ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТ Р исо 16121-3-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Требования к рабочему месту водителя автобуса Часть 3 Информационные устройства и элементы управления
ISO 16121-3:2011 Road vehicles — Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service buses — Part 3: Information devices and controls (IDT)
Издание официальное
Москва Стандарт информ 2012
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
-
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
-
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика»
-
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. № 668-ст
-
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16121-3:2011 «Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 3. Информационные устройства и элементы управления» (IS016121-3:2011 «Road vehicles — Ergonomic requirements for the driver’s workplace in line-service buses — Part 3: Information devices and controls»).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5—2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящегостандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в приложении ДА
-
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок— в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2012
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
-
1 Область применения
-
2 Нормативные ссылки
-
3 Термины, определения и обозначения
-
4 Контрольные и информационные устройства
-
5 Регулируемая приборная панель
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов
ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)
Библиография
Введение
Низкая эргономичность рабочего места водителя автобуса, предназначенного для рейсовых городских и междугородних перевозок, приводит к увеличению физического и умственного напряжения водителя.
В настоящем стандарте приведены рекомендации для проектировщика рейсовых автобусов по разработке общей эргономической концепции рабочего места водителя. Рекомендуемые требования к рабочему месту водителя рейсового автобуса, установленные в настоящем стандарте, основаны на научных выводах исследовательского проекта «Рабочее место водителя в рейсовом автобусе», который был проведен в Германии и обобщен в рекомендациях VDV234 [1]. В стандарте также учтены всесторонние эргономические исследования, относящиеся к конструкции улучшенного рабочего места водителя, проведенные в США, Канаде, Нидерландах, Швеции и Соединенном Королевстве ([2]—(6]).
Настоящий стандарт предлагает практические решения для всего диапазона роста водителей, в том числе 1,58 м (невысокая женщина) и 2,0 м (высокий мужчина). Рост включает в себя высоту подошвы обуви (30 мм).
Важно, чтобы при проектировании рабочего места водителя были учтены требования всех стандартов серии ИСО 16121 (части 1—4).
Следует отметить, что при наличии национальных требований в рассматриваемой области они также должны быть выполнены. В случае возникновения противоречий между национальными требованиями и требованиям стандартов серии ИС016121 в какой-либо специфической области национальные требования должны превалировать только в этой специфической области.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Требования к рабочему месту водителя автобуса
Часть 3
Информационные устройства и элементы управления
Ergonomic of vehicles. Requirements for the workplace of bus driver.
Part 3. Information devices and controls
Дата введения — 2012—12—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования по расположению информационных устройств и элементов управления.
Настоящий стандарт устанавливает требования к рабочему месту водителя автобуса с низким расположением пола, в котором имеется более восьми сидений для пассажиров (кроме сиденья водителя), имеющего максимальный вес более пяти тонн и габаритную ширину более 2,30 м.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 2575 Транспорт дорожный. Символы для элементов управления, индикаторов и сигнализаторов (ИСО 2575, Road vehicles — Symbols for controls, indicators and tell-tales)
ИСО 4040 Транспорт дорожный. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобилях (ISO 4040, Road vehicles — Location of hand controls, indicators and tell-tales in motor vehicles)
ИСО 16121-1 Транспорт дорожный. Эргономические требования к рабочему месту водителя в автобусах. Часть 1. Общее описание, основные требования (ISO 16121-1, Road vehicles — Ergonomic requirements forthedriver’s workplace in line-service buses — Part 1: General description, basic requirements)
3 Термины, определения и обозначения
-
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
-
3.1 транспортное средство с низким расположением пола (low-floor): Транспортное средство, в котором не менее 35 % площади (или площади его передней части в случае сочлененного транспортного средства), отводимой для стоящих пассажиров, образует сплошную поверхность без ступенек, на которую пассажир может подняться, сделав только один шаг с поверхности земли, имеющее хотя бы одну дверь, позволяющую это сделать.
-
3.1.2 предварительное предупреждение (early warning): Визуальный сигнал предупреждения, не требующий немедленного принятия мер.
-
3.1.3 сигнал тревоги (alert): Визуальный сигнал тревоги, требующий немедленного принятия мер.
Издание официальное
-
3.1.4 зона A (zone Д): Зона на приборной панели, находящаяся за рулевым колесом, ограниченная горизонтальной касательной плоскостью, проходящей через высшую точку рулевой колонки, находящейся в своем самом верхнем положении, вертикальными плоскостями, проходящими через левую и правую крайние точки обода рулевого колеса, и верхней частью приборной панели (см. рисунок 1).
-
3.1.5 зона В (zone В): Зона слева от рулевого колеса, ограниченная с правой стороны вертикальной плоскостью, проходящей через левую крайнюю точку обода рулевого колеса, с левой и верхней сторон — досягаемостью руки R (см. рисунки 1 и 2), с нижней стороны — плоскостью, перпендикулярной к оси сиденья, проходящей на 60 мм ниже центра рулевого колеса (в центральном положении, как рекомендовано изготовителем).
-
3.1.6 зона С (zone С): Зона, имеющая такую же форму, как и зона В. но располагающаяся в зеркальном отражении справа от рулевого колеса (см. рисунок 1).
-
3.1.7 зона B1 (zone В1): Дополнительная область под зоной В, имеющая ту же ширину, что и зона В, от нижней границы зоны В до прямой, проходящей через нижнюю границу приборной панели (см. рисунок 1).
Примечание — Зона В^ может быть объединена с зоной В.
-
3.1.8 зона С’ (zone С1): Дополнительная область, имеющая такую же форму, как и зона В1, но располагающаяся в зеркальном отражении, справа от рулевого колеса ниже зоны С (см. рисунок 1).
Примечание — Зона Ci может быть объединена с зоной С.
-
3.1.9 зона D (zone D): Боковая консоль слева от водителя, ограниченная с правой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны — нижней границей зоны Bv с левой и нижней сторон — стенами и полом кабины (см. рисунок 1).
-
3.1.10 зона E(zone Е): Боковая консоль справа от водителя, ограниченная с левой стороны плоскостью, параллельной срединной плоскости водителя, расположенной на расстоянии до сиденья не менее 100 мм, с верхней стороны — нижней границей зоны С1( с правой стороны — в зависимости от норм для проходов, с нижней стороны — стенами и полом кабины (см. рисунок 1);
-
3.1.11 зона F (zone F): Потолочная консоль над рабочим местом водителя, которая находится за пределами досягаемости рук сидящего водителя (см. рисунок 2).
-
3.1.12 диапазон досягаемости рук (hand reach range): Область, ограниченная двумя обращенными вперед полусферами с радиусом 750 мм и центрами, расположенными в плечевых точках.
3.13 плечевая точка, ПТ (shoulder point, SP): Точка, расположенная слева или справа от нулевой плоскости Y на расстоянии 170 мм по горизонтали и на 530 мм выше точки Н, когда сиденье находится в своем самом переднем и самом нижнем положении.
-
3.2 Сокращенные термины
LHD — транспортное средство с левосторонним управлением,
RHD — транспортное средство с правосторонним управлением.
Размеры в миллиметрах
А — эона А (3.1.4): б — зона б (3.1.5): б1 — зонаб! (3.1.7): С — зона С (3.1.6): — зона Cj (3.1.8): D — зона Р(3.1.9):
Е — зона Е (3.1.10); точка Н — соответствует водителю невысокого роста; R — диапазон досягаемости руки = 750 мм;
ПТ — плечевая точка
Рисунок 1 — Определение зон, вид сверху
1 — рулевое колесо: 2 — приборная панель: А — зона А (3.1.4); б — зона В (3.1.5); б1 — зона В1 (3.1.7); С — зона С (3.1.6); ПТ — плечевая точка; С1 — зонаС^ (3.1.8); О— эона D (3.1.9); Е — зона Е (3.1.10); F — зона F (3.1.11); точка Н — соответствует водителю невысокого роста; R — диапазон досягаемости руки = 750 мм
Рисунок 2 — Определение зон, вид сбоку
4 Контрольные и информационные устройства
-
4.1 Основные эргономические принципы
Конструкция информационных устройств (приборов) должна быть разработана на основе следующих эргономических принципов:
-
– доступности элементов управления из положения, соответствующего обычному управлению транспортным средством без необходимости сгибать верхнюю часть туловища вперед;
-
– удобного управления кассовым аппаратом и устройством для отрывания (печати) билетов;
-
– отсутствия ограничений переднему и боковому обзору;
-
– свободного обзора водителем дисплея, клавиатуры, кассового аппарата, разменного автомата (если установлен) и лотка для денег;
-
– четкого отображения источника информации с помощью пиктограмм;
-
– наличия как можно меньшего количества сигнальных ламп, но не менее, чем установлено в национальных требованиях;
-
– минимизации усилий, необходимых водителю для обнаружения ошибки и принятия мер для ее исправления;
-
– четкости символов крупного размера (ИСО 2575);
-
– использования дисплея, способного к выводу графической информации, для централизованного представления данных;
-
– наличия красной лампы или цветного экрана для сигнала тревоги;
-
– наличия желтой лампы или цветного экрана для предварительного предупреждения;
-
– наличия сообщений о неисправностях, которые помогают различать «предварительное предупреждение» и «сигнал тревоги».
Информация, представляемая водителю, должна быть важной, недвусмысленной и как можно меньше отвлекающей водителя. Это вызывает необходимость ранжировать информацию, принимая во внимание следующие факторы:
-
a) важность (безопасность, возможный ущерб);
-
b) источник информации;
-
c) адресат (водитель, обслуживающий персонал).
Приоритетность должна быть определена изготовителем с учетом режима работы.
Необходимо, чтобы информация могла быть сохранена для отображения в будущем. У соответствующего персонала должна быть возможность вызвать вручную сохраненную информацию.
-
4.2 Расположение элементов управления в соответствии с ИСО 4040
Рекомендуется, чтобы следующие элементы управления на приборной панели и боковых консолях были расположены 8 соответствии с ИСО 4040:
-
– спидометр;
-
– указатель поворота;
-
– переключатель фар/проблескового прибора;
-
– стеклоочиститель/омыватель ветрового стекла;
-
– клавиша включения звукового сигнала (гудка).
-
4.3 Зона А
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне А:
• сигнальные лампы;
-
– главный информационныйдисплей;
-
– индикаторы предупреждения и тревоги.
-
4.4 Зона В
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне В:
-
– мигающая аварийная сигнализация (LHD);
-
– оборудование для автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в RHD (оно может быть расположено в зоне В});
-
– переключатель фар (может быть расположен в зоне 81);
-
– переключатель передних противотуманных фар (может быть расположен в зоне 80;
-
– переключатель задних противотуманных фар (может быть расположен в зоне 80;
-
– переключатель внутреннего освещения пассажирского салона (альтернативно может быть расположен в зоне 80;
-
– видеодисплеи (альтернативное местоположение).
В отношении сигнальных устройств и видеодисплеев можно не учитывать ограничение досягаемости рук.
-
4.5 Зона в1 (при наличии)
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне В, (см. 4.4):
-
– переключатель фар (альтернативное местоположение);
-
– переключатель передних противотуманных фар (альтернативное местоположение);
-
– переключатель задних противотуманных фар (альтернативное местоположение);
-
– переключатель внутреннего освещения пассажирского отделения (альтернативное местоположение).
-
4.6 Зона С
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне С:
-
– контрольный переключатель двери (альтернативно может быть расположен в зоне Е в RHDy
-
– устройство блокировки движения при открытых дверях (если установлено);
-
– элемент управления подвеской (если установлен) (альтернативно может быть расположен в зоне Е в RHD);
-
– мигающая аварийная сигнализация (RHDy,
-
– подъемное устройство/рампа (если установлено) (альтернативно может быть расположено в зоне Ев RHDy,
-
– оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в LHD (альтернативно могут быть расположены в зоне Е);
-
– видеодисплеи (альтернативное местоположение).
-
4.7 Зона (при наличии)
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне С,:
-
– исполнительные механизмы, указанные в пункте 4.6(опускающее устройство/рампа, ит.д.)(аль-тернативное местоположение).
-
4.8 ЗонаО
Следующие приборы/устройства должны быть расположены в зоне D:
-
– оборудование автоматического мониторинга состояния транспортного средства и продажи билетов или аналогичные устройства в RHD (см. 4.4);
-
– стояночный тормоз, приводимый в действие с помощью регулируемого тормозного крана с ручным управлением в LHD\
-
– элементы управления отоплением/вентиляцией в LHD.
Ни один элемент управления, необходимый для нормального управления транспортным средством, не должен находиться позади точки Н водителя невысокого роста.
4.10 ЗонаЕ
Следующие приборы/устройства могут быть расположены в зоне F:
-
– элементы управления редко используемым оборудованием, например:
-
– видеодисплеями;
-
– элементами управления видеосистемой.
Для улучшенной эргономичности управления все зоны могут быть наклонены в сторону водителя (рекомендуется наклон от 10° до 20е).
5 Регулируемая приборная панель
Если приборная панель представляет собой регулируемый комплектный узел, включающий зоны А. В и С, то при проектировании должны быть применены следующие критерии:
-
– регулировка выполняется одновременно для всех зон вместе с возможной регулировкой рулевого колеса;
-
– доступность элементов управления из нормального положения водителя при вождении без необходимости сгибания верхней части туловища вперед;
-
– наличие достаточного расстояния до плоскости рулевого колеса в соответствии с ИСО 4040;
-
– отсутствие управления устройствами «через рулевое колесо»;
-
– достаточное пространство для ног между приборной панелью и сиденьем во всех положениях сидя (см. ИС016121-1 для информации по диапазону регулировки);
-
– отсутствие затруднений, связанных с взаимным влиянием соседних компонентов друг на друга при регулировке;
-
– отсутствие возможности защемления или зажатия частей тела.
Рекомендуется конструкция рулевого колеса и приборной панели в виде объединенного регулируемого узла. При конструировании должно быть обеспечено минимальное влияние системы рулевого управления (вибрации, сотрясения и т. д.) на приборы и устройства для возможности быстрого, легкого, безошибочного считывания информации и управления.
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации (и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам)
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Степень соответствия |
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 16121-1:2005 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО 16121-1—2011 «Эргономика транспортных средств. Требования к рабочему месту водителя автобуса. Часть 1. Основные требования» |
ИСО 2575:2010 |
— |
« |
ИСО 4040:2009 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО 4040—2011 «Эргономика транспортных средств. Расположение элементов ручного управления, индикаторов и сигнализаторов в автомобиле» |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: – IDT — идентичные стандарты. |
Библиография
-
[1] VDV 234 Driver’s work place in the low-floor line-service bus. Verband Deutscher Verkehrsbetriebe (VDV). Cologne, Germany
-
[2] TCRP Report 25. Bus operator workstation evaluation and design guidelines — summary, sponsored by the Federal Transit Administration, USA, 1997
-
[3] STRP Report # 6. Ergonomic study of the driver’s workstation in urban buses. Canadian Urban Transit Association
-
[4] NEN 5526, Nederlandse Norm, Ergonomische criteria voor het ontwerpen de beoordeling van de buscabine, Delft 1999
-
[5] Swedish Road and Transport Research Institute, Driver’s Cab in Buses, Phase 3: Field tests — Summary
-
[6] Bus Cab Ergonomics: Assessment of general layout and guidelines, by ICE Ergonomics Ltd and Sammie CAD Ltd, UK, August 2000
УДК 331.41:006.354 ОКС 42.020 365
Ключевые слова: эргономика, транспортное средство, информационные устройства, элементы управления, зоны приборной панели.
Редактор И. В. Меньших
Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор В. И. Варенцова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной
Сдано в набор 30.07.2012. Подписано 8 печать 13.08.2012. Формат 60 х 84 Гарнитура Ариал
Усл. печ. л. 1,40. Уч.-иэд. л. 0.85. Тираж 84 экз. Зак. 702.
, 123995 Москва, Гранатный пер , 4. www.gostinfo.HJ
Набрано во на ПЭВМ
Отпечатано в филиале — тип. «Московский печатник». 105062 Москва, Лялин пер., 6.