3 Нормы дисбаланса испытательного барабана приведены в таблице I.
Габл и на 1
Тип барабана |
Остаточный дисбаланс. нс более |
|
статический. кг мм |
динамический. кгм\г |
|
А |
5 |
500 |
В |
50 |
5000 |
-
4.2.4 Ширина поверхности барабана должна превышать отпечаток протектора испытуемой шины.
-
4.2.5 Наружная поверхность барабана должна быть грубой структуры с высоким трением для предотвращения проскальзывания шины на барабане во время измерения боковых сил.
4.3 Испытательный обод
-
4.3.1 Ширина обода должна быть равна ширине одного из ободьев, рекомендуемых для данной шины ГОСТ 4754. ГОСТ 5513. ГОСТ 5652. и предпочтительно равна ширине измерительного обода.
-
4.3.2 Диаметр и внутренний контур испытательного обода для измерения сил и(или) геометрии должны соответствовать стандартным диаметру и профилю. Для облегчения монтажа шины, демонтажа и правильной посадки бортов шины с целью получения воспроизводимости результатов могут потребоваться некоторые модификации профиля.
Нс рекомендуется применять ободья, имеющие специальные профили для удерживания бортов шины (например с выступами и т. д.).
-
4.3.3 Допускаемый прогиб полки обола пол нагрузкой в любом направлении при посадке бортов должен быть нс более 0.125 мм.
-
4.3.4 Допускаемое биение ободьев от пика до пика (полный размах) по месту- посадки борта в радиальном и боковом направлениях указано в таблице 2.
Та бл и ц а 2
Тип барабана |
Биение, мм. нс более |
А |
0.05 |
В |
0,10 |
4.3.5 Разность диаметров полок испытательного обола приведена в таблице 3.
Таблина 3
Тип барабана |
Разность диаметров полок. мм. нс более |
А |
0.1 |
В |
0.2 |
-
4.3.6 Полки обола должны быть обработаны на токарном станке и отполированы; две поверхности должны быть симметричными относительно экваториальной плоскости колеса в пределах норм, указанных в таблице 4.
Т а б л и и а 4
Тип барабана |
Допускаемое отклонение симметричности, мм |
А |
±0,05 |
В |
±0.10 |
4.3.7 Нормы дисбаланса испытательного обода приведены в таблице 5.
Т а б л и и а 5
Тип барабана |
Остаточный дисбаланс обода, не более |
|
статический, кг-мм |
динамический, кг-см* |
|
А |
1 |
100 |
В |
10 |
1000 |
4.4 Измерительная система
-
4.4.1 В измерительной системе должны быть датчики для определения выходных сигналов и составляющих различных характеристик однородности шин.
-
4.4.2 Датчики могут быть расположены между осью опорной конструкции шины и опорными элементами станины измерительного устройства.
-
4.4.3 Для калибровки систем измерения силы и геометрии требуется соответствующее калибровочное устройство.
-
4.4.4 Измерительная система может содержать указатель позиции для угловой ориентации типы относительно силовых сигналов, которые она создаст.
-
4.4.5 Измерительная система должна обеспечивать измерение сил в направлениях Y и 7. в пределах диапазонов изменений, указанных в таблице 6.
Т а б л и и а 6
Тип барабана |
Диппа юн изменения сил. Н |
Л |
До 1000 включ. |
В |
» 3000 » |
4.5 Накачивание шин и спуск давления
Аппаратура может включать устройство для быстрого накачивания тины и выпуска воздуха из типы и устройство для контроля давления при испытании.
4.6 Дополнительная аппаратура
Аппаратура может включать следующие устройства:
-
– для регистрации размаха составляющих колебания силы:
-
– для измерения амплитуды и <|>азы первых десяти гармоник составляющих колебаний силы;
-
– для поддержания давления в тине и его контроля.
4.7 Условия окружающей среды
Температура в испытательном помещении должна соответствовать требованиям ГОСТ 27704. При использовании грузиков для калибровки аппаратуры необходимо знать с требуемой точностью ускорение силы тяжести.
5 Порядок проведения измерений
П р и м е ч а ине — Допускается не проводить все операции, приведенные в 5.1 —5.3. последовательность операции может меняться.
5.1 Подготовка шины для измерения
-
5.1.1 Температура в помещении должна быть от 5 до 40 *С. Шину оставляют в помещении до тех пор. пока ее температура нс достигнет указанных значений.
-
5.1.2 Шину монтируют на испытательный обод (предпочтительно имеющий ширину измерительного обода, указанную для обозначенного размера шины) и устанавливают испытательное давление.
-
5.1.3 Для обеспечения правильной посадки шины на обол перед монтажом шины наносят соответствующую смазку на шину или обол, либо на шину и обол.
-
5.1.4 На поверхности шины и барабана нс должно быть загрязнений (масла или грязи).
-
5.1.5 При необходимости следует проводить обкатку шины с целью сокращения местных деформаций в структуре шины, обусловленных упаковкой и транспортированием.
5.2 Измерение сил
-
5.2.1 В зависимости ог типа испытуемой шины оборудование должно быть оснащено соответствующим испытательным барабаном в соответствии с таблицей 7.
Табл и па 7
Тип шины |
Тип испытательного барабана |
Для мотоциклов |
А |
Для легковых автомобилей |
А |
Для легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей |
А или В |
способности для одинарной шины до 121 включительно |
|
Для легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей |
В* |
способности для одинарной шины до 122 и более |
|
Примечание — Применяют также испытательный барабан типа А |
при условии, что измерительная |
система способна измерял» изменение сил не менее 3000 Н (таблица 6). |
-
5.2.2 Подготовленную шину монтируют на измерительный обол.
-
5.2.3 В шине устанавливают давление в соответствии с указанным в таблице 8.
Табл и на 8
Тип шины |
Давление. кПа* |
Для мотоциклов Для легковых автомобилей Для легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности для одинарной шины до 121 включительно Для легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности для одинарной шины до 122 и более |
200 200** 200 или 350*** 450 или 600, или 700 |
* Давление выбирают на основе эталонного давления, соответствующего максимальной нагрузке шины. ** Допускается применял» давление 207 кПа. *** Допускается применять давление 300 и 320 кПа. Примечание — Значения испытательного давления были выбраны произвольно .ня стандартизации методов измерения, в настоящее время они используются в шинной промышленности. |
-
5.2.4 Заданное давление в шине корректируют непосредственно перед началом измерений.
-
5.2.5 Устанавливают нагрузку на шину, обеспечивающую заданный прогиб шины, приблизительно равный прогибу на плоской поверхности для шины, накачанной до давления, соответствующего максимальной грузоподъемности одинарной шины.
Примечание — При наличии расширенных таблиц натру зка/давление указанное расстояние должно соответствовать прогибу на плоской поверхности шины, накачанной до выбранного предписанного значения испытательного давления (см. 5.2.3) и нагруженной до максимальной нагрузки, соответствующей этому давлению для одинарной шины.
-
5.2.6 Шину вращают с постоянной частотой при нулевых углах развала и увода колеса и. при необходимости, регистрируют частоту вращения (мин ’).
-
5.2.7 Измеряют, а при необходимости и регистрируют, если это необходимо, радиальную и(или) боковую силы как функции фазы не менее чем для одного полного оборота.
11 р и м е ч а н и е — Нс допускается проводить и змерения во время неустановившегося периода, пока сигналы не стабилизировались. Необходимое время стабилизации зависит от свойств датчиков и способа измерений.
Примеры диаграмм сил приведены на рисунке 2.
а — радиальная сила: б — боковая сила
Рисунок 2 — Примеры волнообразных профилей распределения сил, создаваемых шиной
-
5.2.8 Изменяют направление вращения шины и повторяют измерения.
Л ри мсчание — Допускается демонтаж шины с обола и повторный монтаж на ободе, но при этом другая боковина шины должна быть повернута к оператору.
-
5.2.9 Дополнительно можно регистрировать следующие параметры:
-
– ширину испытательного обола:
-
– диаметр барабана:
-
– давление в шине.
5.3 Измерение геометрических параметров
-
5.3.1 Параметры измеряют па нагруженной и ненагруженной шипах. При измерении нагруженной шины датчики располагают так. чтобы прогибом шины можно было пренебречь.
-
5.3.2 Шину подготавливают и монтируют на устройство. Можно использовать устройство для измерения сиз.
-
5.3.3 Устанавливают давление и скорость вращения шины до значений, предписанных для измерения сит. При измерении геометрических параметров давление можно повысить.
-
5.3.4 Геометрические параметры измеряют в плоскости, включающей ось вращения шины.
Примечание — Рекомендуется размешать три датчика на протекторе шины и. если необходимо, измерить также боковое биение. — два датчика отдельно по боковинам шины.
-
5.3.5 Измеряют радиальное и(или) боковое биения и. если это необходимо, биения как функции фазы для выбранных позиций за время одною полного оборота.
Примечание — Если шина не была предварительно подготовлена, необходимо исключить влияние канавок и выпрессовок.
-
5.3.6 При необходимости регистрируют значения биений и частоты вращения (мин ’’).
До начала регистрации каких-либо результатов измерений необходимо провести стабилизацию, продолжительность которой зависит от свойств датчиков и физического способа измерения.
II р и м с ч а н и я
-
1 Измерения не проводят во время неустановившегося периода, когда сигналы стабилизируются.
-
2 Достаточно одного направления вращения.
-
5.3.7 При необходимости регистрируют следующие параметры:
-
– ширину испытательного обода:
-
– среднюю радиальную силу при испытании в случае измерения шины в нагружаемом состоянии. Н:
-
– давление в шине.
6 Правила обработки и оформления результатов измерений
6.1 Силы
-
6.1.1 Колебания радиальной и боковой Д/’д сил в ньютонах вычисляют, если необходимо, за один оборот шины для одного или обоих направлений вращения.
II р и меча и не — При измерении в обоих направлениях вращения следует учитывать наибольшее значение.
-
6.1.2 Амплитуду гармоники колебания силы (радиальной или боковой) в ньютонах вычисляют за один оборот шины и определяют, если необходимо, в одном или обоих направлениях вращения.
Примечание — При измерении в обоих направлениях вращения следует учитывать наибольшее шачсние. Кроме того, сои необходимо, можно вычислять амплитуды гармоник более высокого порядка.
-
6.1.3 Средняя боковая сила Гд. Н. представляет среднеарифметическое значение боковой силы за один оборот шины, которое может регистрироваться при необходимости для одного или обоих направлений вращения шины.
В качестве альтернативного метода может быть выбрана регистрация максимальной или минимальной боковой силы за один оборот шины.
Также в качестве альтернативного метола может использоваться среднее колебание боковой силы вместо средней боковой силы, измеренной в двух направлениях вращения. Среднее колебание боковой силы измеряют как и среднюю боковую силу и вычисляют как полусумму максимальных и минимальных изменений боковой силы.
Примечание — На результаты измерения боковой силы оказывает влияние точность (включая углы развала и увола колеса) измерительного устройства.
-
6.1.4 Конусный эффект. Н. вычисляют по формуле
L ||р + F(..обр)’
где /•/„!, — средняя боковая сила. Н. измеренная:
-
– либо при вращении барабана по часовой стрелке, когда направление вращения задано оператором:
-
– либо по маркировке па боковине шины по направлению к оператору, когда изменение направления вращения достигнуто перемонтажом шины на испытательном ободе:
обр — средняя боковая сила. Н. измеренная:
-
– либо при вращении барабана против часовой стрелки, когда направление вращения ‘задано оператором:
-
– либо по маркировке на боковине шины по направлению от оператора, когда изменение направления вращения достигнуто перемонтажом шины на испытательном ободе.
-
6.1.5 Угловой эффект. Н. вычисляют как полуразпость средних значений боковой силы, измеренных для двух направлений вращения шины, по формуле
пр — /7. обр)-
6.2 Геометрия
-
6.2.1 Радиальное и боковое биения в миллиметрах соответствуют полному обороту шины. За результаты могут быть приняты наибольшие значения или средние значения из числа отдельных измерений.
Примечание — На результат может оказывать влияние место измерения (иентральная юна протектора. плечевые зоны протектора, плечевая зона боковины, выбранный участок боковины и т. л.).
-
6.2.2 Амплитуда первой гармоники радиального биения в миллиметрах, определенная в различных зонах, соответствует полному обороту* шины. За результат принимают наибольшее зарегистрированное значение или среднее значение ряда отдельных измерений.
7 Допустимая погрешность измерений
Точность средств измерений должна обеспечивать измерения в пределах допусков, указанных в7.1-7.3.
-
7.1 Комплект аппаратуры должен обеспечивать задание и измерение средней радиальной силы с допустимой погрешностью ±2 % максимального значения, на которое рассчитано устройство.
-
7.2 Комплект аппаратуры должен обеспечивать задание и измерение средней боковой силы с допустимой погрешностью ±2 % максимального значения, на которое рассчитано устройство.
-
7.3 Устройство должно обеспечивать измерение колебаний радиальной и боковой сил с погрешностью в пределах:
при использовании барабана типа А:
±2.5 Н — для шин легковых автомобилей и мотоциклов.
±5.0 Н — для шин легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности до 121 включительно:
при использовании барабана типа Б:
±10 Н — для шин легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности до 121 включительно.
±25 Н — для шин легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности до 122 и более.
8 Допустимая погрешность измерения системы калибровки
-
8.1 Для измерения сил следует применять соответствующие средства измерений с основной допустимой погрешностью, удовлетворяющей требованиям раздела 7.
-
8.2 Система калибровки средств измерения приложенных сил должна обеспечивать калибровку средств измерения сил вплоть до верхней границы диапазона измерения сил 10 кН ±50 Н с относительной погрешностью не более 0.5 % значения приложенной силы.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)
Факультативные условия измерения
Л.1 Назначение
Операции контроля качества у изготовителя могут потребовать сокращения количества перенастроек if обеспечения способов ускорения процесса измерения.
В этом случае могут быть использованы рекомендации А.2 и А.З.
За исключением указанных допущений условия испытаний стандартные.
Л.2 Испытательные ободья
А.2.1 Для обеспечения ускоренного монтажа и демонтажа шин могут быть использованы специальные разъемные ободья, которые должны гарантировать постоянное давление в шине.
А.2.2 Профиль обода может быть изменен (А.2.2.1—А.2.2.3).
А.2.2.1 У ободьев, которые должны применяться вместе с барабанами типа А. для испытаний шин для легковых и легких грузовых автомобилей диаметр обола 1)г ранен стандартному диаметру обода /Л уменьшенному па 1,2 мм в соответствии с таблицей А. I.
Т а б л и и а А. I
Код номинального диаметра обода |
Диаметр обода 1)^ мм. предельное отклонение ±0.3 мм |
10 |
252,0 |
12 |
302,8 |
13 |
328.2 |
14 |
353,6 |
15 |
379.0 |
16 |
404,4 |
17 |
435,4 |
18 |
460,8 |
19 |
486,2 |
20 |
511.6 |
А.2.2.2 У ободьев, применяемых с барабаном типа А, для испытания шин для легковых либо легких грузовых и грузовых автомобилей радиус, соединяющий закраину и полку обода должен быть менее 2.5 мм. однако высота закраины обола 6* должна быть не менее 9.6 мм.
А.2.2.3 У ободьев, применяемых с барабаном типа Б. для испытания шин для легких грузовых и грузовых автомобилей диаметр обода 1)г равен стандартному диаметру обода /Л уменьшенному на 1 мм в соответствии с таблицей А.2.
Табл и ца А.2
Кол номинального диаметра обода |
Диаметр обода мм. предельное отклонение ±1,0 мм |
10 |
252,0 |
12 |
303.8 |
13 |
328.4 |
14 |
353.8 |
15 |
379.2 |
16 |
404.6 |
17 |
435,6 |
20 |
513.4 |
24 |
615.0 |
17.5 |
443.5 |
19.5 |
494.3 |
22,5 |
570,5 |
24.5 |
621.3 |
А.З Нагрузка па шину при испытании
А.З. 1 Силу, приложенную к шине, в ньютонах задают в соответствии с указанным рядом (серия R 10):
800 |
2500 |
8000 |
25000 |
1000 |
3150 |
10000 |
31500 |
1250 |
4000 |
12500 |
40000 |
1600 |
5000 |
16000 |
50000 |
2000 |
6300 |
20000 |
63000 |
А.3.2 Шины для мотоциклов
Для шин стандартного типа нагрузка при испытании должна соответствовать указанной в таблице А.З в зависимости от индекса несушек способности, нанесенного на боковине шины.
Для шин усиленною гика шпрузка при испытании должна соответствовать указанной в таблице А.З в зависимости от индекса несущей способности, нанесенного на боковине шины, уменьшенного на шесть единиц.
Табл и ца А.З
Индекс несущей способности |
Нагрузка при испытании. II |
От 30 до 35 включ. |
800 |
-36-43 » |
1000 |
-44-51 » |
1250 |
-52-59 » |
1600 |
-60-67 – |
2000 |
-68-75 » |
2500 |
-76-83 – |
3150 |
– 84 – 91 – |
4000 |
-92-99 • |
5000 |
– 100 – 107 – |
6300 |
-108-116 – |
8000 |
– 117 – 123 » |
10000 |
– 124 – 131 – |
12500 |
– 132 » 140 |
16000 |
А.3.3 Шины для легковых автомобилей
Для шин стандартного типа нагрузка при испытании должна соответствовать указанной в таблице А.З в зависимости от индекса несушек способности, нанесенного на боковине шины.
Для шин усиленного типа нагрузка при испытании должна соответствовать указанной в таблице А.З в зависимости ог индекса несущей способности. нанесенного на боковине шины, уменьшенного на четыре единицы.
А.3.4 Шины для легких грузовых и грузовых автомобилей
Нагрузку при испытании определяют из ряда значений, указанных в А.З. 1. Выбирают значение, наиболее близкое к 75 %-ной нагрузке, соответствующей индексу несущей способности одинарной шины, который маркируется на боковинах шины (первое значение в случае маркировки, содержащей два индекса).
УДК 629.114.6.012.55:006.354
ОКС 83.160.10
Л62
ОКСТУ 2520
Ключевые слова: шины пневматические, методы определения однородности, испытательный барабан, колебание радиальной силы, колебание боковой силы, среднее значение боковой силы, конусный эффект, угловой эффект
Редактор Р.С. Федорова Технический редактор НС. Гришанова Корректор В. И. Каиуркина Компьютерная верстка И.А. //шейкиной
Ии. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 03.03.2003. Подписано в печать 20.03.2003. Уел. печл. 1.86. Уч.-изал. 1.40. Тираж 210 jkj. С 10065. Зак. 250.
ПИК Издательство стандартов. 107076 Москва. Колодезный пер.. 14. Itttp://www.standards.ru e-mail: info#standards.ni Набрано в Издательстве на ПЭВМ
Филиал ИНК И жительство стандартов — тип. «Московский печатник*. 105062 Москва. Лялин пер.. 6. Плр № 080102