ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Требования и практическое руководство по менеджменту устойчивости событий
ISO 20121:2012
Event sustainability management systems — Requirements with guidance for use (IDT)
ш
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2015
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в разделе 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Менеджмент риска»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2014 г. № 1349-ст.
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 20121:2012 «Системы менеджмента устойчивости событий. Требования и руководство» (ISO 20121:2012 «Event sustainability management systems – Requirements with guidance for use»).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 – 2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
© Стандартинформ, 2015
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
4.3 Область применения СМУС
Для установления области применения СМУС организация должна определить ее границы и применимость.
При определении области применения, организация должна рассмотреть:
– внешние и внутренние аспекты, упомянутые в 4.1;
– требования, упомянутые в 4.2.
Должна быть доступна документированная информация по области применения СМУС.
4.4 Система менеджмента устойчивости событий
Организация должна установить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать СМУС, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
4.5 Принципы, цели и ценности устойчивого развития
Организация должна определить главные принципы своего устойчивого развития в форме установления целей и ценностей. Главные принципы устойчивого развития организации, относящиеся к менеджменту событий, должны, по крайней мере, включать в себя соображения относительно ответственного руководства, инкпюзивности, соблюдения этических норм и прозрачности. Организация должна определить и документировать свою главную цель и ценности с учетом своих видов деятельности, продукции и услуг, связанных с событиями.
Принципы, цель и ценности организации должны обеспечивать основу для установления ее политики, целей и целевых показателей в соответствии с областью применения СМУС.
5 Лидерство
5.1 Лидерство и приверженность
Высшее руководство должно продемонстрировать лидерство и приверженность СМУС посредством:
– установления политики и целей для СМУС и обеспечения их совместимости со стратегическим направлением организации;
– обеспечения интеграции требований СМУС в бизнес-процессы организации;
– обеспечения ресурсов, необходимых для СМУС;
– объяснения важности результативности СМУС и соответствия ее требованиям к СМУС;
– обеспечения достижения СМУС ожидаемых результатов;
– направления и поддержки людей, способствующих результативности СМУС;
– содействия постоянному улучшению;
– поддержки демонстрации лидерства и приверженности руководителями других уровней в областях их ответственности.
Примечание – Термин «бизнес» в настоящем стандарте следует широко интерпретировать, так как он обозначает виды деятельности, которые являются ключевыми для существования организации.
5.2 Политика
5.2.1 Высшее руководство должно установить политику устойчивого развития, которая:
a) соответствует целям организации;
b) обеспечивает установление целей устойчивого развития;
c) включает обязательства по выполнению применимых требований;
d) включает обязательства по постоянному улучшению СМУС.
Политика устойчивого развития должна быть:
– документирована и доступна;
– доведена до сведения сотрудников организации;
– при необходимости, доступна для заинтересованных сторон;
– включать в себя обязательства в отношении лидерства в области менеджмента устойчивости событий;
– согласована с установленными целями и ценностями;
– включать в себя обязательства организации по выполнению главных принципов устойчивого развития в соответствии с установленной областью применения.
5.2.2 Организация должна сохранять документированную политику.
Политика устойчивого развития должна быть основной всех связанных с событием действий, продукции и услуг. Политика устойчивого развития должна учитывать требования, относящиеся к:
а) организациям цепочки поставок (поставщики продукции, оборудования и услуг);
6
ГОСТ Р ИСО 20121-2014
b) циклу менеджмента событий от концепции и планирования до выполнения, анализа и деятельности после событий;
c) результатам сотрудничества с заинтересованными сторонами (см. 4.2);
d) потребностям пользователей;
e) вопросам наследия.
5.3 Функции, ответственность и полномочия
Высшее руководство должно обеспечить распределение ответственности и полномочий для выполнения соответствующих функций, а также осведомленность о них в пределах организации.
Высшее руководство должно установить распределение ответственности и полномочий для:
a) обеспечения соответствия СМУС требованиям настоящего стандарта,
b) разработки отчетов о функционировании СМУС для высшего руководства.
6 Планирование
6.1 Рассмотрение риска и благоприятных возможностей
6.1.1 Общие сведения
6.1.1 Общие сведения
При планировании СМУС организация должна рассмотреть вопросы, упомянутые в 4.1 и требования, упомянутые в 4.2, и определить риски и благоприятные возможности для:
– обеспечения достижения СМУС ожидаемых результатов;
– предотвращения или снижения нежелательных последствий;
– обеспечения постоянного улучшения.
Организация должна планировать
a) действия по исследованию этих рисков и благоприятных возможностей,
b) способы, позволяющие
– объединить и внедрить действия в процессы СМУС (см. 8.1);
– оценить результативность этих действий (см. 9.2).
При планировании организация должна обеспечить соблюдение и совершенствование главных принципов устойчивого развития, относящихся к менеджменту событий.
6.1.2 Идентификация и анализ проблем
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру по идентификации проблем устойчивого развития и анализ их значимости для деятельности, продукции и услуг в области применения СМУС.
Идентификация проблем должна охватывать:
a) экологические вопросы – использование ресурсов, выбор материалов, экономия ресурсов, снижение загрязнений, сохранение природы и биологического разнообразия сокращение выбросов в землю, воду и воздух;
b) социальные вопросы – выполнения трудовых стандартов, охрана здоровья и безопасность персонала, обеспечение гражданских свобод и социальной справедливости, соблюдение интересов местного сообщества, правовые и культурные аспекты деятельности, подверженность опасности, обеспечение равноправия, зашита чувств верующих, работа с наследием события;
c) экономические вопросы – рентабельность инвестиций, влияние местной экономики, емкости рынка, акционерной стоимости, инновации, прямое и косвенное экономическое воздействие, экономические показатели и риск, добросовестность торговли и участие в прибылях.
В дополнение к тем аспектам устойчивого развития, которыми организация может управлять непосредственно, она должна также рассмотреть аспекты, на которые она может оказывать влияние.
Критерии, используемые для оценки значимости проблем, должны быть документированы и включать анализ обратной связи с заинтересованными сторонами и идентификацию новых появляющихся проблем. Выходы процедуры должны быть документированы, актуализированы и доведены до сведения соответствующих заинтересованных сторон.
Примечание – Многие вопросы относятся сразу ко всем категориям (экономической, социальной и экологической). Они могут включать в себя продукты питания и напитки, транспорт, выбор места проведения события, выбор поставщика, подверженность опасности, защиту животных, коррупцию, ответственность за продукцию и т.д.
6.1.3 Законодательные и другие требования
Организация должна установить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и периодически пересматривать процедуру идентификации, получения доступа и оценки применимых законодательных и других требований, которые на нее распространяются.
В странах, где законом не установлены минимальные экологические, социальные или
7
экономические требования безопасности, организация должна стремиться применять передовой международный опыт, не противоречащий национальным законам.
Организация должна гарантировать, что применимые юридические и другие требования учтены и выполнены при установлении, внедрении и поддержании в рабочем состоянии ее СМУС.
6.2 Цели в области устойчивости события и их достижение
Организация должна установить цели в области устойчивости события для соответствующих функций и уровней организации. Организация должна обеспечить установление поддерживающих целевых показателей.
Цели в области устойчивости события должны:
a) быть совместимы с политикой устойчивого развития;
b) быть измеримы (если это возможно);
c) учитывать применимые требования;
d) быть подвергнуты мониторингу;
e) быть доведены до сведения всех заинтересованных сторон;
f) быть обновляемы по мере необходимости;
д) быть основаны на:
1) установленных целях и ценностях;
2) законодательных и других требованиях;
3) технологических вариантах;
4) финансовых, операционных и деловых требованиях;
5) вопросах наследия;
6) рассмотрении альтернативных вариантов улучшения устойчивости событий и выборе наилучшего решения;
7) наибольшем возможном улучшении с учетом временных ограничений, области применения СМУС и благоприятных возможностей организации;
8) обратной связи с заинтересованными сторонами;
9) важных аспектах системы поставок.
Организация должна сохранять документацию о целях устойчивости событий.
Планируя, как достигнуть целей устойчивости события, организация должна определить:
– необходимые действия;
– необходимые ресурсы;
– ответственных;
– сроки выполнения;
– способ оценки результатов.
7 Поддержание в рабочем состоянии
7.1 Ресурсы
Организация должна определить и обеспечить ресурсы, необходимые для создания, установления, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения СМУС.
Ресурсы должны включать в себя кадры, их компетентность, обучение, инфраструктуру, технологии и финансы.
7.2 Компетентность
Организация должна:
– определить необходимую компетентность сотрудников, выполняющих работу под управлением организации, которая влияет на выполнение требований к СМУС;
– обеспечить компетентность сотрудников посредством обучения, проведения учений и обмена опытом;
– предпринимать действия по обеспечению необходимого уровня компетентности и оценивать их результативность;
– сохранять соответствующую документацию в качестве свидетельства компетентности.
– периодически анализировать и обновлять программы подготовки и обеспечения достаточной компетентности.
Примечание – Применимые меры могут включать, например: обучение, наставничество или перемещение сотрудников; наем или заключение контракта с компетентными специалистами.
7.3 Осведомленность
Персонал, осуществляющий работу под руководством организации, должен знать:
– политику в области устойчивого развития;
8
ГОСТ Р ИСО 20121-2014
– свой вклад в результативность СМУС, включая выгоды от ее улучшения;
– последствия, которые могут возникнуть в случае несоответствия СМУС установленным требованиям.
7.4 Обмен информацией
Организация должна определить потребности во внутреннем и внешнем обмене информацией, относящемся к СМУС, включая:
– темы обмена информацией;
– сроки и периодичность обмена информацией;
– участники обмена информацией;
– способы обмена информацией.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру внешнего обмена информацией с поставщиками и другими заинтересованными сторонами.
Организация вместе с заинтересованными сторонами должна идентифицировать наиболее результативные средства обмена информацией и учитывать интересы различных групп.
Обмен информацией, если применимо, должен включать в себя следующее:
a) главные принципы устойчивого развития организации;
b) цель события;
c) систему управления улучшенной устойчивостью события;
d) проблемы, цели и целевые показатели;
e) руководство, передовой опыт для достижения целей и целевых показателей;
f) значимость участия заинтересованных сторон;
д) улучшение функционирования;
h) обратная связь с заинтересованными/причастными сторонами.
7.5 Документация
7.5.1 Общие положения
Документация СМУС организации должна включать в себя:
– документацию в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
– документацию, установленную организацией в качестве необходимой для обеспечения результативности СМУС;
– документы, необходимые для результативного планирования, функционирования и контроля процессов, относящихся к важным вопросам устойчивого развития.
Организация должна предоставить поставщикам возможность участия в разработке документации, если это необходимо.
Примечание – Структура и объем документации СМУС может отличаться в разных организациях в зависимости от:
– размера организации, видов ее деятельности, особенностей процессов, продукции и услуг;
– сложности процессов и их взаимодействий;
– компетентности персонала.
7.5.2 Разработка и пересмотр
При разработке и пересмотре документации организация должна применять установленные:
– идентификацию и оформление (например, соблюдать требования к наименованию, указанию даты утверждения, авторам и ссылкам);
– формат (например, язык, версию программного обеспечения, графику) и носитель (например, бумага, электронный формат);
– проверку и подтверждение пригодности и достаточности.
7.5.3 Управление документацией
Управление документацией СМУС в соответствии с настоящим стандартом, должно обеспечить:
– доступность и пригодность для использования при необходимости;
– защищенность (например, от потери конфиденциальности, неправильного использования или потери целостности).
Для управления документацией организация должна определить:
a) распределение, доступ, поиск и использование документации;
b) обеспечение сохранности, включая четкость текста;
c) управление изменениями (например, контроль версий программного обеспечения);
d) хранение и распоряжение;
е) предотвращение непреднамеренного использования устаревшей информации.
Документация внешних источников, определенная организацией как необходимая для
планирования и работы СМУС, должна быть идентифицирована и управляема.
9
Примечание – Доступ подразумевает принятие решений о разрешении на просмотр документации или разрешение на просмотр и изменение документации и т.д.
8 Деятельность
8.1 Планирование и контроль
Организация должна планировать, внедрять и контролировать процессы, необходимые для выполнения требований и действий, установленных в 6.1, посредством:
– установления критериев для процессов;
– осуществление контроля процессов в соответствии с критериями;
– сохранения документации в объеме, необходимом для уверенности в том, что процессы выполнены в соответствии с планом.
Организация должна контролировать запланированные изменения и анализировать последствия непреднамеренных изменений, принимая меры по смягчению неблагоприятных воздействий.
Организация должна обеспечить проведение контроля процессов области аутсорсинга.
Организация должна поддерживать процедуры, относящиеся к видам деятельности, критическим для успешной работы СМУС, если отсутствие таких процедур может привести к отступлению от главных принципов устойчивого развития, ценностей, политики, целей и ухудшению целевых показателей. Такие процедуры должны охватывать чрезвычайные ситуации и поставщиков.
8.2 Работа с изменениями деятельности, продукции и услуг
При изменении или добавлении новых видов деятельности, продукции или услуг, или изменении условий работы, задачи, цели, целевые показатели и планы должны быть пересмотрены, и при необходимости дополнены для обеспечения соответствия организации целям, ценностям и политике устойчивого развития.
8.3 Управление цепочкой поставок
Организация должна установить обоснованность каждой цели, целевого показателя и плана для каждого поставщика, а также включить значимую информацию в конкурсную или другую документацию, чтобы дать возможность поставщикам продемонстрировать свою способность поддерживать достижение цели.
При запросе конкурсной или другой документации от поставщиков, организации следует оценить способности поставщика способствовать достижению целей, целевых показателей, экономической эффективности и качества.
Если организация не проводит конкурсы, то при выборе поставщиков она должна рассмотреть вопросы устойчивого развития.
9 Оценка функционирования
9.1 Выполнение главных принципов устойчивого развития
Организация должна установить подход для оценки текущих и целевых параметров по отношению к установленным целям и ценностям и главным принципам устойчивого развития, относящимся к менеджменту событий.
9.2 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
Организация должна определить:
– контролируемые с помощью мониторинга и измерений параметры и объекты;
– методы мониторинга, измерений, анализа и оценки для обеспечения достоверных
результатов;
– сроки и периодичность мониторинга и измерений;
– сроки проведения анализа и оценки результатов мониторинга и измерений.
Организация должна сохранять соответствующую документацию в качестве доказательства
результатов мониторинга и измерений.
Организация должна оценивать функционирование менеджмента устойчивости событий и его результативность.
Дополнительно, организация должна:
a) предпринимать действия (при необходимости), направленные на устранение неблагоприятных тенденций или результатов до возникновения несоответствия;
b) документировать данные проверки функционирования средств контроля и управления для проверки соответствия целям и целевым показателям, и оценки соответствия.
c) идентифицировать опыт, полученный после каждого события и учитывать его при планировании и выполнении будущих событий, связанной с событиями деятельности по улучшению 10
ГОСТ Р ИСО 20121-2014
работы СМУС. Эта информация должна быть доступна для заинтересованных сторон.
Оборудование, используемое организацией для сбора данных о работе СМУС, должно быть калибровано и поддерживаться в рабочем состоянии. Документы, относящиеся к процессу, должны сохраняться в соответствии с процедурами организации.
9.3 Внутренний аудит
Организация должна проводить внутренний аудит через запланированные интервалы времени для предоставления информации о:
a) соответствии СМУС
– собственным требованиям организации,
– требованиям настоящего стандарта;
b) результативности осуществления и поддержания в рабочем состоянии СМУС;
c) результативности выполнения политики устойчивого развития, целей и целевых показателей.
Организация должна:
– планировать, устанавливать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии программы аудита, включающие сведения о периодичности проведения, методах, распределении ответственности, требованиях и отчетах. Программа аудита должна учитывать значимость проверяемых процессов и результаты предыдущих аудитов;
– для каждого аудита определить критерии и область применения;
– назначить аудиторов и обеспечить объективность и беспристрастность аудита;
– обеспечить информированность руководства о результатах аудита;
– сохранять записи как свидетельство выполнения программы аудита и результаты аудита.
9.4 Анализ менеджмента со стороны руководства
Высшее руководство должно проводить анализ СМУС организации через запланированные интервалы времени для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности.
Анализ со стороны руководства должен включать рассмотрение:
a) состояние действий по результатам предыдущих анализов;
b) изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на СМУС;
c) информации о функционировании СМУС, в том числе о
– несоответствиях и корректирующих действиях,
– результатах оценки мониторинга и измерений,
– результатах аудита;
d) возможностей постоянного улучшения;
e) результатов оценки соответствия;
f) обмена информацией с заинтересованными сторонами и изменений в ожиданиях заинтересованных сторон;
д) степени достижения целей и целевых показателей;
h) состояния корректирующих и предупреждающих действий;
i) изменяющихся обстоятельств, включая изменения юридических и других требований, относящихся к политике устойчивого развития организации;
j) прогресс в выполнении главных принципов устойчивого развития.
Результаты анализа менеджмента со стороны руководства должны включать в себя решения, связанные с возможностями постоянного улучшения и необходимостью изменений в СМУС.
Организация должна сохранять документацию в качестве свидетельств результатов анализа менеджмента со стороны руководства.
Анализ должен выполняться периодически с интервалами, которые максимизируют возможности получения опыта и обучения на основе прошедших событий. Однако, эти интервалы должны быть адекватны масштабу и частоте выполнения событий.
Анализ менеджмента со стороны руководства должен оценивать необходимость изменений в СМУС, включая цели и ценности, политику устойчивого развития и целевые показатели.
Для того чтобы СМУС соответствовала настоящему стандарту, организация, с помощью анализа менеджмента со стороны руководства, должна убедиться, что она продолжает соответствовать главным принципам устойчивого развития по отношению к менеджменту событий.
11
10 Улучшение
10.1 Несоответствия и корректирующие действия
При возникновении несоответствий, организация должна:
a) идентифицировать несоответствия;
b) реагировать на несоответствия и, в зависимости от ситуации:
– применять контроль и исправление несоответствий;
– устранять последствия несоответствий.
c) оценивать необходимость действий по устранению причин несоответствия, для того, чтобы оно не повторялось и не происходило в другом месте, посредством:
– анализа несоответствий;
– определения причин возникновения несоответствий;
– определения наличия и возможности возникновения похожих несоответствий;
d) выполнять необходимые действия;
e) анализировать результативность принятых корректирующих действий;
f) при необходимости, вносить изменения в СМУС; д) разработать предупреждающие действия;
h) убедиться, при необходимости, что поставщики участвуют в оценке соответствия и рассмотрении несоответствий.
Корректирующие действия должны быть адекватны последствиям выявленных несоответствий. Организация должна сохранять документацию о
– характере несоответствий и всех предпринятых действиях;
– результатах корректирующих действий.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры установления ответственности и полномочий для анализа и устранения несоответствий, выполнения действий по снижению их последствий, и инициирования и выполнения корректирующих и предупреждающих действий.
10.2 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно улучшать пригодность, адекватность и результативность СМУС.
12
ГОСТ Р ИСО 20121-2014
Приложение А (справочное)
Руководство по применению настоящего стандарта
А.1 Общие положения
Настоящее приложение носит справочный характер и может потребоваться не всем пользователям настоящего стандарта.
В каждом разделе данного приложения приведена ссылка на соответствующий раздел/подраздел в основной части настоящего стандарта.
А.2 Область применения (см. раздел 1)
Относительно события не может быть сделано заявление, что оно соответствует требованиям настоящего стандарта. Только система менеджмента, т.е. способ планирования и реализации события может соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Организатор события или агентство могут принять решение, что только на часть (не на все) реализуемые события, будут распространяться требования настоящего стандарта. В этом случае организация не может заявить о соответствии системы менеджмента всех событий требованиям настоящего стандарта, а только о соответствии системы менеджмента части событий.
Поставщики определят, какая часть их продукции и услуг связаны с событием и включены в систему менеджмента. Только по отношению этим частям можно утверждать о соответствии требованиям настоящего стандарта.
А.З Понимание особенностей организации и ее условий (см. 4.1)
Для понимания особенностей организации и ее условий необходимо проанализировать основную деятельность организации и ее экологические, социальные и экономические проблемы (дальнейшие рекомендации приведены в приложении С) и воздействие этих проблем. Примером внешних проблем может быть воздействие деятельности организации на окружающую среду, в то время как примером внутренней проблемы может быть подготовка кадров.
Следующие определения, взяты из Руководства ИСО 73:2009:
– внешние условия: внешняя среда, в которой организация стремится достичь своих целей.
Примечание – Внешние условия могут включать в себя:
культурную, социальную, политическую, юридическую, регулирующую, финансовую, технологическую, экономическую, природную и конкурентную среды на международном, национальном, региональном или местном уровнях;
ключевые силы и тенденции, оказывающие влияние на цели организации; отношения с внешними причастными сторонами, их восприятие и ценности.
– внутренние условия: внутренняя среда, в которой организация стремится достигнуть своих целей.
Примечание – Внутренние условия могут включать в себя:
управление, организационную структуру, распределение функций ответственности; политику, цели, и стратегии их достижения;
возможности с учетом ресурсов и знаний (например, капитал, время, люди, процессы, системы и технологии);
информационные системы, потоки информации и процессы принятия решений (как формальные, так и неформальные);
отношения с внутренними причастными сторонами, их восприятие и ценности; культуру организации;
стандарты, руководства и модели, принятые организацией; форму и объем договорных отношений.
А.4 Идентификация и привлечение к работе заинтересованных сторон (см. 4.2)
Идентификацию и привлечение к работе заинтересованных сторон также называют «вовлечением причастных сторон».
Чтобы идентифицировать группу заинтересованных сторон, важно рассмотреть, кого затрагивает или вовлекает связанная с событием деятельность. Это могут быть посетители, участники, исполнители и артисты, местные жители, полиция, местные власти, поставщики и субподрядчики события.
После составления перечня заинтересованных сторон необходимо их известить о применении организацией настоящего стандарта и предоставить копию политики устойчивого развития с
13
предоставлением обратной связи о том, как улучшить устойчивость события и/или каким образом на них будут влиять установленные цели. Обмен информацией с заинтересованными сторонами должен представлять собой непрерывный, а не разовый процесс.
Привлечение к работе заинтересованных сторон выполняют для улучшения понимания экономических, социальных и экологических воздействий деятельности, связанной с событием. Оно также включает в себя деятельность, связанную с полным жизненным циклом события и косвенные воздействия.
В силу уникального характера событий (частоты событий, типологии, и т.д.), привлечение к работе заинтересованных сторон должно соответствовать необходимому уровню сотрудничества. Перечень причастных сторон необходимо составлять для каждого события.
Ниже приведены примеры групп заинтересованных сторон, с которыми обычно проводят консультации:
Примечание – Некоторые заинтересованные стороны могут попасть в несколько различных категорий, например, пожарные и полиция могут быть помещены в цепочку поставок и/или в регулирующий орган.
a) организаторы события, например, менеджеры события, партнеры;
b) владельцы события, например, специальные уполномоченные, спонсоры, учредители и инвесторы;
c) рабочая сила, например, сотрудники, профсоюзы, персонал и волонтеры;
d) цепочка поставок, например, поставщики места проведения события, продукции и услуг (включая спонсоров); эта категория также может включать аварийные и пожарные службы, службу скорой помощи и т.д.;
e) участники, например, ведущие, исполнители, спортсмены, конкуренты и т.д.; эта категория может включать конечных пользователей (потребности конечных пользователей могут быть различны, особенно внимательно надо отнестись к пожилым людям и людям с ограниченными возможностями);
f) посетители, например, потребители, зрители, болельщики, наблюдатели, делегаты (включая конечных пользователей);
д) регулирующие органы, например, органы местного самоуправления и лицензирующие органы, полиция; эта категория может включать в себя правительство и официальных консультантов;
h) сообщество, например, местное сообщество и соседи, в том числе гражданское общество, коренные жители и меньшинства, неправительственные организации (НПО), СМИ, протестующие; эта категория может включать в себя организации сектора (отраслевые организации и ассоциации) и сети; потребительские группы и/или группы защитников окружающей среды, а также организации, представляющие людей с ограниченными возможностями; при рассмотрении проблем различных заинтересованных сторон должны быть учтены потребности людей с ограниченными возможностями.
Заинтересованные стороны могут также включать спонсоров, владельцев и учредителей.
Некоторые заинтересованные стороны могут не принадлежать к организованной группе. Многие заинтересованные стороны не могут быть организованы вообще и по этой причине могут быть не выявлены и забыты. Это может быть особенно важно в случае уязвимых групп и детей/подростков.
Возможные результаты привлечения к работе заинтересованных сторон могут быть получены с применением:
– встреч и собраний;
– опросов и анкетирования;
– социальных СМИ;
– заказов на поставку;
– контрактов;
– обратной связи с потребителем;
– «белой книги»;
– меморандума;
– пресс-релиза, статьи;
– информационных бюллетеней;
– секции вопросов и ответов;
– обучения;
– посредничества;
– арбитража;
– социального диалога.
Более детальные рекомендации приведены в таблице А.1.
ГОСТ Р ИСО 20121-2014 Таблица А.1 – Перечень заинтересованных сторон_ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А.5 Определение области применения системы менеджмента (см. 4.3)
Для определения области применения системы менеджмента, необходимо решить, для какой части событий, серии событий и/или организации будет применен настоящий стандарт. Организатор события, который организует много различных событий, может принять решение о применении настоящего стандарта для единственного события, группы событий или просто использовать систему менеджмента для всех событий. Организация, которая работает поставщиком для организации
15
ГОСТ Р ИСО 20121-2014
Содержание
1 Область применения………………………………………………………………………………………………….1
2 Нормативные ссылки …………………………………………………………………………………………………1
3 Термины и определения …………………………………………………………………………………………….1
4 Условия организации …………………………………………………………………………………………………5
5 Лидерство………………………………………………………………………………………………………………….6
6 Планирование ……………………………………………………………………………………………………………7
7 Поддержание в рабочем состоянии…………………………………………………………………………….8
8 Деятельность …………………………………………………………………………………………………………..10
9 Оценка функционирования ……………………………………………………………………………………….10
10 Улучшение……………………………………………………………………………………………………………..12
Приложение А (справочное) Руководство по применению настоящего стандарта …………13
Приложение В (справочное) Управление цепочкой поставок ………………………………………..26
Приложение С (справочное) Оценка ……………………………………………………………………………29
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта,
ссылочным национальным стандартам Российской Федерации…………………………………….33
Библиография …………………………………………………………………………………………………………….34
события, может решить применить настоящий стандарт в той части деятельности, которая поддерживает эту отрасль. Заявление о соответствии частей деятельности настоящему стандарту можно делать в отношении только тех частей, которые разрабатывали в соответствии с настоящим стандартом.
А.6 Принципы устойчивого развития, цели и ценности (см. 4.5),
Организация должна сформулировать свою главную цель в области менеджмента событий. Например, является ли она организатором событий, проводящим множество различных событий каждый год, или поставщиком, предоставляющим инвентарь для организации событий? Организация также должна сформулировать свои корпоративные ценности в отношении устойчивого развития и описать суть своей работы в пределах организации событий. Для этого может быть приведена ссылка на руководство в таблице А.2, основываясь на принципах устойчивого развития по ИСО 26000. Например, организация может заявить, что одной из ее ценностей является «инкпюзивность» (когда все услуги или события организации открыты для всех людей, без применения всех форм дискриминации).
Главные принципы устойчивого развития организации должны включать, как минимум, ответственное руководство, инклюзивность, соблюдение этических норм и прозрачность. Дальнейшее руководство по социальной ответственности приведено в ИСО 26000.
Чтобы избежать дискриминации, организация должна применять основной принцип универсальной доступности, установленный в Конвенции ООН о Правах инвалидов, Статья 3, Общие принципы.
Формирование цели и ценностей должно составлять основу деятельности организации в области устойчивого развития. Это должно помочь совместить основную цель организации с деятельностью по устойчивому развитию (в результате чего возрастает прозрачность управления).
Лидерство должно продвигать ценности, которые отражают деловые качества и способ выполнения работы, которые организация имеет или благодаря которым хочет стать известной.
Не должно быть никакого противоречия между принципами, целью и ценностями.
16
Введение
События имеют различную природу, значение и продолжительность и могут иметь положительные и отрицательные социальные, экономические или экологические последствия. Настоящий стандарт может быть полезен организациям и отдельным людям для улучшения устойчивости деятельности в области менеджмента событий.
Настоящий стандарт определяет требования к системе менеджмента устойчивости событий (СМУС). Он применим к организациям всех типов и размеров, занятых проектированием и проведением событий и учитывает разнообразные географические, культурные и социальные особенности. При применении стандарта необходимо понимание организацией своей связи с обществом и воздействий на него.
Стандарт требует от организации постоянно улучшать процесс менеджмента и планирования работы, одновременно предоставляя свободу творчества в осуществлении связанной с событием деятельности. Стандарт не является перечнем контрольных вопросов, структурой для создания отчетов или методом оценки работы менеджмента устойчивости событий.
Применение настоящего стандарта должно быть гибким. Организации с существующей системой менеджмента могут интегрировать требования настоящего стандарта в свою систему. Через определенное время организации могут получить выгоду от применения процесса постоянного улучшения системы менеджмента.
Сложность системы и объем используемых документации и ресурсов должны соответствовать ее назначению, размеру, видам деятельности, продукции и услугам. Это особенно важно для малых и средних организаций.
Успех системы зависит от ответственного отношения на всех уровнях, особенно со стороны высшего руководства. Кроме того, для успешности такой системы менеджмента, она должна быть гибкой и интегрированной в процесс управления событиями. Для максимальной результативности ее влияние должно распространяться на всю систему поставок и причастные стороны. На рисунке 1 приведена схема модели системы менеджмента устойчивости событий, используемой в настоящем стандарте.
IV
Планирование
Постоянное улучшение
-►Осуществление <
Проверка
Действие
ГОСТ Р ИСО 20121-2014 |
Рисунок 1 – Модель системы менеджмента устойчивости событий, используемая в настоящем стандарте |
V
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
Требования и практическое руководство по менеджменту устойчивости событий
Systems of management of a sustainable development. Requirements and practical guidance on management of
stability of events
Дата введения — 2015—12—01
1 Область применения
В настоящем стандарте установлены требования к системе менеджмента устойчивости событий в отношении событий любого типа, а также связанной с событиями деятельности, и приведено руководство по обеспечению соответствия этим требованиям.
Настоящий стандарт применим к любой организации, которая стремится:
– установить, внедрить, поддерживать и совершенствовать систему менеджмента устойчивости событий;
– обеспечить соответствие установленной политике устойчивого развития;
– демонстрировать добровольное соответствие требованиям настоящего стандарта посредством:
– первой стороны (оформление декларации организации о соответствии требованиям настоящего стандарта),
– второй стороны (подтверждение соответствия заинтересованными сторонами, например, клиентами),
– независимой третьей стороны (например, органом по сертификации).
В настоящем стандарте рассмотрен менеджмент устойчивого развития по всему циклу управления событиями.
Дополнительные руководящие указания приведены в приложениях.
2 Нормативные ссылки^
В настоящем стандарте нет ссылок на нормативные документы.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 организация (organization): Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и их взаимосвязей.
Примечание 1 – Понятие организации включает, но не ограничено, компанию, корпорацию, фирму, предприятие, благотворительную организацию.
Примечание 2 – Для организаций, имеющих несколько операционных единиц, каждую операционную единицу можно рассматривать как организацию.
3.2 устойчивость (sustainability): Степень устойчивого развития (3.3) применительно к организации (3.1) или событию (3.8).
3.3 устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, соответствующее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Примечание 1- Процесс предусматривает устойчивый, сбалансированный подход к экономической деятельности, при обеспечении сохранения окружающей среды и социального прогресса.
Примечание 2- Устойчивое развитие объединяет цели высокого качества жизни, здоровья и благополучия с социальной справедливостью и сохранением способности планеты поддерживать жизнь во всем ее многообразии. Эти социальные, экономические и экологические цели взаимозависимы и усиливают друг друга. Устойчивое развитие можно рассматривать как выражение ожиданий общества в целом.
[ISO 26000:2010, 2.23]
Издание официальное
3.4 риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей.
Примечание 1 – Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (положительное и/или отрицательное).
Примечание 2- Неопределенность это состояние дефицита информации о событии, его последствиях или вероятности возникновения.
Примечание 3 – Риск часто характеризуют с помощью возможных событий (Руководство ИСО 73, 3.5.1.3) и последствий (Руководство ИСО 73, 3.6.1.3) или их сочетания.
Примечание 4- Риск часто выражают в виде сочетания последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и вероятности их возникновения (Руководство ИСО 73, 3.6.1.1).
Примечание 5 – В примечаниях 3 и 4, термин «событие» не соответствует термину «событие», определенному в 3.8.
3.5 политика (policy): Намерения и направления деятельности организации (3.1), официально сформулированные высшим руководством (3.25).
3.6 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1 – Цель может быть стратегической, тактической или операционной.
Примечание 2- Цели могут относиться к различным областям (таким как финансы, здоровье и безопасность, экология) и уровням (например, стратегическому, организации, проекта, продукции и процесса (3.27)).
Примечание 3 – Цель может быть выражена другими способами, например, в виде ожидаемого результата, замысла или критерия, или при помощи других аналогичных понятий (например, выполнения задачи).
Примечание 4-В области систем менеджмента социальной безопасности, цели устойчивости событий устанавливает организация в соответствии с политикой устойчивости событий для достижения установленных результатов.
3.7 целевой показатель (target): Детальное требование к показателю функционирования, применимое к организации, которое является следствием поставленных целей (3.6) и должно быть установлено и выполнено для достижения этих целей.
Примечание – Целевые показатели могут относиться к деятельности, продукции и услугам организации. Также они могут иметь отношение к событию в целом или его части.
[ISO 14001:2004, 3.12]
3.8 событие (event): Запланированное скопление людей в установленное время и в назначенном месте для получения впечатлений и/или обращений/заявлений.
3.9 цикл менеджмента событий (event management cycle): Этапы и действия, относящиеся к событию (включая продукцию и услуги), от исследований, концепции, планирования до выполнения, анализа и деятельности после события.
3.10 организатор события (event organizer): Субъект, который организует события и/или управляет событием (3.8) или частью его аспектов.
Примечание 1 – Организатором события может быть компания, орган или организация (3.1).
Примечание 2- Организатор события не обязательно является владельцем события (3.11).
3.11 владелец события (event owner): Субъект, который заказывает событие.
Примечание – В настоящем стандарте владелец события может также являться организатором события (3.10).
3.12 конечный пользователь (end user): Пользователь, являющийся потребителем события.
Пример – Конечный пользователь находится в конце цепочки поставок.
3.13 посетитель (attendee): Организация или физическое лицо, принимающие участие в событии (3.8), основной целью которого являются ознакомление с содержанием или получение услуг, предусмотренных событием.
3.14 участник (participant): Организация (3.1) или физическое лицо, принимающие активное участие в событии (3.8).
3.15 доступность (accessibility): Пригодность использования продукта, услуги, среды или оборудования для людей с самым широким диапазоном возможностей.
Примечание 1 – Это определение связано с фундаментальным принципом универсальной доступности Конвенции ООН о правах инвалидов (см. [13]), выдвигающим требование, что среды, процессы, товары, продукция и услуги, объекты, инструменты и устройства должны быть понятными, пригодными, безопасными и 2
ГОСТР ИСО 20121-2014
комфортными для всех людей, без необходимости адаптации или специального дизайна, насколько это возможно.
Примечание 2 – Это определение также связано с ИСО 26800, в котором установлено определение доступности как свойства продукции, систем, услуг, сред или сооружений, при наличии которого они могут быть использованы людьми из совокупности с самым широким диапазоном возможностей для достижения установленных целей в определенных условиях использования.
3.16 заинтересованная сторона, причастная сторона (interested party, stakeholder): Лицо или организация (3.1), которые могут влиять на решения или деятельность организации, а также быть затронуты, или ощущать себя затронутыми ими.
Примечание – Это может быть человек или группа, которые заинтересованы в определенном решении или виде деятельности организации.
3.17 инкпюзивность (inclusivity): Практика справедливого отношения и активного привлечения к работе всех заинтересованных сторон (3.16).
Примечание – Инкпюзивность имеет отношение ко всем заинтересованным сторонам, независимо от расы, возраста, пола, цвета кожи, религии, сексуальной ориентации, культуры, национальности, заработка, наличия инвалидности (умственной, сенсорной или физической) или любой другой формы дискриминации.
3.18 соблюдение этических норм (integrity): Поведение в соответствии с общепризнанными этическими принципами.
Примечание – Поведение в соответствии с общепринятыми нормами морали, этики и поведения, согласующиеся с международными нормами поведения.
3.19 наследие (legacy): Результирующие последствия события (3.8).
Примечание 1 – Наследие включает в себя продолжительные физические, экономические, социальные и экологические воздействия события(й).
Примечание 2 – Наследие также включает в себя нематериальные элементы, такие как новые знания, подготовку, надлежащие практики, навыки, отношения, сотрудничество и инновации.
3.20 ответственное руководство (stewardship): Руководство, обеспечивающее
ответственность за устойчивое развитие (3.3), лежащую на всех сторонах, чьи действия влияют на экологию, экономическую активность и социальный прогресс, выражающаяся как ценность и практика для людей, организаций, сообществ и компетентных органов.
3.21 прозрачность (transparency): Открытость решений и деятельности, которые влияют на общество, экономику и среду, готовность к ясному, точному, своевременному, честному и наиболее полному сообщению о них.
Примечание 1 – Прозрачность также включает в себя открытость в отношении результатов решений и деятельности.
[ISO 26000:2010,2.24]
3.22 поставщик (supplier): Организация (3.1), поставляющая продукцию, услуги или оборудование.
3.23 цепочка поставок (supply chain): Последовательность действий или участников, которые обеспечивают организации (3.1) поставку продукции или услуг.
[ISO 26000:2010,2.22]
3.24 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации (3.1) для установления политики (3.5), целей (3.6) и способов достижения этих целей.
Примечание 1 – Система менеджмента может иметь отношение к единственной дисциплине или нескольким дисциплинам.
Примечание 2 – Элементы системы включают структуру организации, распределение функций и обязанностей, планирование, выполнение и т.д.
Примечание 3 – Область применения системы менеджмента может распространяться на всю организацию, определенные и идентифицированные функции организации, определенные и идентифицированные части организации или одну или более функций в группе организаций.
3
3.25 высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией (3.1) на высшем уровне.
Примечание 1 – Высшее руководство может делегировать полномочия и распределять ресурсы в пределах организации.
Примечание 2 – Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, то высшим руководством являются ответственные лица, осуществляющие управление и контроль в этой части организации.
3.26 требование (requirement): Установленные потребность или ожидание, подразумеваемые или обязательные.
Примечание 1 – «Подразумеваемое» означает, что это требование является общепринятым или обычным для организации и заинтересованных сторон.
Примечание 2- Установленное требование – это требование, установленное в документации.
3.27 процесс (process): Набор действий, направленных на достижение результата.
3.28 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса (3.27).
Примечание- Процедура не всегда может быть формально документирована.
[ИСО 9000:2005, 3.4.5]
3.29 лучшая практика (best practice): Документированный процесс или продукция, разработанные сообществом пользователей, состоящим из поставщиков и потребителей, объединившихся с целью установления отраслевых руководящих принципов.
[ИСО 14621-1:2003, 2.1.1]
3.30 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
3.31 документация (documented information): Информация и ее носитель, которые организация (3.1) должна контролировать и хранить.
Примечание 1 – Документация может быть предоставлена в любом формате и на любом носителе.
Примечание 2 – Документация может иметь отношение к:
– системе менеджмента, включая соответствующие процессы (3.27);
– документации, разработанной для работы организации;
– свидетельству достигнутых результатов (записи).
3.32 показатель (performance): Измеримая характеристика достигнутого результата.
Примечание 1 – Показатель может быть количественным или качественным.
Примечание 2- Показатель может относиться к управлению действиями, процессами (3.27), продукцией (включая услуги), системами или организациями (3.1).
3.33 аутсорсинг (outsource (verb)): Выполнение соглашения, в соответствии с которым организация передает исполнение части своих функций или процессов (3.27) другой организации (3.1).
Примечание – Сторонняя организация находится вне области применения системы менеджмента, хотя выполненная сторонней организацией функция или процесс находятся в пределах области применения системы менеджмента.
3.34 мониторинг1’ (monitoring): Определение состояния системы, процесса (3.27) или деятельности.
Примечание – Для определения состояния может возникнуть необходимость проверки, наблюдения или критического отслеживания.
3.35 измерение (measurement): Определение значения величины.
Примечание- В настоящем стандарте величина может быть как числовой, так и этической.
ГОСТ Р ИСО 20121-2014
3.36 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс (3.27) получения свидетельств аудита и объективного их оценвиания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
Примечание 1 – Аудит может быть внутренним (первой стороны) или внешним (второй или третьей стороны), а также комбинированным (сочетающим в себе две или более дисциплины).
Примечание 2 – Определения «свидетельства аудита» и «критерия аудита» приведены в ИСО 19011.
3.37 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.38 соответствие (conformity): Выполнение требования.
3.39 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.
3.40 корректирующее действие (corrective action): Действие по устранению причины обнаруженного несоответствия (3.39) и предотвращения его повторного возникновения.
Примечание – В настоящем стандарте действия по минимизации и устранению других нежелательных последствий не подпадают под определение «корректирующее действие».
3.41 постоянное улучшение (continual improvement): Постоянная деятельность по улучшению показателей работы (3.32).
3.42 условия (context): Среда, в которой организация (3.1) пытается достичь своих целей (3.6).
[Руководство ИСО 73:2009, 3.3.1.1 и 3.3.1.2]
Примечание – Условия могут быть внешними или внутренними. См. раздел А.З.
3.43 предупреждающее действие (preventive action): Действие по устранению причины потенциального несоответствия (3.39).
3.44 воздействие (impact): Положительное или отрицательное влияние на общество, экономику или среду, полностью или частично возникающее вследствие прошлых или настоящих решений и деятельности.
4 Условия организации
4.1 Организация и ее условия
Организация должна определить внешние и внутренние проблемы, которые имеют отношение к ее целям и влияют на способность получать намеченные результаты с использованием системы менеджмента устойчивости событий.
Примечание 1 – Термин «проблемы» в этом подразделе является синонимом термина «условия», как определено в 3.42.
Примечание 2 – Организация описана в 4.3 и 4.4.
4.2 Потребности и ожидания заинтересованных сторон
Организация должна определить:
– заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента устойчивости
событий;
– требования этих заинтересованных сторон (т.е. их потребности и ожидания, установленные, подразумеваемые или обязательные).
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации и привлечения заинтересованных сторон к решению вопросов в области устойчивого развития, относящихся к ее функциям в цепочке событий. Организация должна документировать результаты сотрудничества с заинтересованными сторонами.
Идентификация заинтересованных сторон должна, если это возможно, охватывать следующее:
a) организатора события;
b) владельца события;
c) рабочую силу;
d) цепочку поставок;
e) участников;
f) посетителей и потребителей;
д) регулирующие органы;
h) сообщество.
5
1
См. также ГОСТ ISO 9000
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Условия организации
5 Лидерство
6 Планирование
7 Поддержание в рабочем состоянии
8 Деятельность
9 Оценка функционирования
10 Улучшение
Приложение А (справочное) Руководство по применению настоящего стандарта
Приложение В (справочное) Управление цепочкой поставок
Приложение С (справочное) Оценка
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта, ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Библиография
стр. 1
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 15
стр. 16
стр. 17
стр. 18
стр. 19
стр. 20
стр. 21
стр. 22
стр. 23
стр. 24
стр. 25
стр. 26
стр. 27
стр. 28
стр. 29
стр. 30