Получите образец ТУ или ГОСТа за 3 минуты

Получите ТУ или ГОСТ на почту за 4 минуты

ГОСТ Р ИСО 16121-3-2011 Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р исо 16121-3-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Требования к рабочему месту водителя автобуса Часть 3 Информационные устройства и элементы управления

ISO 16121-3:2011 Road vehicles — Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service buses — Part 3: Information devices and controls (IDT)

Издание официальное

Москва Стандарт информ 2012

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. № 668-ст

  • 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-3:2011 «Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления» (IS016121-3:2011 «Road vehicles — Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service buses — Part 3: Information devices and controls»).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5—2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящегостандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА

  • 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок— в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины, определения и обозначения

  • 4 Контрольные и информационные устройства

  • 5 Регулируемая приборная панель

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)

Библиография

Введение

Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.

В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта «Рабочее место водителя в рейсовом автобусе», который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2]—(6]).

Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).

Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1—4).

Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиям стандартов серии ИС016121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Требования к рабочему месту водителя автобуса

Часть 3

Информационные устройства и элементы управления

Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver.

Part 3. Information devices and controls

Дата введения — 2012—12—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования по расположению информационных устройств и элементов управления.

Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО 2575 Транспорт дорожный. Символы для элементов управления, индикаторов и сигнализаторов (ИСО 2575, Road vehicles — Symbols for controls, indicators and tell-tales)

ИСО 4040 Транспорт дорожный. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобилях (ISO 4040, Road vehicles — Location of hand controls, indicators and tell-tales in motor vehicles)

ИСО 16121-1 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования (ISO 16121-1, Road vehicles — Ergonomic requirements forthedriver’s workplace in line-service buses — Part 1: General description, basic requirements)

3 Термины, определения и обозначения

  • 3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

  • 3.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35 % площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.

  • 3.1.2 предварительное предупреждение (early warning): Визуальный сигнал предупреждения, не требующий немедленного принятия мер.

  • 3.1.3 сигнал тревоги (alert): Визуальный сигнал тревоги, требующий немедленного принятия мер.

Издание официальное

  • 3.1.4 зона A (zone Д): Зона на приборной панели, находящаяся за рулевым колесом, ограниченная горизонтальной касательной плоскостью, проходящей через высшую точку рулевой колонки, находящейся в своем самом верхнем положении, вертикальными плоскостями, проходящими через левую и правую крайние точки обода рулевого колеса, и верхней частью приборной панели (см. рисунок 1).

  • 3.1.5 зона В (zone В): Зона слева от рулевого колеса, ограниченная с правой стороны вертикальной плоскостью, проходящей через левую крайнюю точку обода рулевого колеса, с левой и верхней сторон — досягаемостью руки R (см. рисунки 1 и 2), с нижней стороны — плоскостью, перпендикулярной к оси сиденья, проходящей на 60 мм ниже центра рулевого колеса (в центральном положении, как рекомендовано изготовителем).

  • 3.1.6 зона С (zone С): Зона, имеющая такую же форму, как и зона В. но располагающаяся в зеркальном отражении справа от рулевого колеса (см. рисунок 1).

  • 3.1.7 зона B1 (zone В1): Дополнительная область под зоной В, имеющая ту же ширину, что и зона В, от нижней границы зоны В до прямой, проходящей через нижнюю границу приборной панели (см. рисунок 1).

Примечание — Зона В^ может быть объединена с зоной В.

  • 3.1.8 зона С’ (zone С1): Дополнительная область, имеющая такую же форму, как и зона В1, но располагающаяся в зеркальном отражении, справа от рулевого колеса ниже зоны С (см. рисунок 1).

Примечание — Зона Ci может быть объединена с зоной С.

  • 3.1.9 зона D (zone D): Боковая консоль слева от водителя, ограниченная с правой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны — нижней границей зоны Bv с левой и нижней сторон — стенами и полом кабины (см. рисунок 1).

  • 3.1.10 зона E(zone Е): Боковая консоль справа от водителя, ограниченная с левой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны — нижней границей зоны С1( с правой стороны — в зависимости от норм для проходов, с нижней стороны — стенами и полом кабины (см. рисунок 1);

  • 3.1.11 зона F (zone F): Потолочная консоль над рабочим местом водителя, которая находится за пределами досягаемости рук сидящего водителя (см. рисунок 2).

  • 3.1.12 диапазон досягаемости рук (hand reach range): Область, ограниченная двумя обращенными вперед полусферами с радиусом 750 мм и центрами, расположенными в плечевых точках.

3.13 плечевая точка, ПТ (shoulder point, SP): Точка, расположенная слева или справа от нулевой плоскости Y на расстоянии 170 мм по горизонтали и на 530 мм выше точки Н, когда сиденье находится в своем самом переднем и самом нижнем положении.

  • 3.2 Сокращенные термины

LHD — транспортное средство с левосторонним управлением,

RHD — транспортное средство с правосторонним управлением.

Размеры в миллиметрах

А — эона А (3.1.4): б — зона б (3.1.5): б1 — зонаб! (3.1.7): С — зона С (3.1.6): — зона Cj (3.1.8): D — зона Р(3.1.9):

Е — зона Е (3.1.10); точка Н — соответствует водителю невысокого роста; R — диапазон досягаемости руки = 750 мм;

ПТ — плечевая точка

Рисунок 1 — Определение зон, вид сверху

1 — рулевое колесо: 2 — приборная панель: А — зона А (3.1.4); б — зона В (3.1.5); б1 — зона В1 (3.1.7); С — зона С (3.1.6); ПТ — плечевая точка; С1 — зонаС^ (3.1.8); О— эона D (3.1.9); Е — зона Е (3.1.10); F — зона F (3.1.11); точка Н — соответствует водителю невысокого роста; R — диапазон досягаемости руки = 750 мм

Рисунок 2 — Определение зон, вид сбоку

4 Контрольные и информационные устройства

  • 4.1 Основные эргономические принципы

Конструкция информационных устройств (приборов) должна быть разработана на основе следующих эргономических принципов:

  • – доступности элементов управления из положения, соответствующего обычному управлению транспортным средством без необходимости сгибать верхнюю часть туловища вперед;

  • – удобного управления кассовым аппаратом и устройством для отрывания (печати) билетов;

  • – отсутствия ограничений переднему и боковому обзору;

  • – свободного обзора водителем дисплея, клавиатуры, кассового аппарата, разменного автомата (если установлен) и лотка для денег;

  • – четкого отображения источника информации с помощью пиктограмм;

  • – наличия как можно меньшего количества сигнальных ламп, но не менее, чем установлено в национальных требованиях;

  • – минимизации усилий, необходимых водителю для обнаружения ошибки и принятия мер для ее исправления;

  • – четкости символов крупного размера (ИСО 2575);

  • – использования дисплея, способного к выводу графической информации, для централизованного представления данных;

  • – наличия красной лампы или цветного экрана для сигнала тревоги;

  • – наличия желтой лампы или цветного экрана для предварительного предупреждения;

  • – наличия сообщений о неисправностях, которые помогают различать «предварительное предупреждение» и «сигнал тревоги».

Информация, представляемая водителю, должна быть важной, недвусмысленной и как можно меньше отвлекающей водителя. Это вызывает необходимость ранжировать информацию, принимая во внимание следующие факторы:

  • a) важность (безопасность, возможный ущерб);

  • b) источник информации;

  • c) адресат (водитель, обслуживающий персонал).

Приоритетность должна быть определена изготовителем с учетом режима работы.

Необходимо, чтобы информация могла быть сохранена для отображения в будущем. У соответствующего персонала должна быть возможность вызвать вручную сохраненную информацию.

  • 4.2 Расположение элементов управления в соответствии с ИСО 4040

Рекомендуется, чтобы следующие элементы управления на приборной панели и боковых консолях были расположены 8 соответствии с ИСО 4040:

  • – спидометр;

  • – указатель поворота;

  • – переключатель фар/проблескового прибора;

  • – стеклоочиститель/омыватель ветрового стекла;

  • – клавиша включения звукового сигнала (гудка).

  • 4.3 Зона А

Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне А:

• сигнальные лампы;

  • – главный информационныйдисплей;

  • – индикаторы предупреждения и тревоги.

  • 4.4 Зона В

Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне В:

  • – мигающая аварийная сигнализация (LHD);

  • – оборудование для автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в RHD (оно может быть расположено в зоне В});

  • – переключатель фар (может быть расположен в зоне 81);

  • – переключатель передних противотуманных фар (может быть расположен в зоне 80;

  • – переключатель задних противотуманных фар (может быть расположен в зоне 80;

  • – переключатель внутреннего освещения пассажирского салона (альтернативно может быть расположен в зоне 80;

  • – видеодисплеи (альтернативное местоположение).

В отношении сигнальных устройств и видеодисплеев можно не учитывать ограничение досягаемости рук.

  • 4.5 Зона в1 (при наличии)

Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне В, (см. 4.4):

  • – переключатель фар (альтернативное местоположение);

  • – переключатель передних противотуманных фар (альтернативное местоположение);

  • – переключатель задних противотуманных фар (альтернативное местоположение);

  • – переключатель внутреннего освещения пассажирского отделения (альтернативное местоположение).

  • 4.6 Зона С

Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне С:

  • – контрольный переключатель двери (альтернативно может быть расположен в зоне Е в RHDy

  • – устройство блокировки движения при открытых дверях (если установлено);

  • – элемент управления подвеской (если установлен) (альтернативно может быть расположен в зоне Е в RHD);

  • – мигающая аварийная сигнализация (RHDy,

  • – подъемное устройство/рампа (если установлено) (альтернативно может быть расположено в зоне Ев RHDy,

  • – оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в LHD (альтернативно могут быть расположены в зоне Е);

  • – видеодисплеи (альтернативное местоположение).

  • 4.7 Зона (при наличии)

Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне С,:

  • – исполнительные механизмы, указанные в пункте 4.6(опускающее устройство/рампа, ит.д.)(аль-тернативное местоположение).

  • 4.8 ЗонаО

Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне D:

  • – оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в RHD (см. 4.4);

  • – стояночный тормоз, приводимый в действие с помощью регулируемого тормозного крана с ручным управлением в LHD\

  • – элементы управления отоплением/вентиляцией в LHD.

Ни один элемент управления, необходимый для нормального управления транспортным средством, не должен находиться позади точки Н водителя невысокого роста.

4.10 ЗонаЕ

Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне F:

  • – элементы управления редко используемым оборудованием, например:

  • – видеодисплеями;

  • – элементами управления видеосистемой.

Для улучшенной эргономичности управления все зоны могут быть наклонены в сторону водителя (рекомендуется наклон от 10° до 20е).

5 Регулируемая приборная панель

Если приборная панель представляет собой регулируемый комплектный узел, включающий зоны А. В и С, то при проектировании должны быть применены следующие критерии:

  • – регулировка выполняется одновременно для всех зон вместе с возможной регулировкой рулевого колеса;

  • – доступность элементов управления из нормального положения водителя при вождении без необходимости сгибания верхней части туловища вперед;

  • – наличие достаточного расстояния до плоскости рулевого колеса в соответствии с ИСО 4040;

  • – отсутствие управления устройствами «через рулевое колесо»;

  • – достаточное пространство для ног между приборной панелью и сиденьем во всех положениях сидя (см. ИС016121-1 для информации по диапазону регулировки);

  • – отсутствие затруднений, связанных с взаимным влиянием соседних компонентов друг на друга при регулировке;

  • – отсутствие возможности защемления или зажатия частей тела.

Рекомендуется конструкция рулевого колеса и приборной панели в виде объединенного регулируемого узла. При конструировании должно быть обеспечено минимальное влияние системы рулевого управления (вибрации, сотрясения и т. д.) на приборы и устройства для возможности быстрого, легкого, безошибочного считывания информации и управления.

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 16121-1:2005

IDT

ГОСТ Р ИСО 16121-1—2011 «Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 1. Основные требования»

ИСО 2575:2010

«

ИСО 4040:2009

IDT

ГОСТ Р ИСО 4040—2011 «Эргономика транспортных средств. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобиле»

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

– IDT — идентичные стандарты.

Библиография

  • [1] VDV 234 Driver’s work place in the low-floor line-service bus. Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV). Cologne, Germany

  • [2] TCRP Report 25. Bus operator workstation evaluation and design guidelines — summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997

  • [3] STRP Report # 6. Ergonomic study of the driver’s workstation in urban buses. Canadian Urban Transit Association

  • [4] NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999

  • [5] Swedish Road and Transport Research Institute, Driver’s Cab in Buses, Phase 3: Field tests — Summary

  • [6] Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000

УДК 331.41:006.354 ОКС 42.020 365

Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, информационные устройства, элементы управления, зоны приборной панели.

Редактор И. В. Меньших

Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор В. И. Варенцова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Сдано в набор 30.07.2012. Подписано 8 печать 13.08.2012. Формат 60 х 84 Гарнитура Ариал

Усл. печ. л. 1,40. Уч.-иэд. л. 0.85. Тираж 84 экз. Зак. 702.

, 123995 Москва, Гранатный пер , 4. www.gostinfo.HJ

Набрано во на ПЭВМ

Отпечатано в филиале — тип. «Московский печатник». 105062 Москва, Лялин пер., 6.

Николай Иванов

Эксперт по стандартизации и метрологии! Разрешительная и нормативная документация.

Оцените автора
Все-ГОСТЫ РУ
Добавить комментарий