Получите образец ТУ или ГОСТа за 3 минуты

Получите ТУ или ГОСТ на почту за 4 минуты

ГОСТ Р ИСО 22301-2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР ИСО 22301— 2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА

Общие требования

ISO 22301:2012

Societal security —

Business continuity management systems — Requirements

(IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2015

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в разделе 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Менеджмент риска»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. № 1351-ст.

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22301:2012 «Социальная безопасность Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Требования» (ISO 22301:2012 «Societal security — Business continuity management systems – Requirements»).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 — 2012 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р ИСО 22301-2014

Примечание 1- Выполнение может относиться как к количественным, так и к качественным результатам.

Примечание 2 – Выполнение может относиться к управлению действиями, процессами, продукцией (включая услуги), системами или организациями.

3.36    оценка выполнения (performance evaluation): Процесс определения измеримых результатов.

3.37    персонал (personnel): Люди, работающие в организации и находящиеся под ее управлением.

Примечание – Понятие персонала включает, но не ограничено, постоянный персонал, частично занятый персонал и персонал вспомогательных организаций.

3.38    политика (policy): Намерения и направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством.

3.39    процедура (ргосебиге):Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

3.40    процесс (process): Набор действий, направленных на достижение результата.

3.41    продукция и услуги (products and services): Результаты деятельности организации, которые она поставляет своим потребителям, получателям и причастным сторонам, например, промышленные товары, автострахование или медицинское обслуживание.

3.42    приоритетные виды деятельности (prioritized activities): Виды деятельности, которым должно быть отдано предпочтение после инцидента в целях смягчения его последствий.

Примечание —Для описания деятельности в пределах этой группы обычно используют следующие термины: критическая, важная, жизненно важная, срочная и ключевая.

[ИСО 22300]

3.43    запись (record): Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.

3.44    целевая точка восстановления данных (recovery point objective; RPO) ЦТВД: Состояние, до которого необходимо восстановить данные, используемые в определенной деятельности, для обеспечения возобновления этой деятельности.

Примечание —Иногда употребляют термин «максимальная потеря данных».

3.45    целевое время восстановления (recovery time objective, RTO) ЦВВ: Период времени, установленный для возобновления поставок продукции или услуг, возобновления деятельности или восполнения ресурсов после инцидента.

Примечание – Для продукции, услуг и деятельности целевое время восстановления должно быть меньше времени, в течение которого неблагоприятные воздействия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, станут неприемлемыми.

3.46    требование (requirement): Установленные потребность или ожидание, подразумеваемое или обязательное.

Примечание 1 — «Подразумеваемое» означает, что это требование является общепринятым или обычным для организации и заинтересованных сторон.

Примечание 2 – Установленное требование — это требование, установленное в документации.

3.47    ресурсы (resources): Все активы, персонал, навыки, технологии (включая технологические процессы и оборудование), производственные площади, запасы и информация (на электронном или бумажном носителе), которые должны быть, при необходимости, доступны для использования организацией в текущей деятельности и для достижения поставленных целей.

3.48    риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей1’.

Примечание 1- Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (положительного и/или отрицательного).

11 В соответствие с ФЗ “О техническом регулировании” от 27.12.2002 N 184-ФЗ «риск – это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда».

5

Примечание 2 – Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).

Примечание 3 – Риск часто характеризуют с помощью возможных событий (Руководство ИСО 73, 3.5.1.3) и последствий (Руководство ИСО 73, 3.6.1.3), или их сочетания.

Примечание 4 – Риск часто выражают в виде сочетания последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и вероятности их возникновения (Руководство ИСО 73, 3.6.1.1).

Примечание 5 – Неопределенность это состояние дефицита информации о событии, его последствиях или вероятности возникновения.

Примечание 6 — Организация устанавливает цели непрерывности бизнеса в соответствии с политикой непрерывности бизнеса.

[Руководство ИСО 73]

3.49    аппетит риска, предпочтительный риск (risk appetite): Общая величина риска, который организация готова принять, перенести или действию которого готова подвергнуться в любой момент времени, и тип риска, предпочтительный для организации.

3.50    оценка риска (risk assessment): Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

3.51    менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.

3.52    тестирование (testing): Процедура оценки; способ определения наличия, качества или достоверности чего-либо.

Примечание 1 – Тестирование иногда называют «испытанием».

Примечание 2 – Тестирование часто применяют в отношении планов поддержки.

[ИСО 22300]

3.53    высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Примечание 1 — Высшее руководство может делегировать полномочия и распределять ресурсы в пределах организации.

Примечание 2 — Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, то высшим руководством являются ответственные лица, осуществляющие управление и контроль в этой части организации.

3.54    верификация (verification): Подтверждение, посредством предоставления доказательств, что указанные требования были выполнены.

3.55    производственная среда, рабочая среда (work environment): Совокупность условий, в которых выполняют работу.

Примечание – Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие как температура, системы поощрения, эргономика и состав атмосферы).

[ИСО 22300]

4 Условия организации

4.1 Понимание организации и ее условий

Организация должна определить внешние и внутренние факторы, влияющие на выполнение организацией поставленных целей и достижение результатов ее СМНБ.

Эти факторы необходимо учитывать при установлении, внедрении и поддержании СМНБ организации.

Организация должна идентифицировать и документировать следующее:

a)    виды деятельности, функции, услуги, продукцию, сотрудничество, цепочки поставок, взаимодействия с заинтересованными сторонами, потенциально уязвимые по отношению к разрушительному инциденту;

b)    взаимосвязь политики в области непрерывности бизнеса с целями и другими политиками организации, включая стратегию управления совокупным риском;

c)    аппетит риска организации.

При установлении условий организация должна:

б

ГОСТ Р ИСО 22301-2014

1)    ясно сформулировать свои цели, включая цели, связанные с непрерывностью бизнеса;

2)    определить внешние и внутренние факторы, которые создают неопределенность, вызывающую риск;

3)    установить критерии риска с учетом аппетита риска;

4)    определить цели в области СМНБ.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

4.2.1    Общие положения

Устанавливая СМНБ, организация должна определить:

a)    заинтересованные стороны, которые важны для СМНБ;

b)    требования этих заинтересованных сторон (т.е. их потребности и ожидания, установленные, подразумеваемые или обязательные).

4.2.2    Законодательные и нормативные требования

Организация должна установить, осуществить и поддерживать процедуру(ы), позволяющие идентифицировать, иметь доступ, оценивать применимые законодательные и нормативные требования, относящиеся к непрерывности ее деятельности, поставок продукции и услуг, а так же затрагивающие интересы важных заинтересованных сторон.

Организация должна гарантировать, что применимые юридические, нормативные и другие требования приняты во внимание при установлении, внедрении и поддержании ее СМНБ.

Организация должна зарегистрировать эту информацию и сохранять ее актуальной. Новые требования или изменения правовых, нормативных и других требований должны быть доведены до сведения соответствующих работников и других заинтересованных сторон.

4.3    Определение области применения СМНБ

4.3.1    Общие положения

Для установления области применения СМНБ организация должна определить ее границы и применимость.

При определении области применения, организация должна рассмотреть:

– внешние и внутренние факторы, упомянутые в 4.1;

-требования, упомянутые в 4.2.

Должна быть доступна документированная информация по области применения СМНБ.

4.3.2    Область применения СМНБ

Организация должна:

a)    установить части организации, включенные в СМНБ;

b)    установить требования СМНБ с учетом предназначения организации, ее целей, внутренних и внешних обязательств (включая связанные с заинтересованными сторонами), а также юридических и нормативных обязанностей;

c)    идентифицировать продукцию и услуги и все связанные с ними действия в рамках СМНБ;

d)    принять во внимание потребности, интересы и ожидания заинтересованных сторон, таких как клиенты, инвесторы, акционеры, участники цепочки поставок, а также ожидания и интересы общественности и/или сообщества,

e)    определить область применения СМНБ в соответствии с размером, характером и структурой организации.

При определении области применения организация должна документировать и обосновать все исключения; такие исключения не должны затрагивать способность и обязанность организации обеспечивать непрерывность бизнеса и выполнение операций в соответствии с требованиями СМНБ, определенными с помощью анализа воздействия на бизнес или оценки риска, и применимых юридических и нормативных требований.

4.4    Система менеджмента непрерывности бизнеса

Организация должна установить, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать СМНБ, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

7

5 Лидерство

5.1    Лидерство и заинтересованность

Высшее руководство и руководители на разных уровнях организации должны продемонстрировать свое лидерство по отношению к СМНБ.

Пример – Лидерство и заинтересованность могут быть продемонстрированы с помощью мотивирования людей содействовать результативности СМНБ и предоставления им необходимых полномочий.

5.2    Заинтересованность руководства

Высшее руководство должно продемонстрировать свое лидерство и заинтересованность по отношению к СМНБ посредством:

–    установления политики и целей системы менеджмента непрерывности бизнеса и обеспечения их совместимости со стратегическим направлением организации;

-обеспечения интеграции требований системы менеджмента непрерывности бизнеса в бизнес-процессы организации;

–    обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы менеджмента непрерывности

бизнеса;

–    объяснения важности наличия результативной системы менеджмента непрерывности бизнеса и соответствия требованиям СМНБ;

–    обеспечения достижения СМНБ ожидаемого результата(ов);

–    направления и поддержки людей, способствующих результативности СМНБ;

–    содействия непрерывному совершенствованию;

–    поддержки других важных руководителей для демонстрации их лидерства и заинтересованности в областях их ответственности.

Примечание 1 – Ссылки на «бизнес» в настоящем стандарте следует широко интерпретировать, так как они обозначают виды деятельности, которые являются ключевыми для существования организации.

Высшее руководство должно представить свидетельства своей заинтересованности в создании, внедрении, эксплуатации, мониторинге, анализе, поддержке и совершенствовании СМНБ посредством:

–    установления политики в области непрерывности бизнеса;

–    обеспечения установления целей и планов СМНБ;

-установления функций, ответственности и полномочий для управления непрерывностью бизнеса;

–    назначение одного или большего количества людей с соответствующим авторитетом и компетентностью, ответственных за внедрение и поддержку СМНБ.

Примечание 2 – Эти люди могут иметь и другие обязанности в организации.

Высшее руководство должно обеспечить распределение обязанностей и полномочий для выполнения важных функций и осведомленность о них в организации посредством:

–    определения критериев принятия риска и допустимых уровней риска;

–    активного участия в учениях и тестировании;

-обеспечения проведения внутренних аудитов СМНБ;

–    проведения анализа СМНБ;

-демонстрации заинтересованности в постоянном улучшении.

5.3    Политика

Высшее руководство должно установить политику непрерывности бизнеса, которая:

a)    соответствует целям организации;

b)    обеспечивает основу для установления целей непрерывности бизнеса;

c)    включает обязательства по выполнению применимых требований;

d)    включает обязательства по постоянному улучшению СМНБ.

Политика СМНБ должна быть:

-доступна в форме документированной информации;

8

ГОСТ Р ИСО 22301-2014

-доведена до сведения персонала организации;

–    при необходимости, доведена до сведения заинтересованных сторон;

–    актуализирована через установленные промежутки времени и при значительных изменениях в организации.

Организация должна сохранять документированную политику в области непрерывности бизнеса.

5.4 Функции, обязанности и полномочия в организации

Высшее руководство должно обеспечить распределение ответственности и полномочий для выполнения важных функций и довести их до сведения персонала организации.

Высшее руководство должно распределить ответственность и полномочия для:

a)    обеспечения соответствия СМНБ требованиям настоящего стандарта;

b)    создания отчетов о работе СМНБ для высшего руководства.

6 Планирование

6.1    Анализ риска и благоприятных возможностей

При планировании СМНБ организация должна рассмотреть вопросы, упомянутые в 4.1 и 4.2 и определить риски и благоприятные возможности для:

–    обеспечения уверенности в том, что СМНБ может достигнуть ожидаемых результатов;

–    предотвращения или уменьшения нежелательных последствий;

–    обеспечения постоянного улучшения.

Организация должна запланировать

a)    действия по анализу риска и благоприятных возможностей,

b)    действия по

1)    их объединению и внедрению в процессы СМНБ (см. 8.1),

2)    оценке их результативности (см. 9.1).

6.2    Цели в области непрерывности бизнеса и планы их достижения

Высшее руководство должно обеспечить установление целей в области непрерывности бизнеса и информирование о них на соответствующих уровнях организации.

Цели непрерывности бизнеса должны:

a)    быть совместимы с политикой непрерывности бизнеса;

b)    учитывать минимальный уровень продукции и услуг, который является приемлемым для достижения целей организации;

c)    быть измеримы;

d)    соответствовать установленным требованиям;

e)    контролироваться и обновляться по необходимости.

Организация должна сохранять документированные цели в области непрерывности бизнеса.

Для достижения целей в области непрерывности бизнеса, организация должна:

–    назначить ответственных;

–    определить необходимые действия;

–    определить необходимые ресурсы;

–    назначить сроки выполнения;

–    определить метод оценки результатов.

9

7 Поддержка

7.1    Ресурсы

Организация должна определить и выделить ресурсы, необходимые для создания, внедрения, обслуживания и постоянного улучшения СМНБ.

7.2    Компетентность

Организация должна:

a)    определить необходимую компетентность сотрудников, выполняющих работу, которая влияет на функционирование СМНБ;

b)    обеспечить компетентность людей посредством обучения, проведения учений и обмена опытом;

c)    оценивать результативность предпринятых мер;

d)    сохранять документы, подтверждающие компетентность.

Примечание – Применимые меры могут включать, например: предоставление обучения, наставничество или перевод сотрудников по службе; наем или заключение контракта с компетентными людьми.

7.3    Осведомленность

Персонал, осуществляющий работу под контролем организации, должен знать:

a)    политику в области непрерывности бизнеса;

b)    свой вклад в результативность СМНБ, включая выгоды от постоянного улучшения менеджмента непрерывности бизнеса;

c)    последствия, которые могут возникнуть в случае несоответствия требованиям СМНБ;

d)    свои функции в случае разрушительных инцидентов.

7.4    Обмен информацией

Организация должна определить потребность во внутреннем и внешнем обмене информацией, относящемся к СМНБ, включая:

a)    вопросы для обмена информацией;

b)    ситуации, в которых производится обмен информацией;

c)    причастные стороны, с которыми производится обмен информацией.

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы):

–    внутреннего обмена информацией между заинтересованными сторонами и сотрудниками организации;

–    внешнего обмена информацией с клиентами, партнерскими организациями, местным сообществом, и другими заинтересованными сторонами, включая СМИ;

–    приема, документирования и реагирования на сообщения заинтересованных сторон;

–    использования национальной и региональной систем предупреждения об угрозах (или аналогичных систем), при необходимости;

–    обеспечения доступности средств обмена информацией в условиях разрушительного инцидента;

–    связи с властями и обеспечения функциональной совместимости с другими организациями, участвующими в ответных мерах на инцидент и их персоналом, при необходимости;

-тестирования и обеспечения работы резервных средств связи в случае отказа основных средств связи.

Примечание – Дальнейшие требования для обмена информацией в условиях инцидента установлены в 8.4.3.

7.5    Документированная информация

7.5.1 Общие положения

Документация СМНБ организации должна включать в себя:

-документацию в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

-документацию, которую организация определила, как необходимую для оценки результативности СМНБ.

10

ГОСТ Р ИСО 22301-2014

Примечание – Степень документирования информации СМНБ может отличаться в разных организациях и зависит от:

–    размера организации, видов ее деятельности, процессов, продукции и услуг;

–    сложности процессов и их взаимодействий;

–    компетентности сотрудников.

7.5.2    Создание и обновление

При создании и обновлении документации, организация должна обеспечить:

a)    идентификацию и описание документов (например, наименование, дата, автор или номер ссылки);

b)    формат (например, язык, версию программного обеспечения, графику) и носитель информации (например, бумага, электронный формат), а также способ ее проверки и подтверждения пригодности и достаточности.

7.5.3    Управление документацией

Документация, требуемая СМНБ и настоящим стандартом, должна быть управляемой для обеспечения:

a)    доступности и пригодности для использования, при необходимости;

b)    защищенности (например, от потери конфиденциальности, неправильного использования или потери целостности).

Для управления документацией организация должна определить следующие действия с документацией:

–    распределение и доступ;

–    обеспечение сохранности;

–    управление изменениями (например, контроль версий программного обеспечения);

-хранение и распоряжение;

–    поиск и использование;

–    обеспечение четкости текста (т.е. обеспечение возможности разборчивости текста при чтении);

–    предотвращение непреднамеренного использования устаревшей документации.

Документация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и работы СМНБ, должна быть идентифицированной и управляемой.

При установлении управления документацией организация должна обеспечить для нее подходящую защиту (например, защиту от компрометации, несанкционированного изменения или удаления).

Примечание – Доступ подразумевает принятие решений о разрешении на просмотр или разрешение на просмотр и изменение документации и т.д.

8 Деятельность

8.1    Планирование и контроль

Организация должна планировать, внедрять и контролировать процессы, необходимые в соответствии с требованиями СМНБ и выполнять действия, определенные в 6.1, в том числе:

a) установить необходимые критерии для процессов;

b) осуществлять контроль над процессами в соответствии с критериями;

c)    хранить документацию, подтверждающую, что процессы выполнены в соответствии с запланированными действиями.

Организация должна контролировать изменение запланированных действий и анализировать последствия непреднамеренных изменений, принимая меры по смягчению неблагоприятных воздействий.

Организация должна обеспечить контроль процессов аутсорсинга.

8.2    Анализ воздействия на бизнес и оценка риска

8.2.1 Общие положения

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный документированный процесс анализа воздействий на бизнес и оценки риска, в котором должны быть:

11

a)    установлена область применения оценки риска, определены критерии и способы оценки возможных воздействий инцидента;

b)    учтены юридические и другие требования, которые должна соблюдать организация;

c)    предусмотрен систематический анализ, установлены приоритетность обработки риска и необходимые для этого затраты;

d)    определены выходные данные анализа воздействия на бизнес и оценки риска;

e)    установлены требования к актуализации и конфиденциальности этой информации.

Примечание – Существуют различные методологии анализа воздействия на бизнес и оценки риска.

8.2.2    Анализ воздействия на бизнес

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный и документированный процесс определения приоритетов, целей и задач непрерывности бизнеса. Этот процесс должен включать оценку последствий нарушения видов деятельности, которые поддерживают поставку продукции и услуг.

Анализ воздействия на бизнес должен включать:

a)    идентификацию видов деятельности, которые поддерживают поставку продукции и услуг;

b)    оценку последствий невыполнения этих видов деятельности;

c)    установление приоритетных сроков возобновления деятельности на установленном минимальном приемлемом уровне с учетом времени, в течение которого неблагоприятные воздействия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, приводят к неприемлемым результатам;

d)    идентификацию зависимостей и ресурсов для поддержания этих видов деятельности, включая поставщиков, партнеров по аутсортингу и других важных заинтересованных сторон.

8.2.3    Оценка риска

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный документированный процесс оценки риска для систематической идентификации, анализа и оценки риска разрушительных инцидентов для организации.

Примечание – Этот процесс может быть разработан в соответствии с ИСО 31000.

Организация должна:

a)    идентифицировать риск нарушений в приоритетных видах деятельности организации, а также процессах, системах, информации, человеческих активах, аутсорсинге и ресурсах, которые их поддерживают;

b)    систематически анализировать риск;

c)    оценивать необходимость обработки;

d)    определить методы обработки, соответствующие целям в области непрерывности бизнеса и аппетиту риска организации.

Примечание – Организация должна быть осведомлена, что определенные финансовые или установленные государством обязательства требуют предоставления отчета о таких видах риска с разной степенью детализации. Кроме того, некоторые потребности общества также могут служить основанием для предоставления отчета с соответствующей степенью детализации.

8.3    Стратегия непрерывности бизнеса

8.3.1 Определение и выбор

Определение и выбор стратегии должны быть основаны на результатах анализа воздействия на бизнес и оценки риска.

Организация должна определить подходящую стратегию непрерывности бизнеса для:

a)    защиты приоритетных видов деятельности;

b)    стабилизации, продолжения, возобновления и восстановления приоритетных видов деятельности и их обеспечения ресурсами;

c)    смягчения последствий, разработки ответных мер и управления ими.

Определение стратегии должно включать в себя установление приоритетных сроков возобновления действий. Организация должна провести оценку способности к обеспечению непрерывности бизнеса своих поставщиков.

ГОСТ Р ИСО 22301-2014

8.3.2    Установление требований к ресурсам

Организация должна определить требования к ресурсам для выполнения выбранных стратегий. Рассматриваемые ресурсы должны включать в себя, но не ограничиваться, следующими:

a) персонал;

b)    информация и данные;

c)    здания, рабочая среда и связанные с ними коммуникации;

d)    оборудование и расходные материалы;

e)    системы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

f)    транспорт;

д) финансы;

h) партнеры и поставщики.

8.3.3    Защита и снижение риска

Для идентифицированных рисков, требующих обработки, организация должна разработать меры, обеспечивающие:

a)    снижение вероятности разрушений (нарушений);

b)    сокращение продолжительности разрушений (нарушений);

c)    снижение последствий разрушений (нарушений) для ключевой продукции и услуг организации.

Организация должна выбрать и провести необходимую обработку риска в соответствии с аппетитом риска.

8.4 Установление и внедрение процедур непрерывности бизнеса

8.4.1    Общие положения

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления и продолжения своей деятельности в условиях действия инцидента на основе целей восстановления, идентифицированных в ходе анализа воздействия на бизнес.

Организация должна документировать процедуры (включая необходимые ответные меры) для обеспечения непрерывности деятельности и управления в условиях инцидента.

Процедуры должны:

a)    устанавливать соответствующий порядок внутреннего и внешнего обмена информацией;

b)    быть конкретными в отношении неотложных действий, которые должны быть выполнены в условиях разрушения (нарушения) деятельности;

c)    быть гибкими для реагирования на непредвиденные угрозы и меняющиеся внутренние и внешние условия;

d)    быть сфокусированы на последствиях событий, которые могут нарушить работу;

е)    быть разработаны на основе установленных предположений и анализа взаимозависимостей;

f) результативно минимизировать последствия путем осуществления стратегий смягчения последствий инцидента.

8.4.2    Структура ответных мер на инцидент

Организация должна установить, документировать и внедрить процедуры и структуру управления действиями при возникновении разрушительного инцидента с использованием персонала, обладающего необходимой ответственностью, полномочиями и компетентностью.

Структура ответных мер должна

a)    определять пороги воздействия, за пределами которых инициируют выполнение ответных

мер;

b)    оценивать характер и степень разрушительного инцидента и его возможных последствий;

c)    приводить в действие соответствующие ответные меры, предусмотренные СМНБ;

d)    иметь в наличии процессы и процедуры активации, функционирования, координации ответных мер и информирования о них;

e)    иметь в наличии ресурсы для поддержки процессов и процедур управления в условиях разрушительного инцидента для минимизации его последствий;

f)    активизировать связь с заинтересованными сторонами и властями, а также средствами массовой информации.

Организация должна определить, руководствуясь безопасностью жизни как важнейшим приоритетом, после консультаций с важными заинтересованными сторонами, необходимость сообщения внешним сторонам о наличии существенного риска и его последствиях для организации и документи-

ровать это сообщение. Если принято решение о направлении такого сообщения, то организация должна установить и внедрить процедуры обмена информацией с внешними сторонами, объявления тревоги и предупреждений, включая сообщения в СМИ.

8.4.3    Предупреждение и коммуникации

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры

для:

a)    обнаружения инцидента;

b)    мониторинга инцидента;

c)    обмена информацией в пределах организации, а также получения, документирования и реагирования на сообщения заинтересованных сторон;

d)    получения, документирования и реагирования на информацию национальной или региональной системы предупреждения о рисках;

e)    обеспечения доступности средств связи в условиях разрушительного инцидента;

f)    упрощенного обмена информацией с аварийно-спасательными службами;

д)    записи жизненно важной информации об инциденте, предпринятых действиях и принятых решениях. Кроме того, должно быть рассмотрено следующее:

–    оповещение заинтересованных сторон о возможном воздействии на них фактического или возможного инцидента;

–    обеспечение взаимодействия нескольких организаций, реагирующих на инцидент, и их персонала;

–    работа средств связи.

Процедуры обмена информацией и предупреждения необходимо регулярно проверять.

8.4.4    Планы непрерывности бизнеса

Организация должна установить документированные процедуры реагирования на разрушительный инцидент, а также работы и восстановления деятельности в течение заранее определенного периода времени. Такие процедуры должны устанавливать требования к тем, кто будет их осуществлять.

Планы непрерывности бизнеса должны содержать:

a)    определенные функции и ответственность сотрудников и команд, обладающих полномочиями в течение и после инцидента;

b)    процесс инициирования ответных мер;

c)    информацию о незамедлительных действиях по устранению последствий разрушительного инцидента, в которой уделено особое внимание:

1)    благополучию людей,

2)    стратегическим, тактическим и оперативным вариантам реагирования на разрушения (нарушения),

3)    предотвращению дальнейшей потери или недоступности приоритетных видов деятельности;

d)    способы поддержки связи с персоналом, их родственниками, ключевыми заинтересованными сторонами и аварийными службами и условия их применения;

е)    способы продолжения или восстановления организацией приоритетных видов деятельности в рамках заранее установленного периода времени;

f) информацию по взаимодействию со СМИ после инцидента, в том числе

1)    стратегию обмена информацией,

2)    предпочтительные виды связи со СМИ,

3)    руководство или шаблон написания заявлений для СМИ,

4)    информацию о представителях организации для связей со СМИ;

д) процесс сворачивания ответных мер после окончания инцидента.

Каждый план непрерывности бизнеса должен определять:

–    назначение и область применения;

–    цели;

–    критерии и процедуры инициирования ответных мер;

–    процедуры выполнения ответных мер;

–    функции, ответственность и полномочия;

-требования и процедуры обмена информацией;

–    внутренние и внешние взаимозависимости и взаимодействия;

–    потребности в ресурсах;

14

ГОСТ Р ИСО 22301-2014

Содержание

1    Область применения…………………………………………………………………………………………………………………….1

2    Нормативные ссылки…………………………………………………………………………………………………………………….1

3    Термины и определения……………………………………………………………………………………………………………….1

4    Условия организации…………………………………………………………………………………………………………………….6

5    Лидерство…………………………………………………………………………………………………………………………………….8

6    Планирование………………………………………………………………………………………………………………………………9

7    Поддержка………………………………………………………………………………………………………………………………….10

8    Деятельность………………………………………………………………………………………………………………………………11

9    Оценка выполнения…………………………………………………………………………………………………………………….15

10 Постоянное улучшение……………………………………………………………………………………………………………..17

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов

Великобритании, указанных в библиографии настоящего стандарта, ссылочным

национальным стандартам Российской Федерации…………………………………………………19

Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………….21

ГОСТ Р ИСО 22301-2014

–    процессы управления информационным потоком и документирования.

8.4.5    Восстановление

Организация должна иметь документированные процедуры по восстановлению и возвращению к нормальному режиму работы после инцидента.

8.5    Учения и проверки

Организация должна проводить учения и проверки своих процедур непрерывности бизнеса для уверенности в том, что они соответствуют целям в области непрерывности бизнеса.

Организация должна проводить учения и тестирование для проверки того, что процедуры:

a)    соответствуют области применения и целям СМНБ;

b)    основаны на проработанных спланированных сценариях с четко определенными целями и задачами;

c)    совместно обеспечивают валидацию мер непрерывности бизнеса с привлечением заинтересованных сторон;

d)    обеспечивают риск нарушения деятельности на минимальном уровне;

e)    предоставляют информацию для формирования отчетов по результатам учений с приведением данных рекомендаций и мер по постоянному улучшению СМНБ,

f)    содействуют постоянному улучшению;

д) проверяются через запланированные интервалы времени и в случае существенных изменений в организации или среде, в которой она осуществляет деятельность.

9 Оценка выполнения

9.1    Мониторинг, измерение, анализ и оценка

9.1.1    Общие положения

Организация должна определить:

a)    контролируемые с помощью мониторинга и измерений параметры и объекты,

b)    методы мониторинга, измерения, анализа и оценки для обеспечения достоверных результатов,

c)    сроки и периодичность проведения мониторинга и измерений,

d)    сроки анализа и оценки результатов мониторинга и измерений.

Организация должна сохранить соответствующую документацию в качестве свидетельства результатов функционирования СМНБ.

Организация должна оценить СМНБ и ее результативность.

Дополнительно, организация должна:

–    принять меры по устранению неблагоприятных тенденций или результатов до возникновения несоответствия;

–    сохранять соответствующую документацию в качестве свидетельства результатов СМНБ.

Процедуры мониторинга функционирования СМНБ должны предусматривать:

-установление показателей, соответствующих потребностям организации;

-мониторинг выполнения политики, целей и задач организации в области непрерывности бизнеса;

–    мониторинг выполнения процессов, процедур и функций, которые защищают приоритетные виды деятельности;

–    мониторинг соответствия требованиям настоящего стандарта и целям в области непрерывности бизнеса;

–    мониторинг хронологии свидетельств несовершенства функционирования СМНБ;

–    запись данных и результатов мониторинга и измерений для разработки последующих корректирующих действий.

Примечание – Несовершенство выполнения МНБ может включать в себя несоответствие, промахи, ложные тревоги и фактические инциденты.

9.1.2    Оценка процедур непрерывности бизнеса

а) Организация должна периодически проводить оценку процедур и благоприятных возможностей СМНБ для обеспечения их пригодности, адекватности и результативности;

15

Введение

0.1 Общие положения

Настоящий стандарт устанавливает требования к созданию и управлению эффективной системой менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ).

СМНБ подчеркивает важность

–    понимания потребностей организации и необходимости установления политики и целей в области непрерывности бизнеса,

–    внедрения средств и показателей управления общей способностью организации противостоять разрушительным инцидентам,

-анализа и мониторинга выполнения и результативности СМНБ,

–    непрерывного совершенствования, основанного на объективных измерениях.

Ключевыми элементами СМНБ, как и любой другой системы менеджмента, являются:

a)    политика;

b)    люди с установленными обязанностями;

c)    процессы управления, относящиеся к:

1)    политике;

2) планированию;

3)    внедрению и функционированию;

4)    оценке выполнения;

5)    анализу со стороны руководства;

6)    совершенствованию;

d)    документация, обеспечивающая доказательства соответствия;

e)    все процессы управления непрерывностью бизнеса в организации.

Непрерывность бизнеса способствует устойчивости общества. В процесс восстановления организации после разрушительных инцидентов может быть вовлечено общество и другие организации.

0.2 Модель «Планирование — Выполнение — Проверка — Действие» (PDCA)

Настоящий стандарт использует модель PDCA для планирования, установления, внедрения, функционирования, мониторинга, поддержки и непрерывного совершенствования результативности СМНБ организации.

Стандарт обеспечивает определенную степень соответствия другим стандартам в области систем менеджмента, таким как ИСО 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования», ИСО 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», ИСО/МЭК 27001:2013 «Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования», ИСО/МЭК 20000-1:2011 «Информационные технологии. Менеджмент услуг. Часть 1. Требования к системе менеджмента услуг», и ИСО 28000:2007 «Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия».

На рисунке 1 показано, как СМНБ используя на входе заинтересованные стороны и требования к управлению непрерывностью бизнеса и, посредством необходимых действий и процессов, получает результаты (то есть управляемую непрерывность бизнеса), отвечающие этим требованиям.

IV

ГОСТ Р ИСО 22301-2014

Рисунок 1 – Модель PDCA, примененная к процессам СМНБ

Таблица 1- Объяснение модели PDCA

Планирование

(Установление)

Установление политики в области непрерывности бизнеса, целей, задач, элементов управления, процессов и процедур, важных для совершенствования непрерывности бизнеса. Результаты должны поддерживать общую политику и задачи организации.

Выполнение (Внедрение и работа)

Внедрение и работа политики непрерывности бизнеса, средств управления, процессов и процедур.

Проверка (Наблюдение и контроль)

Отслеживание и анализ выполнения СМНБ с учетом политики и целей, сообщение результатов руководству, определение и санкционирование действий для исправления и совершенствования.

Действие (Поддержка и совершенствование)

Поддержка и совершенствование СМНБ с помощью принятия корректирующих действий, основанных на результатах анализа менеджмента и пересмотре области применения СМНБ, а также политики и целей непрерывности бизнеса.

0.3 Компоненты PDCA в настоящем стандарте

Разделы 4 — 10 настоящего стандарта посвящены следующим элементам модели «Планирование — Выполнение — Проверка — Действие».

– В разделе 4 (Планирование) приведены требования, необходимые для установления условий СМНБ в организации, а так же к ее потребностям, требованиям и области применения.

V

–    В разделе 5 (Планирование) приведены требования к функциям высшего руководства в СМНБ, и описано, как высшее руководство выражает свои ожидания в отношении организации посредством установления политики в области непрерывности бизнеса.

–    В разделе 6 (Планирование) приведены требования, относящиеся к установлению стратегических целей и руководящих принципов СМНБ в целом. Содержание раздела 6 отличается от установления возможных вариантов обработки риска, выявляемых при оценке риска, так же как и целей восстановления, выявляемых во время анализа воздействия на бизнес (BIA).

Примечание — Требования к процессу анализа воздействия на бизнес и оценке риска приведены в разделе 8.

–    Раздел 7 (Планирование) посвящен функционированию СМНБ в части установления компетентности и обмена информацией с заинтересованными сторонами и включает рекомендации по управлению, поддержке и сохранению требуемой документации.

–    В разделе 8 (Выполнение) установлены требования к обеспечению непрерывности бизнеса, порядок разработки процедур управления в условиях инцидента.

–    В разделе 9 (Проверка) приведены требования, необходимые для выполнения измерений в области менеджмента непрерывности бизнеса, соответствия СМНБ требованиям настоящего стандарта и ожиданиями руководства, и обратной связи с руководством относительно его ожиданий.

–    В разделе 10 (Действие) идентифицированы корректирующие действия по устранению несоответствий СМНБ.

VI

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА Общие требования Business continuity management systems. Requirements

Дата введения — 2015—12—01

1    Область применения

В настоящем стандарте установлены требования к планированию, созданию, внедрению, функционированию, мониторингу, поддержке в рабочем состоянии и постоянному улучшению документированной системы менеджмента для защиты от инцидентов, снижения вероятности их реализации, подготовки ответных действий и восстановления после инцидентов при их возникновении.

Требования, установленные в настоящем стандарте, являются универсальными и применимы ко всем организациям независимо от типа, размера и других особенностей. Применимость этих требований зависит от производственной среды, структуры и других особенностей организации.

Настоящий стандарт не устанавливает единообразную структуру системы менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ). Стандарт помогает организовать проектирование СМНБ, соответствующей потребностям организации и требованиям заинтересованных сторон. Эти требования формируются в зависимости от юридических, нормативных, организационных и производственных требований, особенностей продукции и услуг, используемых процессов, размера и структуры организации, а также требований заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт применим к организациям всех типов и размеров, которые имеют намерения:

a)    установить, внедрить, поддерживать и улучшать СМНБ;

b)    обеспечить соответствие деятельности организации установленной политике в области непрерывности бизнеса;

c)    демонстрировать это соответствие другим сторонам;

d)    провести сертификацию/регистрацию своей СМНБ независимым аккредитованным органом по сертификации;

e)    самостоятельно проверять и декларировать соответствие СМНБ требованиям настоящего стандарта.

Настоящий стандарт может быть использован для оценки способности организации удовлетворять ее потребностям и обязательствам в области непрерывности бизнеса.

2    Нормативные ссылки1*

В настоящем стандарте нет ссылок на нормативные документы.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

11 Разделу присвоен номер для сохранения идентичности стандарта.

Издание официальное

3.1    деятельность (activity): Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки.

Пример – Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) и телекоммуникационных технологий, производство, сбыт.

3.2    аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной сравнительной оценки с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Примечание 1- Термин «независимый» не обязательно означает «сторонний по отношению к организации». В большинстве случаев, особенно в небольших организациях, независимость может означать, что аудитор не отвечает за выполнение той деятельности, которая является предметом аудита.

Примечание 2 – Дополнительные справочные материалы по фактическим данным и критериям аудита см. в ИСО 19011 [3].

3.3    непрерывность бизнеса (business continuity): Стратегическая и тактическая способность организации планировать свою работу в случае инцидента и нарушения ее деятельности, направленная на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне.

[ИСО 22300]

3.4    менеджмент непрерывности бизнеса (business continuity management): Полный процесс управления, предусматривающий идентификацию потенциальных угроз и их воздействия на деятельность организации, который создает основу для повышения устойчивости организации к инцидентам и направлен на реализацию эффективных ответных мер против, что обеспечивает защиту интересов ключевых причастных сторон, репутации организации, ее бренда и деятельности, добавляющей ценность.

3.5    система менеджмента непрерывности бизнеса (business continuity management system, BCMS) СМНБ: Часть общей системы менеджмента, которая направлена на установление, внедрение, осуществление, управление, мониторинг, анализ, поддержку и постоянное улучшение непрерывности

бизнеса.

Примечание – Система менеджмента включает в себя организационную структуру, политики, планирование деятельности, распределение ответственности, процедуры, процессы и ресурсы.

3.6    план непрерывности бизнеса (business continuity plan) ПНБ: Набор документированных процедур и информации, которые разработаны, обобщены и актуализированы с целью их использования в случае возникновения инцидента, и направлены на обеспечение возможности продолжения выполнения организацией критически важных для нее видов деятельности на установленном приемлемом уровне.

3.7    программа непрерывности бизнеса (business continuity programme): Программа действий, направленных на осуществление и поддержку менеджмента непрерывности бизнеса, поддерживаемая и обеспечиваемая высшим руководством и необходимыми ресурсами.

3.8    анализ воздействия на бизнес (business impact analysis): Процесс исследования функционирования бизнеса и последствий воздействия на него разрушающих факторов.

[ИСО 22300]

3.9    компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

3.10    соответствие (conformity): Выполнение требований.

[ИСО 22300]

3.11    постоянное улучшение (continual improvement): Непрерывный процесс совершенствования системы менеджмента с целью повышения ее общей эффективности в соответствии с политикой организации в области менеджмента.

[ИСО 22300]

3.12    коррекция (correction): Действие по устранению обнаруженного несоответствия.

[ИСО 22300]

3.13    корректирующее действие (corrective action): Действие по устранению причины обнаруженного несоответствия и предотвращения его повторного возникновения.

Примечание -В настоящем стандарте действия по минимизации и устранению других нежелательных последствий не подпадают под определение «корректирующее действие».

ГОСТ Р ИСО 22301-2014

[ИСО 22300]

3.14    документ (document): Информация и ее носитель.

Примечание 1 — В качестве носителя может выступать бумага, магнитные, электронные или оптические компьютерные диски, фотографии или их сочетание.

Примечание 2 – Набор документов, например, спецификации и отчеты, часто называют «документацией».

3.15    документированная информация (documented information): Информация, которую организация должна контролировать и хранить.

Примечание 1- Документированная информация может иметь любой формат и любой носитель.

Примечание 2 – Документированная информация может относиться к:

–    системе менеджмента, включая соответствующие процессы;

–    информации, необходимой для работы организации (документация);

–    подтверждению достигнутых результатов (отчеты).

3.16    результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

[ИСО 22300]

3.17    событие (event): Возникновение или изменение специфического набора условий.

Примечание 1- Событие может быть единичным или кратным, и может иметь несколько причин.

Примечание 2 – Событие может быть определенным или неопределенным.

Примечание 3 – Событие может быть названо терминами «инцидент», «опасное событие» или «несчастный случай».

Примечание 4 – Событие без последствий (см. Руководство ИСО 73, 3.6.1.3) может также быть названо терминами «угроза возникновения опасного события», «угроза инцидента», «угроза поражения» или «угроза возникновения аварийной ситуации».

[Руководство ИСО 73]

3.18    учение (exercise): Запланированная репетиция возможного инцидента, разработанная для оценки способности организации справляться с инцидентом, совершенствования ответных мер организации и повышения компетентности вовлеченных сторон.

Примечание 1- Учения могут быть использованы для валидации политики, планов, процедур, подготовки, оснащения и соглашений между организациями; обучения персонала функциям и обязанностям; улучшения координации действий и обмена информацией; повышения производительности; и идентификации возможностей улучшения.

Примечание 2 — Проверка это особый тип учения, который направлен на выявление пригодно-сти/непригодности элемента в пределах цели или задач планируемого учения.

[ИСО 22300]

3.19    инцидент (incident): Ситуация, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайной ситуации или кризису в бизнесе.

[ИСО 22300]

3.20    инфраструктура (infrastructure): Система средств, оборудования и услуг, необходимая для функционирования организации.

3.21    заинтересованная сторона, причастная сторона (interested party, stakeholder): Лицо или организация, которые могут влиять на решения или деятельность, а также быть затронуты или ощущать себя затронутыми ими.

Примечание – Это может быть человек или группа, которые заинтересованы в определенном решении или виде деятельности организации.

3.22    внутренний аудит (internal audit): Аудит, выполняемый самой организацией или от ее имени для анализа менеджмента и других внутренних целей, который может служить основанием для декларации о соответствии.

Примечание – Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите обеспечивают отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту.

3.23    активация плана (invocation): Объявление о том, что план обеспечения непрерывности бизнеса организации должен быть введен в действие для продолжения предоставления ключевых услуг или продукции.

3

3.24    система менеджмента (management system): Система для разработки политики, целей и достижения этих целей.

Примечание 1- Система менеджмента может иметь отношение к единственному или нескольким направлениям деятельности.

Примечание 2 – Элементами системы являются структура организации, функции и обязанности персонала, планирование, процедуры и т.д.

Примечание 3 – Областью применения системы менеджмента может быть вся организация, установленные и идентифицированные функции организации, установленные и идентифицированные части организации или одна или несколько функций в группе организаций.

3.25    максимально приемлемый простой (maximum acceptable outage, МАО) МПП: Время, по истечении которого неблагоприятные последствия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, становятся неприемлемыми.

Примечание – См. также максимально приемлемый период нарушения.

3.26    максимально приемлемый период нарушения (maximum tolerable period of disruption, MTPD) МППН: Время, по истечении которого неблагоприятные последствия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, становятся неприемлемыми.

Примечание – См. также максимально приемлемый простой.

3.27    измерение (measurement): Определение значения величины.

3.28    минимальная цель непрерывности бизнеса (minimum business continuity objective, MBCO) МЦНБ: Минимальный уровень услуг и/или поставок продукции, приемлемый для достижения деловых целей организации во время нарушения ее деятельности.

3.29    мониторинг (monitoring): Определение состояния системы, процесса или деятельности.

Примечание – Для определения состояния может возникнуть необходимость проведения проверки, наблюдения или критического отслеживания.

3.30    соглашение о взаимопомощи (mutual aid agreement): Заранее подготовленное обязательство между двумя или более юридическими лицами об оказании помощи друг другу.

[ИСО 22300]

3.31    несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

[ИСО 22300]

3.32    цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.

Примечание 1- Цель может быть стратегической, тактической или операционной.

Примечание 2 – Цели могут относиться к различным областям (таким как финансы, здоровье и безопасность, экология) и уровням (например, стратегическому, организации, проекта, продукции и процесса).

ПримеЭчание 3 – Цель может быть выражена другими способами, например, в виде ожидаемого результата, замысла или критерия, или при помощи других аналогичных понятий (например, выполнения задачи).

Примечание 4-В области систем менеджмента социальной безопасности, цели социальной безопасности организация устанавливает в соответствии с политикой социальной безопасности для достижения установленных результатов.

3.33    организация (organization): Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

Примечание 1 — Понятие организации охватывает компании, корпорации, фирмы, предприятия, учреждения, благотворительные организации, предприятия розничной торговли, ассоциации, а также их подразделения или комбинации из них.

Примечание 2 — Организация может иметь несколько структурных единиц, при этом отдельная структурная единица может быть рассмотрена как организация.

3.34    аутсорсинг (outsource (verb)): Передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций для выполнения другой организацией.

Примечание – Сторонняя организация находится вне области применения системы менеджмента, хотя произведенная на стороне функция, продукция или процесс находятся в пределах области применения системы менеджмента организации.

3.35    выполнение (performance): Получение измеримого результата.

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Условия организации

5 Лидерство

6 Планирование

7 Поддержка

8 Деятельность

9 Оценка выполнения

10 Постоянное улучшение

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов Великобритании, указанных в библиографии настоящего стандарта, ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Николай Иванов

Эксперт по стандартизации и метрологии! Разрешительная и нормативная документация.

Оцените автора
Все-ГОСТЫ РУ
Добавить комментарий